О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 56.7608
EUR ЦБ 69.6341
 
Погода:
-11
°C
облачно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
15:11 / 21.05.2010

Экспаты или чем «промышляют» иностранцы в России

Как обстоят дела у экспатов сегодня, когда период становления российского бизнеса закончился, а отечественные специалисты теперь обучены ничуть не хуже «заграничных»? BRAINITY совместно с нашим экспертом, Генеральным директором международной компании по предоставлению решений в области управления персоналом Kelly Services Екатериной Гороховой, расставляет точки над i.

A A A
Экспаты или чем «промышляют» иностранцы в России

Если кто еще не знает, «экспаты» — это те же «гастарбайтеры», только с большой буквы, приезжают они в основном из стран Европы и Америки, чтобы занять топовые менеджерские позиции в российских компаниях. В России мода на экспатов пошла с 90-х годов, когда наши менеджеры еще не обладали нужным управленческим опытом и квалификацией.

Кто и зачем приезжает в Россию?

В начале 2010 года международная сеть job-сайтов The Network исследовала предпочтения соискателей в 35 странах мира и выяснила, что обычно иностранцы едут в Россию за деньгами, карьерой, новым опытом и, как это ни странно, лучшей жизнью.

Для 99% экспатов работа в России — это промежуточный этап. Молодые специалисты приезжают за «быстрой» карьерой и деньгами, ведь платят здесь на 30-50% больше, чем на аналогичных позициях на Западе. А «старички» едут обычно передавать опыт. Сильным мотивирующим фактором для переезда в Россию является низкая ставка подоходного налога (13%), которая во многих Европейских странах доходит до 40—50%.

Екатерина Горохова: «Есть два основных типа иностранцев, приезжающих на работу в Россию. Одни приезжают „подметать и строить“, другие — использовать свои уникальные знания и опыт. Первые приезжают на заработки, вторые же слишком разные специалисты, чтобы выделить для них единый мотивирующий фактор. Кто-то заинтересован в карьерном росте, кто-то в получении уникального опыта, который нельзя получить в другом месте, кто-то хочет большую зарплату».

Кто и почему приглашает экспатов?

Экспатов в российские компании приглашают для решения весьма разнообразных задач — антикризисного управления, налаживания бизнес-процессов или отношений с иностранными партнерами, улучшения имиджа компании в глазах инвесторов и прочее.

Екатерина Горохова: «Нельзя сказать, что сегодня российских работодателей сильно привлекают иностранные работники. Скорее, в России есть определенные профессии и индустрии, где среди отечественных специалистов нет экспертов высокого уровня. А раз их нет, приходится искать за рубежом. Это характерно в первую очередь для тех секторов, где требуется редкая производственная экспертиза, либо знание определенных технологий. Яркий тому пример — нефтяная и химическая промышленность.

Как правило, экспатов приглашают все же не российские, а международные компании, действующие в России. При этом в большинстве случаев, приезжающий в нашу страну иностранный специалист уже некоторое время работает в данной компании и его приезд — своего рода продвижение по карьерной лестнице».

Основные преимущества экспатов

1. Профессионализм и уникальные знания. Наличие узкопрофессионального опыта работы с новым оборудованием, обладание современными методами ведения бизнеса и управления — основные преимущества экспатов. Екатерина Горохова добавляет, что у зарубежных работников сильно развиты навыки тайм-менеджмента и проджект-менеджмента, которые за границей прививаются детям еще в школе.

2. Способствуют укреплению имиджа и престижа компании. Сегодня в России ценятся иностранные повара, дизайнеры и строители. Считается, что они привносят «изюминку» в деятельность компании. Кроме того, некоторые собственники принципиально предпочитают выстраивать корпоративную культуру по западному образцу.

3. Готовят кадровый резерв компании. Российские компании, покупая западных специалистов, зачастую приобретают именно «носителей технологий» с целью дальнейшего обучения своих сотрудников на местах.

4. Эффективно выстраивают отношения с зарубежными партнерами. Здесь играет роль фактор общения со «своим» для иностранной компании, что не маловажно при выходе компании на зарубежные рынки.

Минусы привлечения экспатов

1. Высокие затраты. «Содержание» экспата изначально обходится на порядок дороже, чем аналогичного российского специалиста. Помимо заработной платы, экспат получает хорошие бонусы и компенсации (релокационный пакет), такие как оплата жилья, транспортные расходы и пр. С учетом подобных надбавок компенсационный пакет иностранца может быть на 50 — 70% больше, чем у российского специалиста того же уровня. Плюс оплата регистрации экспата и всех необходимых разрешений для его въезда в страну.

2. Сложности оформления. Для того чтобы принять иностранного специалиста на работу понадобится не один месяц: оформить квоту, получить разрешение и оформить приглашение.

3. Не знание русского языка и иной менталитет. Незнание русского языка в некоторой степени осложняет жизнь экспатов, но языковой барьер — это не самая серьезная проблема для них. Гораздо сложнее понять русскую душу и менталитет. Слабым местом экспатов считается неумение действовать неформально и налаживать «нужные» связи.

Слабые способности к установлению местных контактов, нежелание адаптироваться к российским условиям и комплекс превосходства присущий экспатам — вызывают порой резкую неприязнь со стороны российских менеджеров.

Экспатов же раздражает бардак, царящий в структуре российских компаний, неготовность российских менеджеров работать по западным стандартам и постоянная трата рабочего времени на перекуры и обсуждение других сотрудников.

Как найти нужного иностранного специалиста?

Вариант 1. Обратиться напрямую в кадровое агентство той страны, из которой Вы намерены взять сотрудника. В этом случае очевидны сложности: дорогие переговоры, сложные телефонные коммуникации на иностранном языке, длительное оформление документов.

Вариант 2. Обратиться в российский филиал международного кадрового агентства. Договор на поиск специалиста подписывается сразу, требования к будущему сотруднику оговариваете также на месте, и все дальнейшие вопросы по взаимодействию решаются со специалистом кадрового агентства в России.

Екатерина Горохова отмечает, что сегодня экспаты востребованы значительно меньше, чем два года назад. В большей степени это связано с дороговизной их содержания. В любом случае, перед принятием решения о привлечении иностранного специалиста, работодателю стоит внимательно подумать и просчитать целесообразность такого решения.

Наталья Малахаева 
Количество просмотров: 4637
 
A A A
Оценка материала:
(4)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Влад Давыдов
Сергей Митрофанов
_MG_2103
Станислав Терехов
Екатерина Гридина, директор московского офиса MBA Strategy
_MG_2191
Яна Федорова, главный редактор Brainity, руководитель проекта
01.02.2011 034
 
Rambler's Top100