О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 66.2497
EUR ЦБ 78.0753
 
Погода:
+21
°C
переменная облачность
 
Пробки:
3 
Местами затруднения
16:29 / 15.06.2018

Ответственность — пустое слово?

К сожалению, очень часто мы жонглируем красочными словами «ответственность» и «безответственность», не понимая всей глубины ситуаций, в которых они проявляются

A A A
Ответственность — пустое слово?

«Ответственность». Вот еще одно красивое слово. Как любят его употреблять многие руководители, обвиняя своих сотрудников! К сожалению, очень часто мы жонглируем красочными словами «ответственность» и «безответственность», не понимая всей глубины ситуаций, в которых они проявляются.

Каждый раз на тренинге с руководителями даже очень высокого ранга, задавая им вопрос: «А что такое «ответственность»? Как можно понять, что вот этот сотрудник «ответственен, а другой — безответственен?», я загоняю их в тупик.

Я начинаю приставать к руководителю, чтобы понять, что же он имеет в виду. Обычно собственники начинают описывать что-то абстрактное, неизмеримое, чего в принципе добиться от сотрудника нельзя. Например, наиболее типичный ответ: «Ответственный — такой сотрудник, который все делает, приносит результат». То есть ответственный — это тот, кто делает, что ему сказано? Получается, что ответственный — это результативный. Когда мы начинаем разбираться на примере конкретных ситуаций, все получается намного сложнее.

И на это есть четыре причины.

Первая. Очень часто руководитель меряет ответственность сотрудника лишь по своим собственным ощущениям, чуть ли не по тому, есть ли у сотрудника блеск в глазах или нет. О реальной же ответственности можно говорить лишь тогда, когда и у вас, и у сотрудника есть полное взаимопонимание и того, что и в каких рамках ему нужно делать, и того, как ему себя вести в случае, если он не справляется с достижением намеченной цели, выполнением поставленной задачи.

Нужно ли ему, проявляя ответственность, например, самому искать необсужденные с вами альтернативные пути и идти по ним, или же сообщить вам о затруднениях и предложить возможные варианты их устранения, или просто доложить и ждать ваших указаний? Если же сотрудник не знает ни за что в точности он отвечает (в измеряемых показателях) и к какому сроку, ни то, как ему реагировать в случае затруднений — ждите от него «безответственного поведения». Но это будет не на его совести, а на вашей — не довели как следует задачи и цели.

Вторая. У сотрудника элементарно нет полномочий реализовать накладываемую на него ответственность. Нет возможности повлиять на ситуацию.

Ситуация «Ответственны ли мы за своих детей?»

Рассмотрим пример из семейной жизни. Меня всегда умиляет, когда кто-то проявляет свое беспокойство поздним приходом домой своего ребенка-старшеклассника так: «Ведь я ответственен за него!».

Я тогда спрашиваю: «А ты можешь повлиять на то, чтобы он приходил раньше?» Чаще всего слышу ответ: «Нет, он считает себя взрослым, совсем отбился от рук. Ничто на него не действует. Хотя он и хороший мальчик».

Ну, извините, если я не могу повлиять на ситуацию, то я не могу и брать ответственность на себя за нее. Создание иллюзий и ответственность не совместима. Вместо того, чтобы переживать за принятую на себя (ложную) ответственность, лучше повысить свою психологическую грамотность, чтобы научиться находить общий язык с подростком.

Поэтому наказывать сотрудника за безответственность, не предоставив ему полномочий, инструментов повлиять на ситуацию, за которую ответственность возлагается — это самая примитивная манипуляция, которая никак не ведет ни к успехам организации, ни к здоровым отношениям внутри нее.

Третья. Необходимо понять, что вы этого никогда не добьетесь от сотрудника ответственности в той мере, которую приписываете себе.

Ваша ответственность за компанию, ваша инициативность и преданность вознаграждаются совершенно по-другому, чем ответственность сотрудников. И, наоборот, если бы сотрудники были такими же ответственными, как руководитель, они бы скорее всего уже давным-давно открыли свое дело. Или оказались на вашем месте, но в другой организации.

Четвертая. Руководители банально не задумывались, что они подразумевают под «быть ответственным».

Есть такое простое упражнение. Если у вас есть два сотрудника — ответственный Вася и неответственный Петя, то чем поведение Васи будет отличаться от поведения Пети?

Чаще всего оказывается, что «ответственный» означает, что сотрудник приносит результат, делает то, что он должен делать, а если он понимает, что он не справляется с тем, что он должен делать, он вовремя об этом сообщает. Причем если он не справляется, он не пытается переложить вину на другого, он описывает ситуацию максимально подробно и говорит о тех ресурсах, которые ему необходимы, а также предлагает варианты выхода из этой ситуации.

Но когда руководитель вот так осознает, что именно он имеет в виду под «ответственным сотрудником», ему почему-то становится скучно, и он забывает о слове «ответственный».

Буду рад увидеться: 26 июня на моем бизнес-ток-шоу с Сергеем Полонским «Как мотивировать себя и других». Регистрация

Михаил Молоканов, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 551
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Евгений Феклистов со спутницей
Гости мероприятия
Вступительное слово Андреевой Алисы, коммерческого директора
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Даша Мишина, редактор Brainity
IMG_2344
DSC_4472
Аудитория
 
Rambler's Top100