О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 66.6159
EUR ЦБ 75.5358
 
Погода:
+2
°C
ясно
 
Пробки:
5 
Движение плотное
14:43 / 12.10.2018

Зачем современному руководителю нравственность?

Очевидно, что из всех требований к руководителю совсем исчезли такие понятия как «этика», «мораль», «нравственность». Это произошло по нескольким причинам...

A A A
Зачем современному руководителю нравственность?

С усложняющимися процессами в экономике и социальных отношениях, бурным развитием информационных технологий, изменениями, происходящими в физиологических и социально-психологических свойствах человека, повышаются требования к руководителям современных организаций. 

Сегодня существует большое количество деловой литературы, в которой экономисты и психологи, социологи и политики, бизнесмены и менеджеры, теоретики и практики призывают руководителя быть интеллектуально развитым и профессионально подготовленным, эмоционально и стрессоустойчивым, адаптивным и эмпатийным, умеющим выстраивать коммуникацию с окружающими людьми, быть эффективным, уметь добиваться поставленных целей, брать ответственность на себя, обладать лидерскими качествами, уметь создавать команды и быть способным к сотрудничеству. Пока оставлю вопрос — возможно ли это в принципе, и сделаю акцент на другом.

Очевидно, что из всех требований к руководителю совсем исчезли такие понятия как «этика», «мораль», «нравственность». Это произошло по нескольким причинам. В первую очередь под влиянием измененных ценностей в обществе, имеющих сейчас ярко выраженную потребительскую направленность, отрицающих важность данных понятий или изменяющих их смысловое содержание. А еще потому, что многим кажется почему-то несовместимыми и не нужными, методы и способы ведения бизнеса с понятиями нравственности. Есть и еще одна причина — непонимание огромного значения управленческого воздействия нравственного руководителя на своих сотрудников и организацию в целом.

Так зачем же современному руководителю нужна нравственность, этика и мораль? Попробуем в этом разобраться. Данные понятия близки по своему значению. Слово «этика» было впервые введено в культуру древнегреческим мыслителем Аристотелем. Это слово происходит от греческого слова «этос», что значит нрав, характер, обычай. Этическими философ называл такие человеческие достоинства как мужество, честность, справедливость, правдивость, щедрость, дружелюбие, трудолюбие, уважение к старшим, а этикой — науку о добродетельных качествах. Значительно позже, другой, не менее известный древнеримский политик и философ Цицерон, ввел в употребление понятие «мораль», что обозначало, общепринятые традиции и правила взаимоотношения между людьми. Фактически «мораль» стала эквивалентом понятию «этика». Термин «нравственность» произошел от русского слова «нрав», «норов». Он является близким по значению словам «этика» и «мораль». Таким образом, употребление данных терминов является взаимозаменяемым и они не противоречат друг другу. 

В истории развития человеческого общества тысячелетиями создавались, хранились и передавались моральные законы, предписывающие определенные правила поведения людей в обществе: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства», «чти отца и мать», «не желай жены и дома ближнего своего», «будь честен». Их цель — сохранение человека как биологического вида на земле, обеспечение баланса между личными и общественными интересами, нравственное самосовершенствование людей и развитие всего общества в целом.

Этические нормы веками культивировались, впитывались и передавались из поколения в поколение. От родителей — к детям, от старших — младшим, из одной семьи в другую. За это время общество прошло огромный путь развития в отношениях между его участниками. И на всем протяжении этого пути, мораль сопровождала человека, где бы он не находился и чем бы не занимался.

В настоящее время любое государство стоит на страже этических законов, закрепив их в конституции, административном и уголовном законодательстве и требуя их выполнения от своих сограждан. В наше время мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни человека — семью, труд, бизнес, политику, науку, культуру, искусство, спорт. Несмотря на наши желания, взгляды, пристрастия и устремления, мораль присутствует в любой сфере деятельности людей. Но мораль не просто существует рядом с нами и в нас самих. Она выполняет очень важную задачу в обществе. С её помощью мы постоянно оцениваем и вырабатываем отношения, как к себе, так и другим людям. Под призмой нравственности рассматриваются мысли, чувства, отношения и поступки человека. Мораль требует от человека определенного поведения, в соответствии с выработанными и закрепленными в обществе правилами. И эти требования носят не рекомендательный, а повелительный характер. По сути, они являются императивом для общества. Они выступают как этические законы и идеалы, к которым человек должен стремиться. Руководители, которые является носителями нравственных качеств, ценятся в обществе по-прежнему высоко и имеют преимущества перед другими.

Уважение

В первую очередь это проявляется в уважении к таким людям. Этимология слова «уважение» направляет нас на слово «важный». Это осознание важности и ценности такого человека, его роли и статуса в нашей жизни, признание его достоинства. В украинском языке есть родственное слово «увага», что значит «внимание». Поэтому уважение — это проявление внимания и предупредительности к человеку, признание его неформальных прав в обществе. Уважение основывается на личных качествах человека. И среди них моральные качества — являются главными. Если, например, я высоко оцениваю нравственные качества другого человека, то я с уважением отношусь к нему. Я внимателен к тому, что он говорит и делает, какие решения принимает, какие делает распоряжения. Но я не только внимателен, я также признаю его моральное право руководить мною. А это уже прямой путь к эффективному взаимодействию в рамках одной организации, осуществлению качественной системы управления, когда руководитель призван оказывать влияние на своих сотрудников. И если это влияние не вызывает у меня сопротивления и диссонанса, то я не борюсь с руководителем за формальное или неформальное первенство. Все свои силы и энергию я направляю не на преодоление своих внутренних противоречий, не на конкуренцию с ним, а на выполнение поставленных задач. А это уже прямой путь к эффективности с минимальными издержками и максимальными результатами.

Доверие

Кроме уважения нравственный руководитель вызывает доверие. Доверие — это вера в другого человека, позитивные ожидания в отношении его поведения. Это еще одно мощное средство для создания прочных организационных отношений и эффективного влияния на других. Верю ли я этому человеку? Готов ли я доверить ему себя, свои силы, время, ресурсы? Можно ли на него положиться в трудную минуту? От этого во многом зависит качество дальнейшего взаимодействия между индивидами. Эффективные отношения нельзя построить без доверия. Если доверие не сформировано — это почва для вражды, подозрений, зависти и злости. Это то, что является разрушителями любой организации, какой бы сильной она не казалась.

Справедливость

Справедливость — это ожидание соответствия между тем, что сделано и тем, что за это получено, как в материальном, так и в нематериальном виде.

Принцип справедливости важен для эффективных взаимоотношений между руководителем и сотрудниками. Это прямой и действенный инструмент для мотивации. Каждый сотрудник, сознательно или нет, сравнивает свои вложенные усилия и умения с полученным вознаграждением. В зависимости от того, насколько человек удовлетворен итогом своих наблюдений, он моделирует свое дальнейшее поведение на рабочем месте. При негативной оценке принципа справедливости, сотрудник может снизить собственные усилия, потребовать увеличения оплаты или изменение условий труда, уравнять других сотрудников путем изменения их оплаты или нагрузки. Иногда это приводит к снижению самооценки и попытке найти другую работу. Важно, что этот выбор часто совершается исходя из имеющихся отношений. Руководитель, имеющий уважение, доверие и авторитет со стороны своих сотрудников имеет большую возможность реализовывать данный принцип в своей организации и, значит, оказывать большее воздействие при управлении.

Авторитет

Кроме того, нравственный руководитель является авторитетом для своих сотрудников.

Авторитет — это неформальное влияние, которое оказывает человек на других людей посредством, в первую очередь, своих личных качеств, проявляемых в его поступках.

Конечно, если эти поступки являются нравственными. Авторитет основывается на высокой оценке окружающими личных достоинств человека. Всегда ли руководитель выполнять взятые на себя обязательства? Проявляет ли он себя справедливым и беспристрастным? Не уклоняться ли от проблем? Заботиться ли о сотрудниках?

Почему это так важно для руководителя? По данным исследования Гарвардского университета успешность деятельности руководителя только на 15% зависит от его интеллектуальных знаний, а вот остальные 85% — от его коммуникационных способностей и уровня взаимоотношений с другими. Они становятся доминирующими в деятельности руководителя, который постоянно взаимодействует с другими, внутренними (в рамках одной организации) или внешними (за пределами организации) участниками делового сообщества. Число таких взаимодействий или социальных контактов, в зависимости от должности, статуса, выполняемых функций, личных и профессиональных особенностей, может быть разным: от десятков до сотен ежедневно. Они происходят между коллегами, руководителями и подчиненными, клиентами, партнерами, потребителями и конкурентами. Вступая в эти отношения, каждый из участников оценивает другого, в том числе, и с моральных позиций.

Происходит распознавание в системе нравственных координат «свой» — «чужой». При общении руководитель сравнивает другого человека или группу людей с собой и той моральной системой координат, которая принята в социальной группе: совпадают ли жизненные ценности, что общего в мировоззрении, культуре, интересах, близки ли нормы и правила взаимоотношений, ритуалы, язык общения? Подобная оценка происходит на сознательном и подсознательном уровнях. И носит она взаимный характер. Люди оценивают друг друга с точки зрения нравственных качеств личности. Фактически — это отправная точка для анализа полученной информации и принятия решения о качестве и перспективе дальнейшей коммуникации с находящимися рядом людьми, где главными являются вопросы: уважают ли этого руководителя? Испытываю ли к нему доверие? Является ли он авторитетом для своих сотрудников? Хотят ли с ним общаться, совместно решать задачи, подчиняться ему? Это вопросы, на которые каждый участник любой группы отвечает самостоятельно, создавая на этой основе модель своего поведения по отношению к другим.

Подобный моральный барометр является незаменимым ориентиром в оценке социальных отношений, имеющих огромное влияние на руководителя, находящегося большую часть своего рабочего времени вовлеченным в подобные отношения.

Лучший вариант — если подобное распознавание по перечисленным свойствам произошло, и индивид или группа людей, оказался в группе «свой». В этом случае, все формы взаимодействия в корпоративной иерархии, независимо от порядка подчиненности, статуса, опыта работы, выполняемых обязанностей, профессиональных и личных качеств, окажутся, как минимум позитивными и как максимум, эффективными. В подобной организации, состоящей по большей части из «своих», приказы и распоряжения будут восприниматься лояльно, выполняться точно и в срок, к рекомендациям и советам будут прислушиваться, наказания воспринимать спокойно и объективно, уровень вовлеченности сотрудников в общее дело будет высоким. А управленческие решения, какими бы они были не популярными, будут проводиться в жизнь, поставленные перед организацией стратегические цели достигаться. Уровень сопротивления будет незначительным. И, наоборот, при несовпадении нравственных принципов и норм среди участников одной организации, система управления, а значит и выполнение поставленных задач, постоянно будут находиться под угрозой. Приказы будут не выполняться, а обсуждаться, советы игнорироваться, наказания восприниматься как личное оскорбление.

Руководство будет пытаться устранить конфликты, барьеры в коммуникациях и взаимодействии, снизить высокую ротацию персонала, постоянно увеличивая для этого свои издержки. В этом случае цели будут казаться не достижимыми. В подобных организациях значительно увеличиваются затраты на решение оперативных задач, привлечение и удержание сотрудников, мотивация которых, в большей степени, будет, материальной, чем моральной. Такая ситуация объяснима. Если человеку не нравиться его социальное окружение, он не испытывает удовольствия от взаимодействия с людьми на работе, не встречает морального понимания и не чувствует поддержки, не в состоянии проявить свои лучшие качества, раскрыть весь свой потенциал, вряд ли он будет дорожить своим рабочим местом. Это основа для развития в нем безответственности и низкой мотивации. В этом случае, таким сотрудником, как правило, принимается решение о поиске другого места работы и/или выдвигаются требования о повышении материальной составляющей доходной части, так называемой компенсации за социальную неудовлетворенность. Данный путь для организации, обязанной по своей сути минимизировать затраты, не является действенным и долгосрочным. В конце концов, на рынке всегда найдутся те, кто будет готов заплатить больше.

Таким образом, нравственность является не отвлеченным и эфемерным понятием в современном менеджменте. Она имеет большое значение для эффективного управления в организации. Конечно, при условии, что руководитель обладает необходимыми моральными принципами.

Сергей Шпитонков, тренер — преподаватель РАНХ и ГС при президенте РФ, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 581
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
01.02.2011 018
Помедленнее, пожалуйста! Я записываю!
Спикер и аудитория
Алина Владимирова, заместитель главного редактора Brainity.ru
Алиса Андреева
Гости портала
Спикеры
_MG_2214
 
Rambler's Top100