О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.7780
EUR ЦБ 91.5603
 
Погода:
+2
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
12:57 / 26.10.2011

Алена Попова. Прирожденный коммуникатор

Алена Попова, предприниматель, инвестор, популярный блоггер, создатель сайта http://alenapopova.ru/, рассказала Brainity о своих стартапах, электронном правительстве и о том, как надо налаживать связи

A A A
Алена Попова. Прирожденный коммуникатор

Brainity: Чем Вы занимались до первого в своей жизни стартапа?

Алена Попова: Мой первый стартап случился еще в семь лет: тогда я мыла машины на улицах Екатеринбурга. Ведь стартап — это не IT-компания и не компания в оффлайне, а бизнес в стадии развития. 

Когда речь идет о стартапах, я сразу вспоминаю, как сначала мыла машины, потом продавала картошку, потом еще что-то продавала, как делали все постсоветские дети. Сначала сдавала стеклянную тару, потом что-то покупала и затем продавала купленное, стоя у дверей все того же магазина. 

В школе я сделала первый бесплатный журнал-газету, который распространился по нескольким учебным заведениям Екатеринбурга. После этого стала активно заниматься журналистикой и тележурналистикой, затем уехала в Москву и поступила в МГУ на факультет журналистики. 

В Москве уже на втором курсе стала развивать новые технологические ниши, потому что профилем моего образования как раз и была мультимедийная журналистика. Изначально это были контентные проекты.

Brainity: Алена, расскажите про концепцию первого проекта?

Алена Попова: Если говорить именно о стартапе в сфере IT-технологий, то первым стартапом стала анимационная студия, производящая контент и занимающаяся оптимизацией проектов в сфере мобильного телевидения. Идея пришла, когда исследовав рынок, увидела, что большое количество аналитических агентств сходятся во мнении, что эта ниша будет активно развиваться, а поскольку игроков в ней немного, свой, причем, весьма весомый, кусок пирога достанется каждому. 

Говорили, что мобильное телевидение станет очень популярным, поскольку росли VAS-сервисы (дополнительные сервисы, в числе которых — неголосовая связь, мелодии, рингтоны и даже смс).   

Но мобильное телевидение «не пошло», хотя контент-студия работает до сих пор и продает свои ролики в двенадцати странах мира, имеет довольно узнаваемый бренд «VideoSnack», участвовала несколько раз в Каннском фестивале «Short movies awards». Это было хорошее начинание, хотя в нем и был допущен ряд ошибок. Но теперь я и моя команда знаем, как эти ошибки можно исправить. Это был колоссальный опыт, очень логичный и успешный бизнес. 

Brainity: Что за ошибки? 

Алена Попова: Первая — это желание сделать много и сразу. Так поступать нельзя, потому что возникает расфокусировка внимания, а фокус должен быть четким. Плюс у проекта существует время реализации: например, несколько лет. Мы все хотели сделать за несколько месяцев, поэтому если бы у нас было еще время, возможно, мы бы стали лидерами в этой области.

7.jpg

Еще — мы играли «вдолгую», думали, что нам надо меньше тратить и таким поступательным мелким движением, мелкими шажками мы придем к большой цели. Это, по сути, неправильно, потому что логично было бы сразу взять дорогих профессионалов, «поднять» много денег, сразу завоевать всю нишу в рынке. Тогда бы мы стали лидерами гораздо быстрее, чем мы пытались ими стать, набивая какие-то шишки. Вот это и есть ряд целевых ошибок. 

Brainity: Чья была идея первого стартапа, кто спонсор?

Алена Попова: Идея первого стартапа пришла ко мне, когда я писала диплом и активно занималась темой интерактивного телевидения. Мне хотелось перевернуть теле-мир. Не нравилось и до сих пор не нравится то, что происходит в сфере теле-контента. Я считаю, что телевидение умирает, причем само способствует этим процессам. 

Именно поэтому, когда я узнала о нише интерактивного телевидения и изучила ее ( в частности — мобильное телевидение), то поняла, что это и есть хороший вариант изменить телевизионный контент.

Спонсором были я и мой партнер, мы тогда работали журналистами и получали деньги, позволявшие начать свой бизнес, тем более, что проект не требовал больших инвестиций. Мы рассчитали все так, чтоб в третьем месяце была определенная выручка, и проект бы потом не потребовал от нас дополнительных вложений.

Brainity: Сколько на данный момент стартапов? Какие из них Вы считаете наиболее успешными?

Алена Попова: В данную конкретную секунду у меня их больше восемнадцати. Успешными я считаю проект социального шоппинга «Starlook.ru», ряд проектов по разработке рекомендательных систем. Также довольно долго я выступала в роли инвестора-ангела, а теперь являюсь управляющей венчурного фонда и считаю это начинание успешным. 

Более того, одними из моих любимых проектов являются Стартап Афиша и StartUp Women. Еще одно позитивное начинание, которое, я уверена, сможет в принципе перевернуть всю социальную сферу — это проект «Социальные практики».

Brainity: На что направлен этот проект? какие задачи?

Алена Попова: Проект направлен на поддержку социального предпринимательства. А именно: на поиск финансирования, составления бизнес-планов, информационной поддержки в соцсетях, в СМИ...Это проект для инициатив, которые являются бизнесом, но решают какие-то социальные проблемы.

Brainity: Алена, расскажите про электронное правительство? Какие цели у этого стартапа?

Алена Попова: Электронное правительство — это не стартап. А вот как раз стартапы в сфере электронного правительства я объединяю. То есть я создаю платформу, на которой эти проекты могут размещаться. Мы ищем для них либо инвесторов, либо активно развиваем промоушн на уровне государства, проводим различные конференции, показываем профильным организациям, но нового ничего не создаем. 

А вот проект Gov2People возник потому, что у меня много знакомых и друзей занимается гражданскими инициативами, а я на всех форумах и конференциях говорю, что стартапы в сфере электронного правительства могут и должны работать, потому что представляют интересы граждан. 

А основная проблема в нише электронного правительства — неразвитость аудитории на государственных площадках, т.е. народ не знает, что существует в сфере электронного правительства, государство не знает, как донести это народу. Но при этом есть отдельные люди, которые создают свои маленькие проекты, решающие конкретные задачи. Эти проекты как раз и помогают построить мост для взаимодействия общества и государства. Вот это и есть проект Gov2People.

60423_152578491429366_100000316494232_331787_4870870_n.jpg

Кстати, у него существует два вектора развития: помимо решения уже названных вопросов, мы проводим конкурс разработчиков на уровне регионов, что мне кажется логичным: регион называет ряд проблем, которые надо решить, а сообщество разработчиков создает проекты, помогающие это сделать. Получается победа с обеих сторон.

Brainity: Алена, были ли у вас совсем не успешные проекты или те, которые закрылись по каким-то причинам?

Алена Попова: Да, было и большое количество провалов. Причиной многих был, так называемый, человеческий фактор. Мы верили в возможность удаленного управления, а это миф. Бизнес нужно контролировать самостоятельно. Но проблемы учат гораздо больше, чем успехи. Провалы учат делать логичные шаги, поэтому, считаю, что бизнесменам стоит рассказывать о своих провалах. Это гораздо эффективнее. 

Brainity: Есть ли «рецепт 100 % успешного проекта»? 

Алена Попова: Если бы он был, то сейчас я бы была миллиардером. Да, безусловно, можно делать какие-то выводы, если уровень экспертизы довольно высокий, если на рынке существуют определенные предпосылки, и так далее...Но это всегда 50 на 50.

Brainity: Как вы говорили ранее, все началось с двух человек — вас и вашего партнера. Были ли связи, которые как-то повлияли на реализацию. Что вы можете сказать об использовании контактов и связей в бизнесе? Где и как нужно искать эти связи? 

Алена Попова: Связи в бизнесе играют первостепенную роль, но тогда у нас не было никаких связей, нам никто их не давал. Вся моя огромная база контактов наработана мной самой, когда я езжу на конференции, форумы, профильные мероприятия, то я не стою в уголке, как делает большинство, а иду и со всеми знакомлюсь. Моей основной стратегией до сих пор являются связи.

Считаю, что коммуникации и возможность завязать контакты — одни из самых весомых вкладов в свой бизнес. Прежде чем ехать на какой-либо форум, я читаю, что за люди там будут, каким бизнесом они занимаются. И тогда я к ним подхожу не просто знакомиться: «Здравствуйте, Вася. Я — Алена». Я подхожу, зная, что у Васи есть проблема, которая решаема или с помощью моего участия, или с помощью его участия в моем бизнесе. И это действует, потому что когда ты человека не просишь, а предлагаешь улучшить его жизнь, то тогда этот контакт начинает работать сразу.

Не надо думать, что весь бизнес строится на братьях, сватах и так далее. У меня есть огромное количество друзей с огромной базой контактов, со связями в правительстве, которые ничего не добились, потому что не смогли это использовать. И в то же время есть огромное количество друзей без контактов, таких же, как я. Просто активно общаясь, ходя по рынку, разговаривая с людьми, нарабатывая с ними контакт, они смогли создать эту базу.

Контакты надо нарабатывать самим. Просто собирать визитки и писать в почту: «Мы с Вами виделись на таком-то мероприятии», тоже нелогично. Ты должен приходить к человеку с четким и конкретным предложением.

Brainity: Пожалуй, не могу не спросить по поводу роли женщины в бизнесе.
Сталкиваетесь ли вы со снисходительным или скептическим отношением со стороны мужчин или общества в целом?

Алена Попова: Этот вопрос надо задать всем участникам коммьюнити Startrup Woman — там колоссальное количество женщин, которым удается успешно совмещать бизнес, семью, благотворительность, социальные инициативы.

Я сталкивалась с тем, о чем вы говорите, но сталкивалась не в IT-сфере. IT-сектор — демократичен, он позволяет участвовать в бизнесе и молодым, и не молодым, и женщинам, и мужчинам. Он вообще не гендерный. В оффлайновом бизнесе, конечно, все зависит от ниши.

Если это какая-то нефтяная переработка, и вы — молодая девушка, естественно, вы столкнетесь с большой долей недоверия. Равно, как если вы приедете разрабатывать новое угольное месторождение, то понятно, что тоже к вам будет не сильно доверительное отношение. 

Но суть в том, что мы вообще все эти гендерные разговоры затеяли по одной причине: количество безработных женщин растет, а безработицу надо ликвидировать. И у нас появилось это гендерное, с точки зрения ориентирования бизнес проектов, сообщество. Почему женщины? Потому что их, то есть нас, в процентном соотношении больше. Мы активнее в определенных отраслях. Это стоит учитывать. Это просто бизнес-подход.

img_0317-edit_web_small.jpg

С точки зрения гендерности в бизнесе: предубеждений в России действительно достаточно. Они были, причем довольно серьезные, но тут способ борьбы — это качество знаний и профессионализм. Могу сказать, что женщины и мужчины все равно играют не по равным правилам: женщине очень многое прощается, что бы не простилось мужчинам, но в то же время от нее требуется большая выдержка, больше знаний. Ведь она конкурирует с мужчинами именно своими профессиональными качествами.

Brainity: Качества предпринимателя — врожденные или приобретенные?
Какие обязательные навыки и черты характера успешного предпринимателя вы можете назвать?

Алена Попова: Качество предпринимателя? Приобретенное абсолютно. Я не верю в то, что бывает прирожденный предприниматель. Говорят, что я — прирожденный коммуникатор. Являюсь ли я прирожденным предпринимателем? Совершено непонятно. 

Но считаю, что необходимые качества закладываются в детстве воспитанием и социумом, закладываются на уровне школы. Поэтому я сторонник того, чтобы в школах вводились уроки бизнес-ориентирования и чтобы детские бизнес-инкубаторы были в обязательной программе любой школы, ибо, сегодня выпускают людей со знаниями, но абсолютно без ощущения, что эти знания можно эффективно применить. 

А ведь для детей самое главное — иметь этот светлый образ и конечную цель, которую им можно «пощупать». Поэтому классно, когда прививаются эти качества, а не какие-то сверх мега непонятные новые вещи.

3.jpg

Brainity: Ален, Вы уже четыре года занимаетесь стартапами, бизнесом, реализацией и продвижением проектов.
Можете дать совет тем людям, кто сейчас находится на начальных ступенях в одной из этих сфер?

Алена Попова: Советов я никому не даю, говорю только о своем опыте и рекомендую обращать внимание на мой опыт и опыт окружающих людей. Мне кажется, что если вы решили делать свой бизнес, то вы должны быть готовы к тому, что это тяжелая работа, которой надо заниматься. Это не так весело и прикольно, как пишут в газетах и не так, как показывает промоушн. 

Вокруг предпринимательства создается образ веселящегося человека, живущего в красивом дорогом офисе, работающего два часа в сутки с классной командой, у которого все отлично получается. На самом деле это не так. Вам придется доказать, что идея ваша работает, что проект у вас хороший. Придется столкнуться с тем, что денег не будет в какой-то момент, к этому тоже надо быть готовым.

Я думаю, что начинать стоит не так, как я шла. И многие люди не так шли: есть очень хороший путь: поработать в хорошей компании, понять схему существования в крупной компании на том рынке или в той нише, где вам было бы хорошо делать свой бизнес и где вы планируете развиваться. Приобрести связи, контакты, понять, как бизнес работает, какие у него проблемы, как их можно решить, и тогда делать свой бизнес. 

Второй путь — сразу создавать свою компанию, столкнуться с большим количеством граблей, вполне вероятно, что столкнуться быстрее, чем работая на крупную компанию. Но это и значительно тяжелее. Я выбрала второй путь. Этот путь выбирают те сумасшедшие энтузиасты, которые думают, что они готовы прямо сейчас менять мир.

Беседу вела Наталья Павлова 
Количество просмотров: 4316
 
A A A
Оценка материала:
(5)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_2223
Гости Brainity
_MG_2164
Аудитория
гости5
Сергей Хестанов, управляющий директор УК Финам Менеджмент (2)
_MG_2248
Владимир Якуба
 
Rambler's Top100