О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 56.9838
EUR ЦБ 62.0440
 
Погода:
+22
°C
переменная облачность
 
Пробки:
0 баллов
16:14 / 23.03.2011

Аудит рисков: предупрежден, значит вооружен

Деловой мир заинтересован в таких инструментах управления рисками, которые будут способствовать принятию решений, направленных на минимизацию возможных потерь. Поэтому число предприятий, применяющих риск-менеджмент, неуклонно растет

A A A
Аудит рисков: предупрежден, значит вооружен

По прогнозам KPMG (КПМГ, Международная аудиторская компания), к 2012 году доля компаний, применяющих риск-менеджмент, достигнет 78 процентов (в 2006 г. показатель составлял 35 процентов). Такой серьезный подъем обусловлен уроками финансового кризиса, в результате которых наименьшие потери понесли те компании, которые заблаговременно сумели оценить надвигающуюся угрозу и просчитать возможные последствия для своего бизнеса.

Показателен ранний опыт Альфа-банка, который смог, благодаря своевременному проведению мероприятий по оценке рисков, сохранить стабильность во время банковского кризиса 2004 года. Тогда в распоряжении банка имелось сразу несколько сценариев реагирования в ситуации возникновения различных угроз, и специалисты сумели предсказать начало паники за два дня до ее реального появления. В результате банку удалось избежать применения избыточных мер, на которые пошли другие компании.

Однако нельзя списывать со счетов существование альтернативной точки зрения, согласно которой риск-менеджмент не оправдал возлагаемых на него надежд, поскольку не помог ни остановить кризис 2008 года, ни спасти многие крупнейшие банки и организации. Но не стоит забывать, что в большинстве случаев в пострадавших организациях либо не существовало грамотной системы управления рисками, либо компании сознательно шли на высокий риск ради хорошей прибыли. Кроме того, риск-менеджмент по своей сути не предназначен для предотвращения мировых экономических кризисов. Его задача — снижать негативные последствия выявленных угроз для конкретных компаний.

Риск-менеджмент от Геродота

Казалось бы, управление рисками — дань времени, однако идея риск-менеджмента далеко не нова. Еще у древнегреческого историка Геродота есть рассуждения о том, что «великие дела обычно обрамлены великим риском». Сегодня под предпринимательским риском подразумевают влияние неопределенности на достижение поставленных целей, грозящее недополучением доходов, возникновением материальных и финансовых потерь. Говорят о трех уровнях риска: допустимом (при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли), критическом (с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль) и катастрофическом (сопряженном с потерями, которые предприниматель не в силах возместить). При этом присвоение риску соответствующей категории для каждого предприятия будет уникальным. 

Что касается конкретных методов управления рисками, то в первую очередь они будут зависеть от вида риска, потому как в управлении рисками универсальных рецептов нет.

В целом все методы работы делятся на четыре группы: избегание риска, снижение риска, принятие риска, передача части риска или всего риска третьим лицам. Незначительные риски, как правило, компании берут на себя, то есть попросту принимают возможные потери. В ситуациях, связанных с критическими рисками, логично выглядит избегание (например, отказ от вызывающего сомнения проекта).

Что же касается катастрофических рисков, то здесь дело обстоит гораздо сложнее. В таких случаях в силу значительных последствий, но малой вероятности, применяют передачу риска (например, страхование).

Все мы видим, что происходит сегодня в Японии... Природные катаклизмы, приведшие к крупнейшим авариям на АЭС, вызвали целый ряд вопросов относительно будущего атомной отрасли не только в Японии, но и во всем мире. Или события на Востоке, которые подстегнули цены на нефть. Вот наглядные примеры форс-мажорных обстоятельств, которые нельзя проконтролировать. Если продолжать говорить о конкретике, то возьмем мировой финансовый кризис, который для обанкротившихся предприятий как раз и стал реализовавшимся катастрофическим риском, при котором размер убытков превысил возможности их компенсировать, что в результате привело к краху.

Именно поэтому такие тяжелые глобальные уроки и заставляют бизнес искать ответ на вопрос: что же следует делать на практике, чтобы не оказаться в тупиковой ситуации?

Аудит рисков — защита для бизнеса

Последствия мирового финансового кризиса заставили предприятия внимательнее относиться к просчету самых различных угроз (даже относительно маловероятных). Кризис наглядно показал, что отсутствие эффективных инструментов управления рисками как части системы принятия решений приводит к печальным последствиям (вспомним крах, постигший в 2008-2009 году целый ряд крупнейших компаний — Lehman Brothers, Bear Stearns, Wachovia, Sovereign Bank, Merrill Lynch, Washington Mutual). Потому сегодня ведущие компании, занимающиеся аудиторско-консалтинговыми услугами, в том числе и в России, включают в свои портфели предложения по аудиту рисков, содержащие полный комплекс мероприятий, направленных на предотвращение нежелательных сценариев в бизнесе. Примечательно, что такие предложения интересны в той или иной степени самому широкому кругу предприятий.

Проведение аудита рисков позволяет дать оценку защищенности предприятия, выявить риски, создать и (или) скорректировать план мероприятий по минимизации рисков, улучшить взаимодействие отделов, ответственных за контроль и управление рисками и так далее.

Аудит рисков сегодня становится реальным инструментом, позволяющим противостоять экстремальным ситуациям. В качестве практической иллюстрации здесь можно привести управленческую политику Магнитогорского металлургического комбината. Начиная с 2002 года на предприятии ведется поэтапное развитие системы управления рисками, обеспечившей устойчивое развитие бизнеса, не зависящее от колебания курсов валют и изменения спроса на продукцию.

Таким образом, мы видим, что экономические реалии заставляют деловой мир активно развивать систему управления рисками, которая становится инструментом, позволяющим выжить компаниям в самых сложных условиях. Ведь если бизнес предупрежден об угрозе, значит, он вооружен.

Светлана Романова, эксперт Brainity

Голосование за лучшего эксперта портала - здесь

 
Количество просмотров: 1656
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости
Мастер-класс Networking
Спикеры
Гости
Гость дискуссии (4)
Юлия Стоногина
Вступительное слово Андреевой Алисы, коммерческого директора
_MG_4101
 
Rambler's Top100