О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 66.3309
EUR ЦБ 75.5841
 
Погода:
-6
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
13:26 / 06.02.2012

Человек Z: сильнее авторитаризма

Творчеству нужна свобода? Как раз наоборот. В тех компаниях, где запущена развивающая модель организационного поведения, где движущей силой является творчество, степень свободы очень низка

A A A
Человек Z: сильнее авторитаризма

На человека Z развивающая модель давит ничуть не меньше авторитаризма. 

Мотивация?

Творчество — упоительный процесс, который задействует высшую мотивацию: счастье, экстаз, просветление. Эта мотивация может стать для людей даже единственной. Но при этом возникает интересная проблема рассогласования процессной и результатной мотивации.

Бизнесу, в общем, безразлично удовлетворение людей от процесса как такового. Делец может получать удовольствие от процесса. Почему бы и нет, но в конечном итоге его интересует результат. Творец же в первую очередь ориентирован на удовлетворение от процесса. 

Процесс мотивации творцов превращается для компании в нервную и очень изматывающую процедуру. Творческие группы, несмотря на имеющиеся договоренности, всегда недовольны. Они вечно жалуются и нарушают имеющийся процесс, конфликтуют с администраторами. 

Управление

При этом в развивающей модели многократно возрастает жесткость управления. Существуют любопытные исследования, позволяющие сделать вывод, что эта модель давит и на творца, и на управляющего гораздо сильнее авторитаризма. В авторитаризме на человека давит управляющий. 

В развивающей модели это давление не меньше, но к нему прибавляется давление творческой деятельности и давление собственного «я», в котором есть совесть и другая высшая мотивация.

С одной стороны, могут совершенно добровольно приниматься решения «умру, но сделаю». С другой — могут не выполняться совершенно элементарные задачи, и чтобы их форсировать, приходится прилагать сильное внешнее давление. Далеко не каждый творец может это выдержать в течение длительного времени. 

Я три раза строила эту модель в российских компаниях: каждый раз через несколько лет работы с очень большой нагрузкой (и очень высокими результатами) люди начинали проситься обратно в авторитаризм, чтобы хоть немного отдохнуть. 

Из капитала в кадры

Следует учитывать, что творцы могут как развиваться, так и деградировать. Последнее часто происходит в условиях комфорта, которые окружают их в корпорациях. Принадлежа изначально к классу «человеческий капитал», деградирующий творец превращается вначале в «человеческие ресурсы», затем в «персонал» и потом уже в «кадры». Но трагедия в том, что при этом он продолжает считать себя творцом.

Такая распадающаяся звезда хорошо описана афоризмом, который ходит в Российской академии наук: «Чем больше вклад ученого в молодые годы, тем чудовищнее регресс, который он производит, постарев». 

Творец, который утратил свои творческие силы, превращается в якорь и тормоз. И может начать уничтожать молодых. Поэтому система развивающего типа должна иметь очень мощный источник пополнения людей класса человеческого капитала, независимо от наличия существующих корпоративных творцов. Беда заключается в том, что в данном случае наставничество практически невозможно. Любой стареющий творец, оперирующий ноу-хау, прекрасно понимает: как раз ноу-хау показывать нельзя, иначе он потеряет всю свою ценность.

Далеко не каждый творец может выдержать колоссальное давление развивающей модели и продолжать работать. Но те, кто выдерживают, становятся почти что олимпийскими богами. Если творческий коллектив выкуется и сложится, он способен на значительные изобретения и рывки вперед. 

Психика

Обратимся теперь к мотивации творца в индивидуальном разрезе. Основа понимания личности творца управляющим в том, что творческая деятельность является образцом для любой деятельности по степени свободы, качеству и скорости принимаемых решений, оригинальности мышления и емкости памяти. 

В психике человека существует два параллельных уровня развития — низший и высший, которые и определяют параллельное развитие высших и низших потребностей человека. Кроме того, механизмы удовлетворения этих потребностей также параллельны, что свидетельствует о том, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого — невозможно. 

Таким образом, настало время достаточное внимание уделить нематериальному стимулированию труда с целью удовлетворения высших потребностей человека. А уровень заработной платы, в то же время, должен удовлетворять низшие потребности.

Потребности

Выделим характеристики высших психических функций и, соответственно, потребностей, согласно работам Л.С. Выготского: высшие потребности формируются социально, только под действием воспитания и обучения; они не являются продолжением и развитием первичных (низших) потребностей, но представляют собой коренное изменение развития человека; высшие потребности удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых — деятельность, а высшая — трудовая творческая деятельность.

Таким образом, имеет место не иерархическая структура потребностей, а схема их параллельного поступательного развития

Другим важным положением является то, что под профессиональной деятельностью человека Z подразумевается только творческая деятельность, связанная с решением сложных и интересных задач и принятием личной ответственности за принятые решения. Более того, такая деятельность признавалась единственной возможностью для полного самовыражения и самореализации личности. 

Методика

В практическом плане интересна «Методика двойной (параллельной) мотивации». 

Она включает в себя:

— простые стимулы в виде словесных или иных задач, правил достижения определенной цели, вызывающие к действию высшие психические функции;

— стимулы для организации своего поведения при решении задачи, которые человек может находить сам, когда это необходимо;

— основное внимание методики направлено на внутренние психологические структуры поведения и общения.

Основной вывод по теории параллельной мотивации: низшие и высшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно по двум направлениям, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. 

Отсюда вытекает и двойственный характер удовлетворения потребностей одновременно и параллельно, равно по объему и адекватно по формам через творческую деятельность и материальное стимулирование. 

Модель параллельной мотивации

Общие закономерности модели:

1. Процессы параллельны, равноправны, но не равносильны.

2. Высшие процессы сильнее.

3. Высшие процессы слабоуправляемы извне.

4. Мотивация творцов всегда индивидуальна.

5. Мотивация должна быть психологически тонка и креативна. Творцы это оценят.

6. Активизация высших процессов позволяет организации выжить и развиваться.

7. Перекрестное удовлетворение невозможно с точки зрения психологии мотивации. Оно всегда будет неэффективным.

8. Модель содержит не только описание процессов мотивации, но и инструментарий управления организационным поведением.

Обобщая вышесказанное, подчеркну, что разработки в области мотивации творцов, открывают перспективу создания единой и наиболее гибкой, даже универсальной, модели мотивации человека в трудовой деятельности.

Александра Кочеткова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3628
 
A A A
Оценка материала:
(4)
Все материалы


Комментарии
alex 06.02.2012 18:31:29

Дельца ... в конечном итоге его интересует результат, но только получение дохода может в конце концов и наскучить и тогда он, возможно, станет творцом.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2334
Анна Чащина и Сергей Михайлов
Последние штрихи
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Александр Попович, коммерческий директор Brainity
Жанна Волкова (5)
Дмитрий Чистов
Никита Ларин
 
Rambler's Top100