Человек Z: сильнее авторитаризма
Творчеству нужна свобода? Как раз наоборот. В тех компаниях, где запущена развивающая модель организационного поведения, где движущей силой является творчество, степень свободы очень низка
A | A | A |
Другие статьи цикла

На человека Z развивающая модель давит ничуть не меньше авторитаризма.
Мотивация?
Творчество — упоительный процесс, который задействует высшую мотивацию: счастье, экстаз, просветление. Эта
Бизнесу, в общем, безразлично удовлетворение людей от процесса как такового. Делец может получать удовольствие от процесса. Почему бы и нет, но в конечном итоге его интересует результат. Творец же в первую очередь ориентирован на удовлетворение от процесса.
Процесс мотивации творцов превращается для компании в нервную и очень изматывающую процедуру. Творческие группы, несмотря на имеющиеся договоренности, всегда недовольны. Они вечно жалуются и нарушают имеющийся процесс, конфликтуют с администраторами.
Управление
При этом в развивающей модели многократно возрастает жесткость управления. Существуют любопытные исследования, позволяющие сделать вывод, что эта модель давит и на творца, и на управляющего гораздо сильнее авторитаризма. В авторитаризме на человека давит управляющий.
В развивающей модели это давление не меньше, но к нему прибавляется давление творческой деятельности и давление собственного «я», в котором есть совесть и другая высшая мотивация.
С одной стороны, могут совершенно добровольно приниматься решения «умру, но сделаю». С другой — могут не выполняться совершенно элементарные задачи, и чтобы их форсировать, приходится прилагать сильное внешнее давление. Далеко не каждый творец может это выдержать в течение длительного времени.
Я три раза строила эту модель в российских компаниях: каждый раз через несколько лет работы с очень большой нагрузкой (и очень высокими результатами) люди начинали проситься обратно в авторитаризм, чтобы хоть немного отдохнуть.
Из капитала в кадры
Следует учитывать, что творцы могут как развиваться, так и деградировать. Последнее часто происходит в условиях
Такая распадающаяся звезда хорошо описана афоризмом, который ходит в Российской академии наук: «Чем больше вклад ученого в молодые годы, тем чудовищнее регресс, который он производит, постарев».
Творец, который утратил свои творческие силы, превращается в якорь и тормоз. И может начать уничтожать молодых. Поэтому система развивающего типа должна иметь очень мощный источник пополнения людей класса человеческого капитала, независимо от наличия существующих корпоративных творцов. Беда заключается в том, что в данном случае наставничество практически невозможно. Любой стареющий творец, оперирующий ноу-хау, прекрасно понимает: как раз ноу-хау показывать нельзя, иначе он потеряет всю свою ценность.
Далеко не каждый творец может выдержать колоссальное давление развивающей модели и продолжать работать. Но те, кто выдерживают, становятся почти что олимпийскими богами. Если творческий коллектив выкуется и сложится, он способен на значительные изобретения и рывки вперед.
Психика
Обратимся теперь к мотивации творца в индивидуальном разрезе. Основа понимания личности творца управляющим в том, что творческая деятельность является образцом для любой деятельности по степени свободы, качеству и скорости принимаемых решений, оригинальности мышления и емкости памяти.
В психике человека существует два параллельных уровня развития — низший и высший, которые и определяют параллельное развитие высших и низших потребностей человека. Кроме того, механизмы удовлетворения этих потребностей также параллельны, что свидетельствует о том, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого — невозможно.
Таким образом, настало время достаточное внимание уделить нематериальному стимулированию труда с целью удовлетворения высших потребностей человека. А уровень заработной платы, в то же время, должен удовлетворять низшие потребности.
Потребности
Выделим характеристики высших психических функций и, соответственно, потребностей, согласно работам Л.С. Выготского: высшие потребности формируются социально, только под действием воспитания и обучения; они не являются продолжением и развитием первичных (низших) потребностей, но представляют собой коренное изменение развития человека; высшие потребности удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых — деятельность, а высшая — трудовая творческая деятельность.
Таким образом, имеет место не иерархическая структура потребностей, а схема их параллельного поступательного
Другим важным положением является то, что под профессиональной деятельностью человека Z подразумевается только творческая деятельность, связанная с решением сложных и интересных задач и принятием личной ответственности за принятые решения. Более того, такая деятельность признавалась единственной возможностью для полного самовыражения и самореализации личности.
Методика
В практическом плане интересна «Методика двойной (параллельной) мотивации».
Она включает в себя:
— простые стимулы в виде словесных или иных задач, правил достижения определенной цели, вызывающие к действию высшие психические функции;
— стимулы для организации своего поведения при решении задачи, которые человек может находить сам, когда это необходимо;
— основное внимание методики направлено на внутренние психологические структуры поведения и общения.
Основной вывод по теории параллельной мотивации: низшие и высшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно по двум направлениям, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
Отсюда вытекает и двойственный характер удовлетворения потребностей одновременно и параллельно, равно по объему и адекватно по формам через творческую деятельность и материальное стимулирование.
Модель параллельной мотивации
Общие закономерности модели:
1. Процессы параллельны, равноправны, но не равносильны.
2. Высшие процессы сильнее.
3. Высшие процессы слабоуправляемы извне.
4. Мотивация творцов всегда индивидуальна.
5. Мотивация должна быть психологически тонка и креативна. Творцы это оценят.
6. Активизация высших процессов позволяет организации выжить и развиваться.
7. Перекрестное удовлетворение невозможно с точки зрения психологии мотивации. Оно всегда будет неэффективным.
8. Модель содержит не только описание процессов мотивации, но и инструментарий управления организационным поведением.
Обобщая вышесказанное, подчеркну, что разработки в области мотивации творцов, открывают перспективу создания единой и наиболее гибкой, даже универсальной, модели мотивации человека в трудовой деятельности.
A | A | A |
Оценка материала: | (4) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
06 ноября, 22:41
Электронные трудовые вынесут на референдум. Работники сами решат судьбу бумажных книжек -
19 июня, 17:02
Путин подписал поправки в Трудовой кодекс об установлении неполного рабочего времени -
24 апреля, 17:51
Дворкович рассказал, когда Россия перейдёт на электронные трудовые книжки -
27 февраля, 14:39
Проект повышения производительности труда в РФ утвердят в марте -
23 мая, 20:07
Доходы топ-менеджеров растут несмотря ни на что
-
05 апреля, 20:53
Второй фокус управленческого мышления: обратная связь -
15 марта, 21:34
Управленческое мышление -
11 декабря, 22:41
Эксперты ожидают отрицательного роста объемов мировой торговли -
15 октября, 21:55
Как добиваются стабильного успеха -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы»
Дельца ... в конечном итоге его интересует результат, но только получение дохода может в конце концов и наскучить и тогда он, возможно, станет творцом.