О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 73.7532
EUR ЦБ 89.6691
 
Погода:
-4
°C
облачно, небольшой снег
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
12:05 / 29.09.2011

Что делать, если начальник - француз?

Brainity завершил совместный проект с компанией  Ars Vitae - «Кросс-культурная коммуникация». Представляем вам одну из последних тем: «Как ужиться людям разных национальностей в одном офисе»

A A A
Что делать, если начальник - француз?

Елена:

Хочу воспользоваться возможностью прямого общения с Вами и получить консультацию о том, как лучше общаться с моим новым шефом. Я работаю в компании, которая является крупным дистрибьютором парфюмерии и косметики. Недавно у нас сменилось руководство и теперь представительство возглавляет француз. Он весьма специфически себя ведет, поэтому я никак не могу понять, как лучше с ним общаться, чтобы заслужить доверие и уважение. На счет специфичности, к примеру, в прошлую пятницу он пришел в офис со своим котом. С другой стороны, он выставляет достаточно серьезные требования к выполнению обязательств от сотрудников. Посоветуйте, пожалуйста, как лучше себя вести на совещаниях и при личном общении? Благодарю за советы.


Мария Овумян:

Когда я причитала эпизод с «котом», то сразу вспомнила одного своего руководителя (правда родом из США), которая приводила в офис свою собаку. Я хочу Вас утешить и зафиксировать, что, как не странно, Ваша ситуация отнюдь не уникальна. А еще — все познается в сравнении (кот хотя бы не лает)!

Нужно признать, что тема коммуникации с французами одна из наиболее интересных и одновременно сложных. Поэтому, кратко писать о французах очень сложно. Тем не менее, я постараюсь поделиться той информацией, которая может помочь Вам уже сегодня выбрать тактику и стиль общения со своим руководством.

Какой подход нужно применить к французам в деловом общении?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо изучить их психологию и особенности. Так что предлагаю для начала, «нарисовать» для себя «портрет» среднего француза.

Приведу некоторые отзывы о французах, данные известными и авторитетными людьми много лет назад, но не потерявшие свою актуальность и в наше время:

И.Кант замечал, что француз «учтив, вежлив, любезен...склонен к шутке и непринужден в общении», но он «очень быстро становится фамильярным». Английский дипломат Г. Никольсон писал: «Французы соединяют тонкость наблюдения с особым даром ясной убедительности. Они благородны и точны, но и нетерпимы. Средний француз так уверен в своем интеллектуальном превосходстве, так убежден в преимуществе своей культуры, что часто ему трудно скрыть свое раздражение варварами, населяющими другие страны. Это обижает... Их восхитительная интеллектуальная целостность дает им повод считать неискренними все путаные высказывания менее ясных умов, и они часто проявляют раздражение и высокомерие в то время, когда необходимо лишь быть немного более снисходительными».

Знатоки французского характера отмечают, что им свойственно: 

― скорее галантность, чем вежливость
― эмоциональность и яркое воображения
― индивидуализм и самоуверенность
― рациональность и внимание к деталям
― скептичность и расчетливость
― хитроумность и находчивость
― восторженность, увлеченность, доверчивость и великодушие
― склонность к услужливости, вежливость и благожелательность
― высокая готовность прийти на помощь
― суетливость, легкомысленность, недостаточная сдержанность
― демонстративность и амбициозность
― чрезвычайная осторожность и консервативность
― переход из одной крайности в другую.

Как видим, французы довольно противоречивы и эксцентричны. Поэтому, не удивительно, что поведение Вашего руководителя кажется Вам «специфическим». Однако, эти качества никак не мешают им устанавливать контакт с представителями других культур. Поэтому, при грамотном подходе, у Вас есть все шансы для налаживания позитивных и конструктивных взаимоотношений. Дело в том, что они, в отличие, скажем, от англичан воспитаны так, что, попадая в чужую страну с легкостью усваивать чужую жизнь, и чужие нравы. А что особенно примечательно и актуально в Вашем случае, это особенности взаимодействия французов и русских. Можно сказать, что это один из наиболее «совместимых» кросс-культурных тандемом. 

Согласно классификации культур Ричарда Льюиса, Россия и Франция располагаются совсем рядом между наиболее полиактивными (Италия, Латинская Америка, Испания) и наиболее моноактивными (Германия, Швейцария, Люксембург) культурами (смотрите схему модели Р.Льюиса в моей статье: http://www.brainity.ru/business/skills/13024/). Это во многом объясняет своего рода взаимное тяготение и симпатию между этими двумя народами. 

Полагаю, что для составления полноценного «портрета» будет уместно посмотреть на французов глазами россиян и узнать — в чем они видят различия и сходства между русским и французским народами. Для этого я предлагаю перейти по ссылке: http://bd.fom.ru/cat/count_/France/ и посмотреть результаты опроса, в котором участвовали 1500 респондентов: «Французы и россияне — 21.09.2006 / Опрос населения».

Что касается делового общения, то французы обычно:

― ценят пунктуальность и приходят на встречи вовремя
― вежливы и формальны в общении
― склонны к пространному анализу всех обсуждаемых вопросов, поэтому они не спешат принимать решения и могут показаться чересчур многословными
― не идут на уступки, если их логика одерживает верх
― гордятся быстротой своего мышления, но не любят, когда их торопят в принятии решений
― так как их цели долгосрочны, они стремятся к установлению прочных личных взаимоотношений с партнерами
― могут быть обидчивыми, если не чувствуют должного уважения к себе или к протоколу
― личные взгляды влияют на их действия и решения
― могут быть резкими и открыто критиковать все, что им может показаться неприемлемым
― гордятся своим языком, который отличается своей четкостью и однозначностью

Отдельно хочу отметить, что у французов, также как и у всех остальных народов, есть своя «коммуникативная яма». Она выражается в убежденности в своем интеллектуальном превосходстве над любой другой национальностью, ощущении «особости», «богоизбранности» своего народа. Отсюда и высокомерное, нечувствительное отношение к другим культурам. Французы мало знают о других культурах и не видят международный контекст в деловом взаимодействии с ними.

Культура управления:

― Обстановка во французских компаниях на первый взгляд кажется весьма демократичной. Начальник всегда обращается к подчиненным на «ты», может похлопать по плечу. На самом деле французская деловая культура автократична — решения всегда принимаются руководителем единолично. Однако ошибки легко прощаются, особенно если менеджер занимает высокий пост.
― Французские руководители отличаются высоким уровнем теоретической подготовки, формальны и дистанцированны. Часто, у них не хватает практического опыта и навыков межличностной коммуникации.
― Ключевым понятием во французской организации является власть (pouvoir), что в целом отличает Францию от организаций других стран, для которых таким понятием может быть порядок (Германия), равенство (скандинавские страны) и т. д
― Классический имидж французской иерархии включает централизацию, значительную власть руководителя и служебную дистанцию между руководителем и подчиненными. Французские компании — высокоиерархичные структуры во главе с генеральным директором-президентом (PDG), который принимает решения, руководит и контролирует политику компании.
― Для французских менеджеров и руководителей имеют значение титулы, а также разного рода знаки и символы, подчеркивающие их власть и ответственность — размещение офисов, титулы и имена на дверных табличках, формальные процедуры доступа к руководителю организации через секретарей и комнаты ожидания.
― Фокусирование на формальной, письменной коммуникации — один из примеров в целом формальной структуры во французских организациях. С самого начала своей карьеры в компании молодые французские менеджеры уясняют необходимость соблюдения формальности во взаимоотношениях с другими сотрудниками.

Так как же с ними общаться?

Успешному общению с французами могут помочь следующим рекомендации:

― Старайтесь говорить с ними на французском языке. Выучите хотя бы некоторые слова и выражения. Важно, чтобы они увидели Ваше желание.
― Выражайте восхищение французской культурой, историей, искусством и т.д.
― Покажите, что Вы не принадлежите к англосаксонскому лагерю. Для этого, можно покритиковать англичан (это излюбленное занятие французов). Но никогда не критикуйте Наполеона — он укоренен в душе француза.
― Ведите себя более официально, чем обычно, обращаясь только по фамилии и демонстрируя подчеркнутую вежливость.
― Всегда старайтесь придерживаться логики. Они уважают умение аргументировать свое мнение и готовы признать свое «поражение», если логика собеседника сильнее.
― Старайтесь быть интересным собеседником. Они не жалеют времени на интересные разговоры.
― Будьте всегда правдивы. Они сразу замечают любую нелогичность или несоответствие информации. А, так как истина для них важнее дипломатии, они открыто «разоблачают» любое несоответствие этой самой истине. В этом им во многом помогает их язык. Ведь не даром сравнивают речь француза с фехтованием шпагой.

Все эти характеристики типичны для среднестатистического француза и есть большая доля вероятности, что Вы «увидите» многие из них в своем новом руководителе. Однако не будем забывать, что каждый человек — в первую очередь индивидуальность. Поэтому, в выборе стиля взаимодействия с конкретным человеком, важно учитывать не только типичные характеристики его культуры, но и его личные особенности.

Искренне желаю Вам удачи!

От редакции. Мы продолжаем совместный проект с компанией Ars Vitae. Следующая тема для онлайн-конференции: «Управление изменениями. Формула изменений».

Вопросы Марии Овумян можно задать на странице проекта.

 
Количество просмотров: 3290
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости
Овчаров Иван
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
_MG_2221
Гости дискуссии (14)
Геннадий Чернецов
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
_MG_3995
 
Rambler's Top100