О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 74.8569
EUR ЦБ 91.1458
 
Погода:
0
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
15:58 / 25.02.2010

E-learning. Каким его ждали

В середине 90-х ещё не было термина e-learning, но эксперты в области бизнес-образования уже задумывались о последствиях наступления эпохи интернета для их сферы деятельности. Какие из прогнозов того времени сбылись? Много ли нового  принесло с собой нынешнее «цифровое племя», заселившее www в последние годы? Сегодня можно сравнить полученный результат с ожиданиями почти 15-летней давности.

A A A
E-learning. Каким его ждали

Весной теперь уже далекого 1996 года в издательстве Массачусетского технологического института появилась статья под названием «Вызовет ли интернет революцию в бизнес-образовании и исследованиях?» Авторы статьи были уверены, что скорость развития информационных технологий перевернет представление о бизнес-образовании, и даже создали собственный сценарий развития бизнес-образования будущего. Они высказали мнение, что распространиение «электронного бизнес-образования» должно привести к резкому спаду популярности традиционных бизнес-школ, т. к. новые виртуальные учебные аудитории могут быть созданы работодателями на базе собственных компаний. Это позволит им проводить обучение своих сотрудников без отрыва от работы в необходимые сроки и в необходимом объеме.

Авторы публикации напомнили: до середины 90-х годов предполагалось, что новые интернет-программы будут служить как дополнительные инструменты в руках традиционных бизнес-школ, однако на деле получилось совсем наоборот. Глобальная электронная инфраструктура позволила многим известным компаниям выйти рынок образования со своими программами. Центры последних достижений в бизнес-образовании уже тогда нередко складывались вне бизнес-школ. Новые, постоянно совершенствующиеся и обновляющиеся интернет-программы рано или поздно станут очень сильными конкурентами для традиционных программ МВА, заявили авторы публикации десятилетней давности. Они отметили, что доверие работодателей к инновациям уже привело к изменениям в принципах обучения: в 90-х годах были созданы технологии, позволяющие отказаться от формализации процессов обучения, такие как, например, Lotus Notes. Преподаватели из Motorola University уже на тот момент при обучении использовали виртуальные имитаторы сборочных конвейеров, и исследования показали, что рабочие, прошедшие такой курс обучения, делают значительно меньше ошибок, чем те, кто учился по традиционной программе. Иногда новые образовательные технологии разрабатывались бизнес-структурами совместно с учебными центрами, как в случае партнерства Andersen Consulting и Института образовательных технологий Северо-Западного университета (Northwestern University’s Institute) при разработке тренингов по продажам.

Интерес к учебным заведениям, основанным на базе компаний, в 1996 году только начинал расти, однако во многих американских компаниях, таких как General Electric, Motorola, Disney, корпоративные обучающие программы к тому времени практиковались уже многие годы. Количество таких курсов в Sprint’s University of Excellenceуже тогда насчитывало около 750, а в Motorola University около 300.

Авторы публикации предсказывали, что постоянно развивающаяся инфраструктура настолько существенно изменит спрос и предложение, что это приведет к установлению «нового экономического строя». Сеть уже тогда позволяла практически любому человеку за небольшие деньги опубликовать необходимую информацию в интернете и сделать ее доступной по всему миру. Применительно к бизнес-образованию это означало, что информация становится общедоступной с помощью интернет-протоколов, и дает студентам возможность в реальном времени видеть все, что только может им понадобиться. Авторы статьи отмечали, что коммерческий интерес к интернету очень высок и продолжает расти. Некоторые специалисты в середине 90-х предсказывали, что в интернете образование станет намного популярнее, чем заказ каких-либо услуг или развлечения. Летом 1994 года старшекурсники University of Alabamaзапустили программу, предназначенную для пользователей интернета. Они предоставляли пользователям различную информацию: от дорожной карты до учебных лекций. Программа стала очень популярной, в течение 6 недель ежедневно ее посещало около 62 тыс. студентов из 77 стран мира. Использование новых технологий, по мнению ученых, предполагало коренные изменения в образовательном процессе бизнес-школ. Сценарий дальнейшего развития бизнес-образования, созданный в 1996 году, выглядел следующим образом:

• Виртуальные сообщества студентов. Потребность студентов в физическом взаимодействии друг с другом и с преподавателем будет со временем уменьшаться, т. к. виртуальное пространство начинает вытеснять учебные аудитории. Преимуществом станут: более низкая цена, комфорт, безопасность, гибкий график и возможность игнорировать временные и пространственные ограничения. Студенты, которые будут обучаться в виртуальных сообществах, смогут самостоятельно выбрать группы в зависимости от интересов, уровня знаний, культуры и предыдущего опыта.

• Личный контроль, анепассивное усвоение материала. Т. к. потребность вперсонализированном обучении постоянно растет, преподаватели будут меньше времени уделять стандартному структурированию материалов, астуденты будут самостоятельно выбирать необходимый имконтент для изучения. Кроме того, преподаватель будет неэкспертом, апомощником или тренером.
• Пожизненное обучение. Знания постоянно обновляются, поэтому новые программы будут способствовать обучению впериод всей сознательной жизни.
• Обучение поситуации, аненавсякий случай. Количество новых материалов удваивается каждые 7лет, автехнических областях большая часть того, что студенты проходят напервом курсе, квыпуску уже успевает устареть. Поэтому образование должно быть своевременным предоставлять знания не«навсякий случай, вдруг понадобятся», а«поситуации, когда понадобятся».
• Демонстрация знаний, аненаличие диплома. Вобластях науки, где большую роль играют знания, уровень подготовки специалиста сразу заметен. Поэтому вбудущем уровень знаний будет тестироваться при помощи различных программ.
• Диплом неизвуза. Когда диплом потеряет свою важность, сертификацией знаний будут заниматься нетолько учебные заведения, апрофильные коммерческие организации смогут выдавать специальные дипломы наравне свузами.
• Полная глобализация. Образование, как имногие процессы, основанные назнаниях, будет распределено повсему миру. Компании или студенты смогут позаимствовать или купить необходимые материалы углобальных провайдеров.
• Глобальное сотрудничество. Большинство студентов ифакультетов будут тесно сотрудничать сколлегами повсему миру. Уфакультетов будет больше возможностей пораспространению материалов, астуденты смогут работать слюдьми изразличных культурных слоев. • Открытая конкуренция. Студенты смогут сравнивать предложения различных образовательных учреждений, аработодатели, родители иколлеги смогут легко проследить успеваемость любого изних.
• Визуальная, анетекстовая информация. Письменность существует вистории человечества нетак давно, как изобразительное искусство. Наши ментальные процессы предполагают более качественное восприятие такой информации, как картинки инепосредственное общение, чем текстовые документы иаудиозаписи. Новейшие системы обработки видеоизображения позволят студентам более детально усвоить необходимую информацию.
• Симуляции. Студенты будут получать знания неметодом запоминания текстов, апрактическими действиями вспециально смоделированных учебных ситуациях. Студенты Carnegie-Mellon University иMIT Sloan School уже используют реальные ситуации нарынках для обучения вреальном времени.
• Вуз совместно сбизнесом. Интернет станет дешевым средством связи студентов спреподавателями, спонсорами программ ипотенциальными работодателями, апреподавателям-теоретикам позволит связаться сбизнес-практиками.
• Контекст иконцепт. Исторически так сложилось, что теория иконцептуальные разработки существовали отдельно отпрактики бизнеса. Вгипертекстовом мире студенты смогут напрямую отпрактических механизмов переходить кихтеоретическим основаниям. Например, воспользовавшись системой электронных платежей, студент сможет узнать подробную информацию оеёустройстве ипойти поссылкам дальше— ктеоретическим разработкам, лежащим веёоснове.

Сергей Чириков 
Количество просмотров: 1023
 
A A A
Оценка материала:
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
аудитория2
Иван Тонких и редактор раздела "Персона" Анна Чащина
Алексей Кекулов, Андрей Коротков
Лариса Чугуевская
Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома»
Яна Фёдорова
Алиса Андреева
_MG_4096
 
Rambler's Top100