О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 78.6713
EUR ЦБ 91.4790
 
Погода:
+12
°C
облачно с прояснениями, дождь
 
Пробки:
5 
Движение плотное
10:04 / 06.05.2011

Франчайзеры России и мира. Сравнение и анализ причин успеха

Продолжая тематику франчайзинга в России, Павел Котко, эксперт Brainity, решил проанализировать причины успеха и неудач российских компаний-франчайзеров. Не обойдется здесь и без анализа сложившейся ситуации в целом

A A A
Франчайзеры России и мира. Сравнение и анализ причин успеха

Почему во всем мире «выживают» девять из десяти франшиз, а у нас всего одна из трех? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы начать с топ-рейтинга десяти мировых франшиз 2011 года. Парадокс в том, что с одной половиной списка вы наверняка знакомы, а представителей другой половины вы практически не встречали на улицах города.

1. Subway
2. McDonald’s
3. KFC
4. 7 Eleven
5. Burger King
6. Snap-On Tools
7. Pizza Hut
8. Wyndham Hotel Group
9. ServiceMaster Clean
10. Choice Hotels

В этом списке спрятан один интересный факт: девять из представленных компаний ― выходцы из США. Хотя, впрочем, кому-то подобное явление может показаться неудивительным. На данный момент можно выделить всего три страны-лидера по созданию франчази ― США, Великобритания и Канада. Конечно, успехом пользуются и компании других стран, однако именно франшизы названых трех держав буквально наводнили планету своими бизнес-процессами и планами. Но есть одно но ― не всегда эти гиганты без проблем высаживают свой десант на территории России и СНГ. Зато если какому-то счастливчику и удается прорваться на наш рынок, он получает все: прибыль, популярность, значительную поддержку. Здесь срабатывает простое правило: лучший везде лучший. Ярким представителем успешного франчайзинга в России является, к примеру, известный многим Subway. Пользуясь случаем, хочу поздравить компанию с открытием сотого магазина в Москве и двухсотого в России в начале апреля этого года.

Безусловно, кроме компаний-лидеров, есть и те, кто либо только-только открывает собственные магазины-офисы-кафе-рестораны-отели-и т. п, или же стали это делать после неудачного старта собственного «нераскрученного» бренда. Конечно, не обошлось без неудач, большинство из них, выражаясь военной терминологией, «сдали позиции и подписали соглашение о ненападении».

Я считаю более интересной и важной для читателей информацию о российских франчайзинговых компаниях. История большинства наших компаний начинается с 2000 годов. Вы только вдумайтесь, насколько мы отстали здесь от запада, ведь мировая история франчайзинга началась еще в 1851 году! За 150 лет до появления первой подобной компании в России, во всем мире успешно продавалась франшиза на машинку «Зингер» с ее дилерскими центрами, основатель которой считается родоначальником франчайзинга.

Главным недостатком российского франчайзинга, по моему скромному мнению, является отсутствие опыта. И даже не опыта продажи и развития франшизы как таковой, а просто опыта существования компании. Сейчас каждый норовит открыть продажу своего бренда. При этом совершенно не имеет значения, сколько лет этот бренд существует на рынке и каково качество его продукции. Здесь срабатывает до отвращения примитивная логика — люди знают название, значит на этом нужно делать деньги. «Социализм мы не построили, а с капитализмом обращаться не научились...» Но настойчиво пробуем. А как же будущее? Как развивать компанию, купившую у тебя бренд? Здесь мы, как и сто лет назад, надеемся на русский авось. Конечно, хвала небесам, не все так грустно в нашем королевстве. Я лично знаю одну компанию, которая начала свое существование в 1993 году, а занялась продажей своего бренда только через четыре года, после того, как прочно встала на ноги. В результате она успешно продает франшизы по сей день.

Давайте посмотрим на лучших франчайзеров России, которые сумели завоевать прочные позиции на рынке за сравнительно короткий период. К счастью, в моей любимой стране существуют все-таки компании, получающие награды и продающие свои франшизы не раз в год, а раз в неделю. Таких компаний немного, однако, по всем прогнозам, их количество будет только увеличиваться, что не может не радовать. Это и «Инвинтро» со своими проблемами дележки территории между франчайзи в Москве, и «Росинтер Ресторантс Холдинг» («Росинтер»), которая имеет на руках иностранные мастер франшизы (ссылка http://biz-in. com/glossary), что позволяет компании иметь на сегодняшний момент более 360 точек продаж. Похожую схему развития, но, к сожалению, не качества выбрали компании «Деловой Мир» или «РАФ», о которых я упоминал в своих предыдущих статьях. В вопросах продажи франшиз, эти компании руководствуются количеством. Да, у них число торговых точек давно перевалило за 100, однако новые продажи осуществляются вместо закрытых или расторгнутых. Если бы я был научным деятелем, а «Брейнити» — научным изданием, вероятно, я бы смог получить какую-то конкретную информацию и сравнить по тем или иным критериям хотя бы эти две компании. Однако, к сожалению, одна из особенностей российского бизнеса ― это его скрытость. Поэтому, с высоты своего небольшого опыта, я делаю вывод о том, что успешные франчайзинговые компании в нашей стране ― это те, кто создавал эту систему уже на чем-то, что уже работало. К примеру, использовали чужие ресурсы («Инвинтро»), прибегали к иностранным специалистам при создании своей франшизы (Джон Ван Эйкен — клиентами которого являются более 500 компаний, включая «Макдональдс» и «Кока-Кола»). Правда, есть еще и те, кто «берут количеством» («Росинтер Ресторантс Холдинг»). Несомненно одно: эти вещи являются основополагающими и их использование облегчает развитие. Но то, что бизнес-модель должна быть опробованная на 3-5 своих собственных точках — даже не обсуждается.

Одной из ведущих производственных франшиз является «Мастерфайбр». Компания успешно «оккупировала» СНГ в 2001 году и других производственных примеров такого же уровня пока нет. Также, естественно, нельзя забывать о компаниях, которые решили развивать свой бизнес в сфере общепита и розничной торговли — «Терволина», «Пятерочка», «Мосмарт» и т. д. Людям всегда хочется есть, и на этом делаются хорошие деньги. Однако, этот вариант не столь уж беспроигрышен, ведь «Довгань» это не спасло. Где компания просчиталась — остается только гадать. Однако на мой скромный взгляд, здесь не мешало бы упомянуть цитату Сталина перед выпускниками военных академий в 1935 году — «Кадры решают все». В большинстве лидирующих компаний нашей страны управляющие франчайзинговыми направлениями ― это люди, которые имеют определенный опыт ведения бизнеса в этом же направлении. Рассмотрим, к примеру, вполне мудрый опыт собственника мастер-франшизы «Century 21 Россия» и его бывшего подчиненного ― управляющего директора «МИЭЛЬ-Франчайзинг» Романа Мурадяна. У первого попытки заработать на недвижимости принесли вполне ощутимые плоды, второй же — 20 лет занимается недвижимостью в разных компаниях.

Может быть, прочитав мою статью, вы расстроитесь и увидите только неудачный опыт в продаже российских франшиз. Однако я полагаю, о неудачах еще рано заговаривать. Вот когда у нас вступит в действие закон, существующий с 70-х годов в США ― «о раскрытии информации о франшизах (UFOC)» ― вот тогда, можно будет «показать пальцем» на тех, кто портил ростки развития франчайзинга в России. Однако, на данный момент, у нас, в принципе, нет законодательной базы, касающейся непосредственно франчайзингового бизнеса. Отсюда вытекает и отсутствие привилегий и невозможность получить кредит для открытия своего офиса. Но ведь кто-то работает в этих условиях и развивается, значит все возможно. Пусть мы и надеемся «на авось» и никогда не сможем до конца постигнуть все тонкости капиталистического мира, однако вне сомнений — мы народ-победитель, сумевший выжить в любых жизненных условиях. Так что, дорогие друзья, я говорю твердое «да» франчайзингу в России.

Павел Котко, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2411
 
A A A
Оценка материала:
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Интерьер
Константин Дубровин
DSC_4424
Митрофанов Сергей
Евгений Феклистов
Даша Богачкина
Аудитория
 
Rambler's Top100