О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 73.9968
EUR ЦБ 89.6249
 
Погода:
+22
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
2 
Дороги почти свободны
13:21 / 05.09.2012

Господдержка предпринимательства может стать реальностью

Управляющий директор «Банка БЦК-Москва» Диляра Ермакова - о том, как бизнесмену обратить на себя внимание государства и заручиться его поддержкой

A A A
Господдержка предпринимательства может стать реальностью

На своем опыте знаю, что когда начинаешь рассказывать предпринимателям о каких-либо механизмах и инструментах финансирования их бизнеса, предлагать какие-то варианты структурирования сделок с использованием различных программ поддержки, в том числе и государственных, превалирует скепсис. Причина проста: они не верят в то, что они работают — если поддержка анонсирована, она, как правило, не только небесплатна, но и еще маловероятна. Справедливости ради нужно отметить, что этот скепсис нередко оправдан: говорится много, используется и реально работает мало. Впроечем, все может быть и по-другому.

Кто же все-таки поддерживает МСБ в России?

Сейчас в стране действует несколько институтов, оказывающих поддержку предпринимателям. В первую очередь, это МСП Банк (бывший Российский банк развития), специальное кредитное учреждение, созданное для поддержки малого и среднего предпринимательства и располагающее целым рядом специализированных финансовых продуктов, которые фактически ежегодно обновляются посредством выделения целевых бюджетных средств. В настоящий момент в банке действует порядка шести целевых программ, которые доступны малому и среднему бизнесу. Приоритетом является инвестиционное направление, то есть проекты, предполагающие модернизацию, развитие производства, внедрение инноваций и т.д.

МСП Банк активно работает и в российских регионах, существуют даже специальные продукты. Что особенно интересно, сейчас у банка появились продукты даже для микрокомпаний — то есть совсем маленьких организаций — и продукты, предназначенные для операций факторинга. На мой взгляд, это те направления, где сейчас особенно остро требуется господдержка, потому что далеко не все банки охотно идут на финансирование этих двух сегментов из-за того, что они являются высокорисковыми. Если говорить, скажем, о микробизнесе, то здесь речь может идти даже о стартапах: это совсем небольшие компании, которые только встают на ноги и которым необходимы небольшие суммы на «раскрутку» бизнеса. Финансируются они обычно из средств своих учредителей, поскольку далеко не у каждого коммерческого банка есть возможность нести подобные риски. Тем не менее, сейчас таким компаниям государство готово оказывать поддержку и через МСП Банк предоставлять финансирование в размере, не превышающем один миллион рублей по одному контракту и десять миллионов рублей на одного заемщика.

Помимо МСП Банка, в России практически в каждом регионе действуют фонды по поддержке предпринимательства. Есть региональные, областные, в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и др., работают еще и городские. В основном они ориентированы на малый бизнес. Действуют они примерно по одинаковой схеме — становятся поручителями при выделении банками кредитов. Поручительства служат дополнительной гарантией, дополнительным обеспечением — особенно в случаях, когда обеспечения самого заемщика не достаточно. Помимо поручительств, бюджетные средства выделяются фондам также на различные программы субсидий. Например, Московский фонд поддержки малого предпринимательства активно субсидирует первоначальные взносы при покупке оборудования в лизинг.

Наконец, это государственные банки, суммарная доля которых на финансовом рынке России на сегодняшний день фактически составляет порядка 80%. У них очень широкая линейка продуктов, в том числе и для МСБ. Доступность государственных ресурсов делает их инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса весьма закономерным рыночным явлением. В целом же коммерческие банки сейчас стараются достаточно активно работать с малым и средним бизнесом.

Кто имеет право на господдержку

Чтобы компания могла претендовать на субсидии либо помощь в виде поручительств, ей необходимо соответствовать ряду критериев. Прежде всего, она должна быть зарегистрирована как малое или среднее предприятие. Критерии, по которым предприятия делятся на малый и средний бизнес, прописаны в Федеральном Законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 27 июля 2007 года. В нем, в частности, указаны размеры годового оборота, количество работающих, балансовая стоимость активов и т.д. Если предприятие соответствует перечисленным в законе критериям, оно вполне может рассчитывать на поддержку по госпрограммам. Сейчас, кстати, государство поддерживает в основном неторговый сектор. Соответственно, предприятиям, занятым в производстве, легче получить поддержку, чем компаниям, занятым в торговле.

Следующий немаловажный фактор — так называемый частный характер бизнеса. Чем меньше — либо вообще отсутствует — участие государства в капитале компании, тем ей легче получить господдержку. Кроме того, в каждом регионе могут существовать свои, может быть, более узкие направления и критерии отбора. Получить более подробную информацию можно обратившись в соответствующие территориальные подразделения фондов, в региональные центры и агентства, иные структуры по поддержке (например, в банки).

Все меняется

Бюджеты госструктур, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса, выделяются на год вперед. Каждый год и фонды поддержки, и МСП Банк, и другие институты развития стараются запускать новые инициативы. Так что тем, кто занимается, скажем, торговлей, не стоит терять надежду. Торговый сектор в любом случае составляет достаточно существенный сегмент российской экономики, причем доля МСБ в нем достаточно существенна. Правда, может происходить и наоборот — часть из тех инициатив или инструментов, которые были еще в прошлом году, в этом может и не оказаться. Например, в прошлом году был очень интересный и востребованный инструмент, который предоставлял фонд поддержки кредитования малого бизнеса Москвы, — субсидирование комиссий за поручительства. Поручительства — это услуга не бесплатная, за нее взимается определенная комиссия. В прошлом году большая часть этой комиссии возвращалась клиенту обратно. К сожалению, в этом году бюджетных средств на нее не выделено.

Главный совет — больше спрашивать

Современная реальность такова, что для использования программ господдержки предпринимателю потребуется немало времени и усилий. Получить простое кредитование в банке, например, для многих будет быстрее и легче, чем привлечь субсидирование МСП Банка, но деньги, которые предоставляют государственные структуры, и больше, и длиннее, и дешевле. Выход один: нашим бизнесменам, которые, как и везде, привыкли считать деньги, нужно больше спрашивать, чтобы в итоге найти приемлемые именно для себя способы и варианты господдержки. Банки, между прочим, также нередко оказываются теми посредниками, которые могут донести искомую информацию до предпринимателя. Они вполне готовы пошагово объяснить, каким образом ему получить поручительство, как добиться финансирования. Этим и объясняется очень тесное сотрудничество банка, занимающегося малым и средним бизнесом, и клиента.

Диляра Ермакова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3094
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Жанна Волкова (2)
Алексей Кекулов
IMG_2350
Гости  и торт
_MG_2177
_MG_2188
01.02.2011 028
 
Rambler's Top100