О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.0322
EUR ЦБ 91.3448
 
Погода:
+3
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
16:28 / 18.05.2011

Идеология компании: душа, кубик Рубика и атомный реактор (часть пятая)

Идеологии в современных обществах многообразны. В основе этого разнообразия лежат различные представления о социальной справедливости, о форме устройства компании, о национальном интересе, об этических нормах

A A A
Идеология  компании: душа, кубик Рубика и атомный реактор (часть пятая)

Экскурс в технологию внедрения ОКФ — пропаганду

Термин пропаганда происходит от латинского слова propaganda — «подлежащее распространению», буквально означает не сами идеи, теории, взгляды, а их распространение, разъяснение с помощью определенной системы средств, форм и методов. В данной работе в качестве основного источника информации об отечественной пропаганде были использованы работы Позднякова (1988), Уледова А. К.(1980), Гуревича П. С. (1987) и Кейзерова Н. М (1984), дополненные личными свидетельствами автора.

Метод исследования
Основным методом исследования пропаганды является системный подход. Он подразумевает, что данное явление можно продуктивно описать как сложную систему структурных единиц, причем свойства системы не являются простой суммой свойств ее частей, а в значительной степени обусловлены взаимными связями отдельных компонентов, и изменение одного компонента отражается на всей системе в целом. Рост различия входящих в систему компонентов и сложности связывающих их отношений, как правило, говорит о прогрессивном развитии системы.

Большинство исследователей в шестидесятых годах на организацию стали смотреть как на постоянно взаимодействующую с внешним миром систему.

Строго говоря, в физическом смысле, системы бывают открытые и закрытые. Но наблюдать в природе совершенно закрытую систему невозможно. Даже на космический корабль в полете постоянно воздействуют множество факторов: силы тяготения, солнечная радиация, центр управления полетами. Поэтому, как правило, говоря о системном подходе в Организационной Теории, обычно имеют в виду, что организация — это открытая система, непрерывно подвергающаяся воздействию своего окружения: держателей акций, правительства, общественного мнения и т. д.

Немного позже системный подход был расширен: исследователи начали и на внутреннее устройство организации смотреть, как на систему постоянно изменяющих друг друга компонентов. Этот подход назвали Теорией Зависимости. Затем две эти школы слились вместе. Кратко основные принципы системно-зависимой теории организаций описываются следующим образом:

Системная часть: для того, чтобы организация была успешной, она должна быть грамотно вписана в социальную структуру: во взаимодействие правительственного регулирования, рыночных сил, исторических тенденций, трудовых ресурсов. Необходимо видеть «всю картинку в целом» для успешного руководства.
Зависимая часть: облик организации — результат ее индивидуальной настройки на уникальное окружение. Организация состоит из большого числа отдельных компонентов, и изменение одной части ведет к изменению всей организации в целом.

Классификация компонентов пропаганды

С позиций системного подхода пропаганда выглядит как система разнообразных компонентов, объединенных сложной сетью связей. Компоненты пропаганды целесообразно условно разделить на две группы: общие (субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление) и видовые (экономическая, политическая, правовая, этическая, эстетическая, и т. п. пропаганда). Классификация компонентов пропаганды не исчерпывается указанными группами. Ее можно производить по направленности — на внутреннюю и внешнюю; по объекту — литературы и искусства, науки и техники; по формам — устную, печатную, электронную и др.

Качественную определенность пропаганде придает ее содержание. Под ним понимается совокупность идей, взглядов, концепций, исторического опыта и традиций народа, требующих разъяснения — например, мероприятия по убеждению сотрудников в необходимости следовать правилам поведения, принятым в организации. Оно характеризует идейную направленность пропаганды, определяет ее теоретическую весомость и социальную значимость.

Все компоненты системы органически связаны между собой. Связующую роль играют цели и функции пропаганды. Они образуют тот стержень, вокруг которого группируются все компоненты пропаганды и который определяет место и функциональное назначение каждого компонента системы пропаганды. Смысл, назначение субъекта будут непонятны, если не связать его с целями и функциями пропаганды. Одним из важнейших инструментом пропаганды является агитация. Ее цель — убеждение людей в правильности теории. Правильность агитационных методов обеспечивает пропагандисткой компании 90% успеха: ведь именно от агитации зависит целостность и правильность восприятия теоретических установок, а также доведение до агитируемых целей компании.

Зная внешние и внутренние связи информационно-пропагандистского процесса, можно с большой степенью достоверности говорить о ее возможных духовных и практических последствиях ― что может и чего не может сделать пропаганда. Пропаганда всегда теснейшим образом связана с социальной средой. Социальная среда — объективное условие функционирования пропаганды, определяющее во многом содержание, формы, методы пропаганды. С другой стороны, пропаганда оказывает воздействие на среду, в большей или меньшей степени изменяет ее. Влияя на сознание людей, пропаганда в конечном итоге изменяет и социальную среду. Не случайно пропаганда рассматривается как одно из необходимых и действенных средств преобразования общества. Состояние социальной среды, степень ее зрелости с известными оговорками можно рассматривать как критерий эффективности пропаганды: прямых зависимостей между пропагандой и средой в этом смысле устанавливать нельзя (это будет упрощением), но опосредованная зависимость имеется. Максимально учитывая особенности социальной среды компании, в которых живет и действует человек, пропаганда не допускает стихийности, самотека в преобразовании среды. Объективные условия, даже самые благоприятные, создают лишь определенные возможности для воспитания, но сами по себе проблемы не решают. Если бы объективные условия, социальная среда автоматически определяли сознание людей, то одинаковая обстановка механически рождала бы и одинаковое поведение людей. В действительности так не бывает. Известно, что и в крайне трудных, противоречивых условиях нередко воспитываются люди сильные духом, с глубокой убежденностью в правоте своего дела. При аналогичной обстановке поведение людей далеко не идентично.

Таким образом, системный подход к пропаганде позволяет полнее видеть всю сумму обстоятельств, обуславливающих результаты пропагандистского труда, и соответственно действовать не в слепую, а осознанно. Это открывает благоприятную возможность прогнозировать эффективность пропаганды, определять ее образовательные и воспитательные последствия, практические достижения.

Александра Кочеткова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 4449
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_2100
01.02.2011 026
Евгений Феклистов
Гости мероприятия
_MG_4106
IMG_2345
Вручение
Андреева Алиса, коммерческий директор Brainity.ru
 
Rambler's Top100