О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.8373
EUR ЦБ 82.5428
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
15:06 / 01.03.2013

Игорь Тарасенко: «Сегодня мы наблюдаем ренессанс аукционной модели»

Генеральный директор интернет-аукциона Молоток.Ру Игорь Тарасенко рассказывает о том, от каких решений в истории проекта он бы отказался, если бы время можно было повернуть вспять, зачем на площадке ввели плату за лот, и почему eBay не конкурент Молотку

A A A
Игорь Тарасенко: «Сегодня мы наблюдаем ренессанс аукционной модели»

Справка Brainity: Молоток.Ру — крупнейшая российская торговая площадка с 250 000 посетителей ежедневно. Это миллионы товаров от десятков тысяч магазинов, компаний и индивидуальных продавцов. Молоток.Ру гарантирует безопасность покупок и предлагает удобные сервисы оплаты и доставки товаров по России, странам СНГ и дальнему зарубежью. Прием платежей на Молоток.ру традиционно обеспечивается проверенным партнером площадки — компанией PayU.
Игорь Тарасенко, генеральный директор Молоток.Ру. Закончил социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова,кандидат социологических наук. С 2005 года работал на руководящих позициях в телекоммуникационных и медиа-компаниях. С 2010 года и по настоящее время возглавляет проект компании Allegro MAIL.RU e-Commerce Group — «Молоток.Ру».

Brainity: Как начинался Молоток и каковы основные этапы его истории?

Игорь Тарасенко: Молоток.Ру появился 14 лет назад — в 1999 году. На тот момент это был единственный российский интернет-аукцион. Проект был запущен компанией Port.ru, принадлежащей Mail.Ru. В 2006 году долю в компании купил восточно-европейский гигант Allegro Group. Тогда же был проведен ребрендинг площадки. Она получила новый дизайн, который сменил тот, что был разработан студией Артемия Лебедева, и площадку перевели на польскую платформу. Принцип работы Молотка при этом ничуть не поменялся.

Бизнес-модель Молотка также осталась прежней: это посредник, связывающий покупателя и продавца в сделках C2C. Площадка берет небольшой процент с продаж, предлагает дополнительные промо-опции, осуществляет техническую и клиентскую поддержку и маркетинг.

Brainity: Молоток с самого начала брал деньги с продавцов?

Игорь Тарасенко: Нет, Молоток.Ру на первом этапе его истории даже можно было назвать доской объявлений, потому что люди могли вывешивать свои объявления о продаже и продавать совершенно бесплатно. Отличие от доски объявлений состояло в том, что Молоток предусматривал возможность совершить транзакцию на самой платформе — здесь можно было отслеживать ход сделки, оплатить и вернуть покупку, покупатель и продавец имели возможность обменяться контактами. Чуть позже, спустя года три, началась монетизация площадки, когда Молоток стал взимать комиссию за проданный товар. Монетизация продолжается и успешно идет, проект зарабатывает деньги и наращивает объемы.

Brainity: Почему именно в тот момент началась монетизация?

Игорь Тарасенко: Момент определился сам. Набралась большая аудитория, здесь совершалось множество транзакций. Площадка была успешной и единственной в своем роде и должна была приносить прибыль и возвращать инвестиции.

Brainity: Если бы можно было вернуть время вспять, от каких ошибочных решений в истории Молотка вы бы отказались?

Игорь Тарасенко: Я бы не стал отходить от основного конкурентного преимущества Молотка, как это произошло три года назад. Тогда вектор развития был изменен, и площадка отошла от своих основных продавцов — физических лиц, предпринимателей, которые делали основную долю оборота и трафика. Молоток было решено превратить в мегамолл, то есть привлекать большое число мелких интернет-магазинов. Это усложнило задачу развития проекта, потому что вывело его на конкурентное поле, где уже успешно действовали Ozon, Wikimart и другие крупные игроки. Я считаю это решение ошибочным.

Ситуацию мы исправили полтора года назад, вернувшись к первоначальной идеологии, к нашему уникальному предложению. Продавцы Молотка — это физические лица, то есть частные предприниматели, которые зачастую могут сделать лучшее предложение и качественнее обслужить покупателя, чем интернет-магазины. Сейчас у нас сформировалась группа добросовестных продавцов, которые наращивают свои обороты за счет лояльности покупателей, высокого качества товаров и низких цен. Мы стремимся, чтобы наши продавцы развивались и чувствовали себя уверенно на Молотке. Свою задачу мы видим также в том, чтобы продажи на нашей площадке становились для них основным родом деятельности.

Еще я бы изменил подход к развитию потребительских категорий. В силу тех акцентов, которые ставились раньше, некоторые категории имели меньший успех и сегодня они хуже развиты. Но не в силу того, что не было спроса — спрос был и есть. А в силу того, что в этих категориях скудное предложение. Нам приходится с этим специально работать и наращивать предложения, стимулируя продавцов.

Brainity: А как с течением времени менялась структура спроса на Молотке? Что покупали 10 лет назад, а что покупают сегодня?

Игорь Тарасенко: Молоток создавался специально для людей, которые занимаются коллекционированием антиквариата. Более того, мы до сих пор считаем коллекционеров главной аудиторией площадки.

Соответственно, в начале нашей истории антиквариат, нумизматика, предметы искусства обеспечивали 90% оборота площадки. Сейчас они дают 50% оборота. Вторая часть — это товары народного потребления. Среди них наибольшим спросом пользуются электроника, одежда, ювелирка, товары для дома и спорта.

Brainity: Некоторое время назад вы ввели такую, казалось бы, непопулярную меру как плата за выставление лота. Зачем вы это сделали и к чему это привело?

Игорь Тарасенко: Есть одна важная цель, которую преследовало введение платы за лот. Мы сделали это намеренно, с тем, чтобы убрать с площадки некачественные товары, чтобы заставить уйти на другие площадки тех продавцов, которые хотят продать через нас подержанный телефон или старые джинсы. Они попросту засоряли возможность поиска для покупателя, и это было существенной проблемой. Например, по запросу «айфон» пользователь получал 100 страниц с кучей подержанных айфонов или даже подделок, среди которых он был вынужден искать качественное предложение. Это отпугивало покупателя и уменьшало количество покупок.

Таким образом, нам интересны те продавцы, кто хотят заниматься бизнесом на площадке — именно они могут обеспечить качественный товар и стабильные поставки. Для таких продавцов плата за лот не существенна и возвращается в том случае, если производится успешная продажа.

Кстати, плату мы ввели не во всех категориях. В категориях «Антиквариат и коллекционирование» не вводили и не собираемся по той простой причине, что там показатели предложений и совершенных сделок взаимосвязаны.

Brainity: Это уже как-то сказалось на вашем росте?

Игорь Тарасенко: На нашем росте это сказалось положительно, потому что увеличилось количество покупок. А в середине прошлого года Молоток стал прибыльным.

В Россию недавно пришел eBay, работающий по схожей модели интернет-аукциона. Приход такого крупного международного игрока как-то повлияет на развитие электронной коммерции в стране?

eBay пришел в уже сформированный сегмент рынка. Единственное, что изменилось — немного расширилось предложение. Что может измениться в будущем? Присутствие eBay в России поможет всему рынку воспитывать культуру интернет-шопинга и растить инфраструктуру.

32.jpg

Brainity: Является ли eBay вашим конкурентом?

Игорь Тарасенко: Конкурировать ему здесь придется с проектами, которые помогают россиянам покупать за рубежом — с Bay.ru, RuTaobao и прочими подобными. При этом их общая совокупная доля рынка составляет меньше 1%. Мы же входим в число крупнейших торговых площадок страны, занимая третье-четвертое место по обороту.

Brainity: Есть такое мнение, что сама форма интернет-аукциона не близка россиянам. Вы согласны?

Игорь Тарасенко: Российские интернет-пользователи действительно уже привыкли к покупкам в один клик. Для них торговаться за какой-то телефон достаточно сложно. Но, тем не менее, сегодня мы наблюдаем ренессанс аукционной модели. Я уже не говорю о коллекционерах и любителях антиквариата, которые в большинстве случаев предпочитают покупать именно на аукционах.

Сегодня даже в категориях товаров массового потребления на Молоток.Ру наблюдается развитие аукционной модели. Мы на нее ставку не делаем, но она прижилась и существует сама по себе. Дело в том, что на площадке много интересных по цене предложений, за которые люди готовы бороться. Можно даже встретить такие примеры, когда продавец выставляет телефон или телевизор на аукцион с начальной ценой в рубль. Те, кто участвует в таких аукционах, выигрывают существенно, даже если конечная цена далека от начальной — все равно она зачастую бывает ниже рыночной.

Сейчас на Молотке такая модель занимает не более 15% оборота товаров, все остальное покупается в один клик. А в категориях, имеющих отношение к коллекционированию, аукционы преобладают, занимая 70-80% всех продаж.

Brainity: В чем секрет успеха Молотка?

Игорь Тарасенко: Секрет нашего успеха — это интересное торговое предложение.

Brainity: Какой главный совет основателю стартапа в сфере электронной коммерции может дать директор Молоток.Ру?

Игорь Тарасенко: К тому, что в интернетах принято называть стартапом, я всегда советую относиться, прежде всего, как к бизнесу, а не только как к реализации идеи, какой бы замечательной она ни была. Существует множество идей классных, ценных с точки зрения социального аспекта или какого-нибудь value для общества. Но когда стартаперов спрашивают: «А как это монетизировать?», они говорят: «Как-нибудь потом придумаем», главное делать то, что любишь.

Ваше отношение к запуску стартапа должно быть таким серьезным, как будто вы вкладываете деньги в офлайновый бизнес. Конечно, если у вас есть свободные деньги и время, которые не жалко выкинуть на ветер, вы можете относиться к запуску стартапа как к хобби. Но если для вас стартап — это вход в бизнес, ключ к преумножению капитала, важно четко видеть, как будет монетизироваться проект. Уже на самом первоначальном этапе нужно понимать, кому и как вы будете продавать свой продукт, будь это реклама, клиентские платежи или товары.

Бизнес-планирование — это главное, и к нему нужно подойти со всей ответственностью. Возможно, даже нанять специалистов, которые помогут, объяснят состав затрат на развитие проекта. Ведь затраты на стартап — это не только разработка, хотя многие стартаперы именно так и думают. В стране огромное количество блестящих разработчиков, которые могут реализовать все что угодно, любую идею. Но запуск эффективного бизнеса требует большего. Нужны расходы на техподдержку, персонал, маркетинг и прочие аспекты функционирования бизнеса.

 
Количество просмотров: 4146
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Александр Попович, коммерческий директор Brainity
гости..
Владимир Брилёв
Спикеры мероприятия
Андрей Баранов, исполнительный директор Newmann bauer marketing group
Иван Овчаров
Гости дискуссии (33)
Сергей Хестанов
 
Rambler's Top100