Игорь Тарасенко: «Сегодня мы наблюдаем ренессанс аукционной модели»
Генеральный директор интернет-аукциона Молоток.Ру Игорь Тарасенко рассказывает о том, от каких решений в истории проекта он бы отказался, если бы время можно было повернуть вспять, зачем на площадке ввели плату за лот, и почему eBay не конкурент Молотку
A | A | A |

Справка Brainity: Молоток.Ру — крупнейшая российская торговая площадка с 250 000 посетителей ежедневно. Это миллионы товаров от десятков тысяч магазинов, компаний и индивидуальных продавцов. Молоток.Ру гарантирует безопасность покупок и предлагает удобные сервисы оплаты и доставки товаров по России, странам СНГ и дальнему зарубежью. Прием платежей на Молоток.ру традиционно обеспечивается проверенным партнером площадки — компанией PayU.
Игорь Тарасенко, генеральный директор Молоток.Ру. Закончил социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова,кандидат социологических наук. С 2005 года работал на руководящих позициях в телекоммуникационных и медиа-компаниях. С 2010 года и по настоящее время возглавляет проект компании Allegro MAIL.RU e-Commerce Group — «Молоток.Ру».
Brainity: Как начинался Молоток и каковы основные этапы его истории?
Игорь Тарасенко: Молоток.Ру появился 14 лет назад — в 1999 году. На тот момент это был единственный российский интернет-аукцион. Проект был запущен компанией Port.ru, принадлежащей Mail.Ru. В 2006 году долю в компании купил восточно-европейский гигант Allegro Group. Тогда же был проведен ребрендинг площадки. Она получила новый дизайн, который сменил тот, что был разработан студией Артемия Лебедева, и площадку перевели на польскую платформу. Принцип работы Молотка при этом ничуть не поменялся.
Бизнес-модель Молотка также осталась прежней: это посредник, связывающий покупателя и продавца в сделках C2C. Площадка берет небольшой процент с продаж, предлагает дополнительные промо-опции, осуществляет техническую и клиентскую поддержку и маркетинг.
Brainity: Молоток с самого начала брал деньги с продавцов?
Игорь Тарасенко: Нет, Молоток.Ру на первом этапе его истории даже можно было назвать доской объявлений, потому что люди могли вывешивать свои объявления о продаже и продавать совершенно бесплатно. Отличие от доски объявлений состояло в том, что Молоток предусматривал возможность совершить транзакцию на самой платформе — здесь можно было отслеживать ход сделки, оплатить и вернуть покупку, покупатель и продавец имели возможность обменяться контактами. Чуть позже, спустя года три, началась монетизация площадки, когда Молоток стал взимать комиссию за проданный товар. Монетизация продолжается и успешно идет, проект зарабатывает деньги и наращивает объемы.
Brainity: Почему именно в тот момент началась монетизация?
Игорь Тарасенко: Момент определился сам. Набралась большая аудитория, здесь совершалось множество транзакций. Площадка была успешной и единственной в своем роде и должна была приносить прибыль и возвращать инвестиции.
Brainity: Если бы можно было вернуть время вспять, от каких ошибочных решений в истории Молотка вы бы отказались?
Игорь Тарасенко: Я бы не стал отходить от основного конкурентного преимущества Молотка, как это произошло три года назад. Тогда вектор развития был изменен, и площадка отошла от своих основных продавцов — физических лиц, предпринимателей, которые делали основную долю оборота и трафика. Молоток было решено превратить в мегамолл, то есть привлекать большое число мелких интернет-магазинов. Это усложнило задачу развития проекта, потому что вывело его на конкурентное поле, где уже успешно действовали Ozon, Wikimart и другие крупные игроки. Я считаю это решение ошибочным.
Ситуацию мы исправили полтора года назад, вернувшись к первоначальной идеологии, к нашему уникальному предложению. Продавцы Молотка — это физические лица, то есть частные предприниматели, которые зачастую могут сделать лучшее предложение и качественнее обслужить покупателя, чем интернет-магазины. Сейчас у нас сформировалась группа добросовестных продавцов, которые наращивают свои обороты за счет лояльности покупателей, высокого качества товаров и низких цен. Мы стремимся, чтобы наши продавцы развивались и чувствовали себя уверенно на Молотке. Свою задачу мы видим также в том, чтобы продажи на нашей площадке становились для них основным родом деятельности.
Еще я бы изменил подход к развитию потребительских категорий. В силу тех акцентов, которые ставились раньше, некоторые категории имели меньший успех и сегодня они хуже развиты. Но не в силу того, что не было спроса — спрос был и есть. А в силу того, что в этих категориях скудное предложение. Нам приходится с этим специально работать и наращивать предложения, стимулируя продавцов.
Brainity: А как с течением времени менялась структура спроса на Молотке? Что покупали 10 лет назад, а что покупают сегодня?
Игорь Тарасенко: Молоток создавался специально для людей, которые занимаются коллекционированием антиквариата. Более того, мы до сих пор считаем коллекционеров главной аудиторией площадки.
Соответственно, в начале нашей истории антиквариат, нумизматика, предметы искусства обеспечивали 90% оборота площадки. Сейчас они дают 50% оборота. Вторая часть — это товары народного потребления. Среди них наибольшим спросом пользуются электроника, одежда, ювелирка, товары для дома и спорта.
Brainity: Некоторое время назад вы ввели такую, казалось бы, непопулярную меру как плата за выставление лота. Зачем вы это сделали и к чему это привело?
Игорь Тарасенко: Есть одна важная цель, которую преследовало введение платы за лот. Мы сделали это намеренно, с тем, чтобы убрать с площадки некачественные товары, чтобы заставить уйти на другие площадки тех продавцов, которые хотят продать через нас подержанный телефон или старые джинсы. Они попросту засоряли возможность поиска для покупателя, и это было существенной проблемой. Например, по запросу «айфон» пользователь получал 100 страниц с кучей подержанных айфонов или даже подделок, среди которых он был вынужден искать качественное предложение. Это отпугивало покупателя и уменьшало количество покупок.
Таким образом, нам интересны те продавцы, кто хотят заниматься бизнесом на площадке — именно они могут обеспечить качественный товар и стабильные поставки. Для таких продавцов плата за лот не существенна и возвращается в том случае, если производится успешная продажа.
Кстати, плату мы ввели не во всех категориях. В категориях «Антиквариат и коллекционирование» не вводили и не собираемся по той простой причине, что там показатели предложений и совершенных сделок взаимосвязаны.
Brainity: Это уже как-то сказалось на вашем росте?
Игорь Тарасенко: На нашем росте это сказалось положительно, потому что увеличилось количество покупок. А в середине прошлого года Молоток стал прибыльным.
В Россию недавно пришел eBay, работающий по схожей модели интернет-аукциона. Приход такого крупного международного игрока как-то повлияет на развитие электронной коммерции в стране?
eBay пришел в уже сформированный сегмент рынка. Единственное, что изменилось — немного расширилось предложение. Что может измениться в будущем? Присутствие eBay в России поможет всему рынку воспитывать культуру интернет-шопинга и растить инфраструктуру.
Brainity: Является ли eBay вашим конкурентом?
Игорь Тарасенко: Конкурировать ему здесь придется с проектами, которые помогают россиянам покупать за рубежом — с Bay.ru, RuTaobao и прочими подобными. При этом их общая совокупная доля рынка составляет меньше 1%. Мы же входим в число крупнейших торговых площадок страны, занимая третье-четвертое место по обороту.
Brainity: Есть такое мнение, что сама форма интернет-аукциона не близка россиянам. Вы согласны?
Игорь Тарасенко: Российские интернет-пользователи действительно уже привыкли к покупкам в один клик. Для них торговаться за какой-то телефон достаточно сложно. Но, тем не менее, сегодня мы наблюдаем ренессанс аукционной модели. Я уже не говорю о коллекционерах и любителях антиквариата, которые в большинстве случаев предпочитают покупать именно на аукционах.
Сегодня даже в категориях товаров массового потребления на Молоток.Ру наблюдается развитие аукционной модели. Мы на нее ставку не делаем, но она прижилась и существует сама по себе. Дело в том, что на площадке много интересных по цене предложений, за которые люди готовы бороться. Можно даже встретить такие примеры, когда продавец выставляет телефон или телевизор на аукцион с начальной ценой в рубль. Те, кто участвует в таких аукционах, выигрывают существенно, даже если конечная цена далека от начальной — все равно она зачастую бывает ниже рыночной.
Сейчас на Молотке такая модель занимает не более 15% оборота товаров, все остальное покупается в один клик. А в категориях, имеющих отношение к коллекционированию, аукционы преобладают, занимая
Brainity: В чем секрет успеха Молотка?
Игорь Тарасенко: Секрет нашего успеха — это интересное торговое предложение.
Brainity: Какой главный совет основателю стартапа в сфере электронной коммерции может дать директор Молоток.Ру?
Игорь Тарасенко: К тому, что в интернетах принято называть стартапом, я всегда советую относиться, прежде всего, как к бизнесу, а не только как к реализации идеи, какой бы замечательной она ни была. Существует множество идей классных, ценных с точки зрения социального аспекта или какого-нибудь value для общества. Но когда стартаперов спрашивают: «А как это монетизировать?», они говорят: «Как-нибудь потом придумаем», главное делать то, что любишь.
Ваше отношение к запуску стартапа должно быть таким серьезным, как будто вы вкладываете деньги в офлайновый бизнес. Конечно, если у вас есть свободные деньги и время, которые не жалко выкинуть на ветер, вы можете относиться к запуску стартапа как к хобби. Но если для вас стартап — это вход в бизнес, ключ к преумножению капитала, важно четко видеть, как будет монетизироваться проект. Уже на самом первоначальном этапе нужно понимать, кому и как вы будете продавать свой продукт, будь это реклама, клиентские платежи или товары.
Бизнес-планирование — это главное, и к нему нужно подойти со всей ответственностью. Возможно, даже нанять специалистов, которые помогут, объяснят состав затрат на развитие проекта. Ведь затраты на стартап — это не только разработка, хотя многие стартаперы именно так и думают. В стране огромное количество блестящих разработчиков, которые могут реализовать все что угодно, любую идею. Но запуск эффективного бизнеса требует большего. Нужны расходы на техподдержку, персонал, маркетинг и прочие аспекты функционирования бизнеса.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
30 августа, 10:29
Christie`s продает Кандинского за $30 млн -
04 июля, 11:34
Nortel распродала свои патенты -
22 июня, 11:10
«Олимп» не смог удержаться в столичном метро -
30 августа, 16:25
Кому унитаз и девственность Леннона? -
09 июня, 18:33
Прошел лондонский аукцион «Сотбис»
-
22 октября, 14:45
Риэлторские хитрости: как продать недвижимость -
20 июля, 17:51
Спасая Египет, Хрущев собирался бомбить Париж и Лондон
На данный момент нет комментария к этому материалу.