О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.0319
EUR ЦБ 88.9578
 
Погода:
+9
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
11:01 / 22.03.2011

Истинная цель бизнеса

Почему одни компании умирают, а другие передаются по наследству

A A A
Истинная цель бизнеса

Средний срок жизни международной компании из Fortune 500 или его аналога составляет не более 50 лет. Компании не достигают полувекового юбилея, потому что поглощаются или разбиваются на части, многие из них продаются или же становятся банкротами.

Ежедневно налоговые органы регистрируют тысячи новых компаний и примерно столько же закрывают. По различным оценкам в России существует несколько миллионов юридических лиц, но сколько из них имеет возраст более 10 лет? А скольким компаниям в этом году исполняется 20? Давайте попытаемся понять, что влияет на жизнеспособность бизнеса, и какова его истинная цель.

Живая компания

Столетний рубеж способны переступить только живые компании, то есть те, которые способны развиваться, обучать сотрудников, делегировать полномочия и выращивать внутри себя преемственность традиций и стиля управления.

Неизгладимое впечатление на меня произвела книга Джека Уэлча, который возглавлял General Electric на протяжении 20 лет, а сама компания существует с 1878 года.

Секрет жизнеспособности GE в том, что истинная ценность бренда — люди, именно на это сделал ставку Джек Уэлч и вывел компанию на второе место в мире. В компании численностью 300 тысяч сотрудников любой может сделать карьеру с позиции рядового инженера до генерального директора — для персонала открыты корпоративные университеты, программы наставничества и др. В этой организации работало не одно поколение американцев, а желающих сделать карьеру в GE считать бессмысленно.

Получается, что для того чтобы компания была живой долгие годы, нужны постоянные качественные преобразования в сфере взаимоотношений и обучения сотрудников, необходимо уделять внимание персоналу и создавать общность духа.

Общие ценности

Обращали ли вы внимание на то, как комфортно работается в небольших компаниях? Приятная обстановка, взаимное уважение, взаимовыручка и понимание. Такое часто встречается в компаниях-семьях (численность организации до 15 — 20 человек). Что же объединяет людей, почему в таких фирмах нет текучки кадров, и все работает как часы? Потому что у сотрудников есть общие ценности, им комфортно быть вместе, нет интриг и сплетен, нет зависти, и каждый счастлив от того, чем он занимается. Проецировать это на многотысячный холдинг крайне тяжело, но возможно, если будет построена качественная работа с персоналом, и каждый сотрудник будет понимать и разделять миссию компании и корпоративные ценности.

В российских компаниях формирование и привитие общих ценностей тормозится финансированием HR-служб по остаточному принципу, а ведь именно люди — носители бренда и идеи бизнеса, основная движущая сила компании. Это все равно если вы начнете экономить на бензине, заливая в бак дешевое дизельное топливо. Сколько вы так сможете проехать? То же самое можно сказать и про бизнес.

Истинная цель компании

Очень емко о целеполагании и миссии написал Гай Кавасаки в книге «Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple». Он сформулировал основную цель великой компании — сделать что-то значимое для людей, улучшить качество жизни или сделать мир лучше. Именно так, и ни слова про деньги. Те компании, которые упираются в финансовые результаты и ставят деньги целью № 1, имеют место для существования, ограниченного по времени и по качеству. Ведь их цели достижимы, а что будет дальше?

Посмотрите, на что ориентированы мировые бренды: Nokia стремится связать людей на всей планете, Starbucks учит нас ценить каждый миг, а Nike призывает быть активными и не останавливаться на достигнутом.

Создавайте бренд

Причем не только компании, но и себе. Среди российских персон-брендов я выделил бы Тинькова, Дымова, Новикова. Их имена — это гарантия качества. Эти бренды не воздушные, они имеют прочный фундамент и доверие потребителей.

Во время зарубежных поездок обратите внимание на бакалейные лавки, магазины одежды и обуви. Среди них немало именных торговых точек. Не удивлюсь, если им немало лет, и управляет таким магазином далеко не первое поколение. Согласитесь, что приятно осознавать, когда заходишь в Елисеевский гастроном на Тверской, что здесь делали покупки твои предки и знаменитые предшественники. Делали сто лет назад, и будут делать еще столько же, а может быть, и дольше.

Машина против существа

Почти 30 лет Анри де Гиус работал в компании Shell, которая уже перешагнула столетний рубеж. За эти годы он смог выявить факторы, которые способны превратить компанию в долгожителя. В результате исследования получилась весьма полезная книга «Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде».

По мнению ее автора, будущее именно за живыми компаниями, которые развиваются через обучение, таким же образом принимают важные решения, децентрализуют власти внутри организации и проявляют терпимость. Выводы Гиуса интересны прежде всего тем, что основаны на его многолетней практике в Shell.

Компании, ориентированные исключительно на капитал и выжимание соков из персонала, относятся к организациям машинного типа и имеют короткую историю. Скорее всего, их быстро продадут или обанкротят.

У каждого собственника, у каждой компании своя судьба и история. Кто-то создает бизнес с целью эффективной продажи, кто-то пробует себя реализовать в предпринимательстве. В случае если вы действительно хотите создать живую, полезную и великую компанию, передать ее по наследству своим потомкам, то моя статья заставит вас задуматься о том, в каком направлении двигаться.

Иван Овчаров, эксперт Brainity

Голосование за лучшего эксперта портала — здесь.

 
Количество просмотров: 2398
 
A A A
Оценка материала:
(8)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости
Гости
_MG_2165
_MG_2205
_MG_4154
Аудитория
Гости
спикеры конференции Бизнес и СМИ
 
Rambler's Top100