Как и где найти инвестора
Михаил Авербах и Сергей Фрадков, управляющие партнеры венчурного фонда RSV Partners и стартап-акселератора iDealMachine дают рекомендации стартапам и начинающим предпринимателям
A | A | A |

Каждый второй молодой предприниматель решает организовать стартап и получить инвестиции на его развитие. Как грамотно составить инвестпредложение?
Михаил Авербах: Прежде всего, поставьте себя на позицию венчурного инвестора. Венчурные инвесторы ищут проекты, не для того чтобы получать с них доход или дивиденты. Они нацелены на выведение компании на следующий уровень развития. Доходы в свою очередь они получают от акций, которые приобрели в обмен на вложенные в компанию средства.
Инвестпредложение не должно быть массивным и всеобъемлющим. Не пытайтесь поразить инвестора количеством наработанного материала. Оно должно быть емким с четко сформулированными ключевыми положениями.
Вы должны четко описать смысл вашей идеи, область применения, потенциальный рынок, необходимое количество денег и ресурсов для достижения цели. Прописать ваш план действий не только на первый месяц, но и на ближайшее время.
Другими словами, вы ищете деньги не вообще, а на конкретный промежуток времени. И в предложении должно быть описание целей и задач, которые вы должны решить за этот промежуток времени. Обязательно уделите внимание состоянию рынка, на котором вы планирует работать и наличие конкурентов.
Сергей Фрадков: Самое сложное — заключить сделку и получить средства. Другими словами — как перейти от разговоров к делу. Тщательно готовьте свое представление инвестору, чтобы произвести на него положительное впечатление. Помните, что в большинстве случаев инвесторы вкладывают деньги не в идею, а в людей, которые будут её претворять в жизнь. Запланируйте контакт с инвестором не позднее, чем день или два после презентации. И не бойтесь показаться надоедливым. Ваша настойчивость и целеустремленность говорят инвестору о вашей способности успешно вести бизнес гораздо больше, чем красочная презентация. Следуйте известному афоризму «Куй железо пока горячо».
Почему инвестор не вкладывает средства. Чего он боится?
Сергей Фрадков: Первое, что может напугать инвестора — это использование неточной и непроверенной информации. Второе — фактические ошибки в обработке материалов. Поэтому никогда не отправляйте инвестпредложение, если не убедитесь, что в нем все данные верны.
Никогда не пытайтесь незначительные вещи представить как важные. Инвестор, руководствуясь здравым смыслом, может обнаружить ошибки. Еще до отправки инвестпредложения постарайтесь уточнить, в каких областях специализируется ваш инвестор. Если ваш проект находится вне сферы его интересов — подумайте, хотите ли вы отправить предложением именно ему.
Михаил Авербах: Есть несколько пунктов, на которые особенно следует обратить внимание.
Ваш проект должен уметь зарабатывать деньги. В его основе должен лежать продукт или сервис, ориентированный на целевую аудиторию, имеющий цену и стоимость.
Описание продукта для инвестора должно быть емким, но простым. Чем проще описание, тем больше шансов, что инвестор его оценит.
Дополните инвестпредложение информацией о себе и своей команде, опишите качества и умения, которые позволяют успешно реализовать проект. Это может быть профильное образование, личностные качества. Успех проекта на 95% зависит от команды.
К кому пойти с инвестпредложением? К какому инвестору?
Сергей Фрадков: Лучше всего найти инвестора, у которого больше опыта в сегменте рынка, на который вы нацеливаете свою компанию. Это может быть как частный инвестиционный фонд, так и крупная компания или один из государственных фондов, к примеру «Сколково». Для начала вам нужно будет стать резидентом «Сколково», а потом уже получить грант на развитие бизнеса. Дальше будет уже значительно проще привлекать инвесторов, так как на средства гранта вам удастся продвинуться вперед в исполнении вашей бизнес-модели.
А можно обратиться в стартап-акселератор типа iDealMachine, где вам предоставят не только средства в виде инвестиций, но также инфраструктуру и помощь менторов.
Инвестора найти не сложно, выйти на него тоже. Сложность заключается в том, чтобы убедить его дать средства на развитие проекта.
Многие стартапы не получают обратной связи от инвесторов. Поэтому считают, что найти инвестора очень сложно. В чем здесь проблема?
Сергей Фрадков: Расскажу на примере, нашего стартап-акселератора iDealMachine. Мы отвечаем на каждое предложение. Даже если оно нас совершенно не устраивает. Мы считаем, что обратная связь должна быть.
Почему другие инвесторы не отвечают — не знаю. Может быть заняты, а может быть хотят увидеть живую заинтересованность предпринимателя в работе с ними. Но отмечу, что часть проектов, которые к нам поступают на рассмотрение, не только не отвечают нашим интересам, но некоторые из них просто лишены смысла. В стартап-акселератор iDeaMachine в основном принимаются инновационные и наукоемкие проекты в сфере IT. Если идея — клон уже существующего ресурса, маловероятно, что она нас заинтересует. Если проект не связан с IT или не содержит значительной IT составляющей, стоит обратиться в другой фонд, который имеет соответствующую специализацию.
Михаил Авербах: Зачастую, если в предложении только идея, то мало кто из инвесторов возьмется ее финансировать. Мы любим идеи. И берем проекты, где есть только идея, в которой мы видим бизнес. Но решающим фактором для такого проекта будет не идея, а люди, которые пришли к нам, чтобы развивать её. Задача стартап-акселератора как раз и состоит в развитие стартапов. Если мы видим людей, которые горят своей идей, то в процессе работы мы поможем команде оформить проект в реальный бизнес, умеющий зарабатывать деньги.
Насколько эффективны действующие сейчас в России инвестфонды?
Сергей Фрадков: Давайте сравним. В России сегодня активно работают около 15 фондов. А только в Кремниевой долине в США почти 600.
Основной инвестор в России сегодня — государство. 75% всех инвестиций осуществляют фонды с госучастием. И вложения происходят в первую очередь в научные проекты. Инвестиции российских фондов составляют примерно 2,5 млрд долларов в год.
Но если смотреть на ситуацию в общем, то 50% всех инвестиций получают интернет-стартапы. Они быстрее окупаются и начинают приносить средства. Получается, что их поддерживают частные фонды и инвестиционные компании.
Как добраться до западных инвесторов?
Михаил Авербах: Интернет один для всех и доступен всем в равной мере. Инвесторы, особенно западные, не ставят своей целью спрятаться от стартапов Прежде чем идти к западному инвестору, нужно понимать, насколько ему будет интересен ваш проект. Работает ли этот инвестфонд на российском рынке? Рассчитываете ли вы выйти на мировой рынок?
Сергей Фрадков: В рамках работы стартап-акселератора мы развиваем взаимоотношения с потенциальными иностранными партнерами, чтобы наши стартапы получили достойных инвесторов, а инвесторы вложили средства в перспективные проекты. Привлечение в Россию качественных иностранных инвесторов — часть нашей работы.
A | A | A |
Оценка материала: | (6) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
24 января, 15:29
«Утечка мозгов» из России усилилась -
28 марта, 14:27
Российский туристический сервис Ostrovok.ru привлек $25 млн инвестиций -
25 февраля, 11:03
Венчурный фонда Runa Capital вложился в сервис мобильных платежей uBank -
30 января, 14:41
Наталья Касперская инвестирует в московские школы -
08 ноября, 12:45
Runa Capital вложила $2,5 млн в новую социальную видеосеть
-
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
17 июля, 14:19
Империя Амазон Джэффри Безоса -
28 февраля, 13:17
Велобизнес Кирилла Остапенко -
18 февраля, 15:38
Какова идеальная модель строительного бизнеса? -
26 ноября, 15:09
Как сделать идеальный питч и привлечь инвестиции
На данный момент нет комментария к этому материалу.