О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.0319
EUR ЦБ 88.9578
 
Погода:
+8
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
10:15 / 28.10.2010

Как появился рынок аудиторских услуг в России-2

Эксперт Brainity старший партнер группы компаний «Нексиа Пачоли», кандидат экономических наук Светлана Романова продолжает знакомить нас с историей возникновения рынка аудиторских услуг в России и особенностях национального консалтинга

A A A
Как появился рынок аудиторских услуг в России-2

Своя игра

В то время, пока игроки российского рынка разбирались с проблемами локального характера, в США набирал силу грандиозный скандал с аудитором, входившим в пятерку мировых лидеров этого рынка, компанией Arthur Andersen. Аудитора обвиняли в фальсификации отчетности для инвесторов крупнейшей газодобывающей компании США — Enron. В результате «дела Enron» и газодобывающая компания, и ее инвесторы, и аудитор Arthur Andersen пришли к банкротству, а «большая пятерка» превратилась в «четверку». Регуляторы США принялись разрабатывать новые меры государственного контроля над финансовой отчетностью компаний, результатом которых стало принятие в 2002 году Закона Сарбейнза-Оксли.

В России гораздо большего внимания требовала ситуация на внутреннем рынке. Российским предприятиям уже в массовом порядке требовалось привлечение средств на развитие бизнеса. Это значило, что на рынке аудиторско-консалтинговых услуг появился реальный спрос на целый спектр новых для рынка услуг.

Так, к примеру, в 2004 году доля выручки в общем объеме услуг в области международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и информационных технологий у аудиторов увеличилась в два-три раза. Причем в выручке аудиторов выросла доля крупных заказов, не в последнюю очередь благодаря членству российских компаний в составе международных сетей аудиторско-консалтинговых фирм. Как результат, по оценкам экспертов, за год выручка на одного специалиста увеличилась в среднем по рынку на 18 процентов. Совокупный объем выручки 150 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп без учета деятельности международных компаний, работающих в России, оценивался по итогам года в сумму уже свыше 14,5 млрд рублей.

Последующие несколько лет прошли для аудиторов под знаком инвестиционного бума на мировых рынках. В 2007 году суммарная выручка 150 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых групп (без учета компаний «большой четверки») достигла 37 млрд рублей, эквивалентных 1 млрд евро. Дошедший до российского рынка в 2008 году кризис в виде вымерших рынков капитала спровоцировал на аудиторском рынке эффект дежавю: история с фиктивными заключениями и ценовыми войнами практически повторяла ситуацию на рынке после кризиса 1998 года. Хотя отличие было — масштабы игроков рынка были уже не те, а умение выстраивать бизнес в зависимости от обстоятельств позволило быстро переориентироваться на оказание услуг по реструктуризации и риск-менеджменту вместо невостребованных услуг по МСФО.

Нерегулируемое движение

Финансовый кризис 2007–2008 годов спровоцировал на западных рынках еще большее ужесточение контроля деятельности банков, рейтинговых агентств и аудиторов. Западные регуляторы старательно уходили от практики саморегулирования — еще в 2006 году, после очередного скандального банкротства с итальянским Parmalat, Еврокомиссия приняла так называемую Восьмую директиву ЕС, фактически вводящую на европейском рынке нормы, аналогичные нормам закона Сарбейнза-Оксли. Таким образом, США и Европа объединяли свои усилия.

Российские регуляторы действовали с точностью до наоборот. Государство устранялось от контроля за деятельностью аудиторов. В самом конце 2008 года был принят федеральный закон о переходе отечественного аудиторского рынка на саморегулирование. Закон вступил в силу 1 января 2010 года.

В отличие от системы аттестации и лицензирования, которая действовала до этого момента, с этого года аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам было необходимо вступить в СРО. Всего на российском рынке стало действовать 6 саморегулируемых организаций. Новый механизм регулирования привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее.

Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, составило только 4,9 тыс. компаний, согласно данным реестра Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов, вступивших в СРО, к тому же моменту сократилось до 23,4 тыс. человек (в отличие от 38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность в 2009 году). Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше, чем на треть.

Наиболее важной задачей сейчас для аудиторов является развитие бизнеса в новых для рынка условиях саморегулирования. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано. На опыт западных рынков, которые прошли этап саморегулирования, ориентироваться невозможно: финансовый кризис распространялся именно с западных рынков. И это произошло несмотря на все ужесточения правил со стороны государственных регуляторов.

«Нексиа Пачоли», образованная в 1995 году, прошла все этапы развития аудиторского рынка. В настоящее время перед профессиональным сообществом и «Нексиа Пачоли» как его активным участником стоит множество задач, от решения которых зависит будущее рынка аудиторских услуг. Стремление аудиторов скорее перейти на качественно новый уровень дает надежду на позитивные изменения в самом что ни на есть ближайшем будущем.

Романова Светлана, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2562
 
A A A
Оценка материала:
(6)
Все материалы


Комментарии
maruzella 28.10.2010 22:05:00

Бухучет и аудит
Никому не повредит.
Обучайся и включайся,
Ежлиф ты не троглодит.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Ольга Юрьева - за офис! (6)
_MG_4046
_MG_2205
Гости дискуссии (21)
Торт
Геннадий Чернецов1
Алиса Андреева коммерчесский директор Brainity
Гости конференции
 
Rambler's Top100