О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 65.7508
EUR ЦБ 76.0540
 
Погода:
+5
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
13:04 / 19.09.2018

Как принять правильное решение при выборе бизнес-тренера

Предлагаю свой подход  при выборе бизнес-тренера, который был создан за годы работы и в бизнесе, а позже — в бизнес-образовании

A A A
Как принять правильное решение при выборе бизнес-тренера

Сегодня выбор бизнес-тренеров огромный. С разными образованием, знаниями, умениями и опытом. Они предлагают самые разные формы обучения: индивидуальные и групповые, в режимах on и off line. В разных вариантах: от light, например, проведения тренингов по радости и до hard — управленческих сессий по стратегическому менеджменту. В этом обилии предложений, которые сегодня явно превышают спрос, можно потеряться. И пока количество не перешло в качество, многие тратят время, энергию и деньги впустую, не умея принять правильное решение, противостоять манипуляциям и хитрым маркетинговым фишкам, выбирают привлекательные упаковки в ущерб содержанию. Это ситуация неопределенности при недостатке и информации и знаний. В этих условиях правильный выбор сделать сложно. Но можно.

Предлагаю свой подход, который был создан за годы работы и в бизнесе, а позже — в бизнес-образовании. Когда находился и в роли заказчика, проводя тендеры и выбирая провайдеров для проведения корпоративных и индивидуальных тренинговых программ и в роли исполнителя, реализуя их.

Итак, предположим, что Вы:
• Действительно хотите чему-то научиться
• Стремитесь получить не только знания, но и умения
• Определились со своими целями и задачами
• Имеете ограниченное время
• Предпочитаете реальное обучение, а не бизнес-шоу

Для начала определимся с понятиями. Предлагаю понимать под обучением, процесс изменения по принципу «до» и «после» в определенном периоде времени с некоторыми ожидаемыми запланированными результатами в практической деятельности. А для этой деятельности нужны не только знания, а еще умения и навыки. Это то, что вырабатывается на тренинге при выполнении конкретных заданий. И здесь как раз и может помочь тренер. 

Тренер — это квалифицированный специалист в какой — либо области, способный передать не только знания, но и помочь сформировать умения для достижения практических целей. Это ключевое отличие тренера от спикера, который передает только теорию, факты и информацию. Для того, чтобы быть спикером не обязательно переживать личный опыт. Можно изучить несколько бизнес-книг, собрать интересные факты, синтезировал их и с помощью презентационных эффектов передать аудитории. Функция спикера проста — передать то, что узнал от кого-то другого и/или из стороннего источника информации. При этом важно понимать, что при обучении у спикер, большее, чем получение информации, рассчитывать не приходится.

1. Поэтому первое условие при принятии решения о выборе бизнес-тренера — выбрать именно тренера.

Не спикера, не преподавателя, не учителя. А тренера. Того, кто обладает не только информаций и знаниями, но и умениями и навыками, сформированными своим практическим опытом. Наука говорит о том, что приобретенный в процессе жизни и деятельности опыт, является источником всякого познания, как совокупности практически усвоенных знаний, навыков и умений. Этимология слова «опыт» имеет изначальное значение «пытать», «испытывать». Для того, чтобы быть тренером, эти испытания нужно пройти. Получить свой положительный и отрицательный опыт, накопить необходимый баланс знаний, умений и навыков, набить синяки и шишки, и в конце концов, добиться успеха. И не в тренинговом центре на трехмесячных курсах «Как быстро стать гуру», а в реальной бизнес-практике, при выполнении конкретных задач. Но этого мало. Нужно еще уметь отрефлексировать и сам процесс приобретения опыта, и полученные результаты. Для того, чтобы потом их структурировать, сделать соответствующие выводы и использовать с еще большей эффективностью.

Аристотель говорил, что «...имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлечённым знанием, но не имеют опыта...». Думаю, нам всем хотелось бы обучаться у тех, кто преуспевает в своём деле и имеет личный успешный опыт. Опыт управления людьми и бизнес — процессами, при постановке целей и анализе ситуаций, принятия решений и в саморазвитии. При этом важно, чтобы этот опыт был успешным.

Преимущества успешного опыта:
• Более эффективен, чем просто знания
• Является основой уверенности и убеждения
• Обладает большей силой
• Более долговечен и устойчив

2. Второе условие при принятии решения о выборе бизнес — тренера — выбор должен быть рациональным.

Как утверждает сегодня наука человеку свойственно сначала принимать эмоциональные решения, и только потом рациональные. Это доказано учёными, лауреатами нобелевской премии, изучавшими влияние людей на разные экономические процессы. Среди них: Джордж Акерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц (2001 г.), Дэниел Канеман и Вернон Смит (2002 г.), Роберт Ауманн и Томас Шеллинг (2005 г.), Ричард Талер (2017 г). Ученые также доказали, что эмоциональные решения часто становятся ошибочными. Для того, чтобы избежать этой ловушки в принятии решений, рациональный подход, основанный на осознанности, разуме и мышлении в концепциях — «узнал», «понял», «осознал», должен преобладать над эмоциональным и чувственным, выраженными в эпитетах — «ах», «супер» и «вау». Эмоции могут оставить яркие ощущения и впечатления, но они не могут стать отправной точкой для дальнейших конкретных действий, определенных по срокам, ресурсам, результатам. А без этой самостоятельной работы процесс получения необходимых умений и навыков не состоится.

Итак, рационально анализируем предполагаемого бизнес — тренера:

• Какой имеет опыт?

Это информация даст количественную характеристику полученного опыта, в котором ВРЕМЯ, в течении которого знания трансформировались в умения и навыки, одно из основных понятий этого процесса. Формирование личности, как тренера — это процесс эволюционный, требующий значительного времени. Вариант «возраст 20 лет, опыт работы 1 год» — не подходит для качественного тренерства. Это недостаточный период для социального и профессионального созревания, получения высокой квалификации. Пик развития профессионализма человека приходится при достижении им 40-50 лет, при условии непрерывного и успешного пребывания в профессии.

• Является ли этот опыт успешным?

Слово «успех» происходит от старославянского «успъти», что значит, сделать определенную работу к установленному сроку. Критериями успеха являются: достижение поставленной цели по количеству и качеству, затраченным ресурсам, соблюдение временных сроков, полученное общественное признание, личное ощущения счастья и победы. Часть этой информации может отсутствовать по разным причинам и у Вас не будет возможности её проанализировать. Но то, что должно быть и подлежит обязательному рассмотрению — это достижения. Анализируем их.

• Какие имеет достижения?

Достижения — это показатель успешности, умения использовать имеющиеся личные и организационные ресурсы, концентрировать их в одно время и одном месте, добиваться поставленных целей. Вариант достижений: «создание команды и получение высоких результатов» — должен быть уточнен. Что значит команда? Каковы критерии команды? С какой целью она была создана? Что подразумевается под «высокими результатами»? В каких конкретных единицах эти результаты можно измерить? И, вообще, являются ли полученные результаты — достижениями? Если о достижениях умалчивается — скорее всего их нет. А если нет достижений... Далее Вы уже знаете логику рассуждения.

• Кем достижения признаны?

Успех, так же, как и результаты должны быть признаны другими. Признание — это положительная оценка какого- либо специалиста со стороны авторитетной группы людей или отдельного человека. Признание предоставит важную информацию о том, что удалось достичь. Оно должно быть объективными, независимым от воли и желания человека, от людей, не связанных личными интересами или родственными отношениями. Вариант: «10 полученных грамот типа ADCD от компании XXX, сертифицированной по методу YYY, входящей в ассоциацию ZZZ», — вызывает не понимание, а значит недоверие и сомнение. Слишком слабая позиция по объективному признанию. Более объективными являются достижения от своих непосредственных и/или прямых руководителей, председателей правления, совета директоров, независимых агентств и ассоциаций, конкурентов, потребителей.

• В каких организациях работал?

Предпочтительны успешные компании, лидеры на своих рынках. С сильным менеджментом, известными брендами и развитыми технологиями. Это могут быть как западные, так и российские компании. В такие организации труднее устроиться на работу. Там жестче фильтры, требования к сотрудникам и контроль. Это значит, что выше входная цена, которую нужно заплатить за то, чтобы работать в подобной организации. Там более сильная конкуренция и труднее развивать карьеру. Кроме того, в успешных компаниях сотрудников, как правило, обучают эффективным технологиям, что значительно обогащает их как профессионалов. Поэтому вариант: «работал в компании „Пупкин и К“» — не подходит. В условиях слабо развитой внутренней и внешней бизнес-среды нет возможности получить необходимый опыт. Тем более для передачи его другим.

• На каких должностях работал?

Занимаемые должности или места в организационной иерархии отражают не только уровень знаний и умений, но и сложность решаемых задач, наличие полномочий и зон ответственности. Чем сложнее и масштабнее были задачи, тем больший опыт приобретался, тем больше инструментов использовалось, тем больше было пройдено проверок на ответственность, как способности отвечать за принятые на себя обязательства. Вариант: «должность — менеджер, в отделе из двух человек» — сомнительный. Тем более, учитывая, что само понятие «менеджер» сегодня размыто до неузнаваемости и отражает почти всё, кроме начального значения как «руководитель, управляющий».

• Сколько было сотрудников в подчинении?

Этот показатель важен при выборе бизнес-тренера по менеджменту, лидерству, командообразованию, правилам коммуникации и разрешению конфликтов. Может ли научить этому тот, кто не знаком с властью, не имел подчиненных, не проявлял свою управленческую волю по отношению к ним, не работал с явными и скрытыми сопротивлениями и угрозами, а конфликты разрешал в теории, на примерах из чужих книг и статей. Отсутствие опыта реального управления людьми не может быть компенсировано даже удачной, но не своей бизнес-историей. Ведь чужой опыт, как инородное тело, рано или поздно будет организмом отторгаться.

• Как рос и развивался в карьере?

Карьера — это траектория личного пути в выбранной сфере деятельности, которую человек строит сам, сообразуясь со своими собственными целями, ценностями, желаниями и установками. Карьера демонстрирует социальную мобильность, профессиональный авторитет, способность выходить из зоны комфорта, использовать внутренние и внешние возможности для саморазвития в конкретных обстоятельствах, проявление воли и характера, нацеленность на формирования профессиональной личности. При этом важны и вертикальные и горизонтальные перемещения в организации. Основные продвижение в карьере обычно происходят в возрасте 30- 45 лет. Вариант: «карьеру не строил, я — не карьерист» — наводит на мысль, как минимум, о сильной ограниченности эмпирического познания такого специалиста.

• Как осмысливал свой опыт?

Осмысление относится к работе с теорией вопроса. Конечно, «теория суха, а древо жизни зеленеет». Тем более сегодня, когда слово «теория» утрачивает своё значение, а понятие «теоретик», стало почти синонимом ругательства. А жаль. В переводе с греческого «теория» — это «рассмотрение», «исследование». Теория важна как способ изучения, осмысления и изложения своего подхода, идей, взглядов, принципов. Она необходима для работы и со своим и с чужим опытом. Поэтому смотрим на образование, научные звания, написанные статьи, книги, снятые фильмы. Они должны соответствовать тому, о чем тренер Вас собирается учить. Вариант —  «хотел быть лингвистом, учился на радиста, работал логистом, а обучаю юристов» — не подходит. Чему может научить человек, не имеющий внутренней профессиональной целостности?

Если выше изложенной информации о бизнес-тренере нет, или её пытаются от Вас скрыть под фразами «у нас все мастера своего дела» — это повод отказаться от участия в таком тренинге. В большинстве случаев, это значит, что бизнес-тренер, скорее всего относится к разряду спикеров или Вас приглашают на шоу, где фокус в большей степени будет сделан на постановочные развлечения с массажем, взаимными объятиями и макареной на десерт.

В отдельности все выше перечисленные условия при принятии правильного решения при выборе бизнес-тренера являются необходимыми, но, конечно, не достаточными. Но используемые вместе, они создают реальную возможность для такого выбора. А дальше, как это часто бывает, всё зависит от нас самих....

Сергей Шпитонков, директор программ МВА — преподаватель РАНХиГС, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 893
 
A A A
Оценка материала:
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости дискуссии (2)
Гости премии
Инна Гуляева
RadioCity
Аудитория
Аудитория
Гости дискуссии (18)
IMG_2388
 
Rambler's Top100