Кредитование малого предпринимательства. Особенности спроса
Государство быстро расширяет объемы финансовой помощи сектору малого предпринимательства, направляемой в том числе на поддержку кредитования, однако только экстенсивными мерами здесь не обойтись. На рынке кредитования два участника – кредитор и заемщик. Поэтому и любые проблемы развития рынка нужно рассматривать с двух сторон – со стороны предпринимателей и со стороны банков.
A | A | A |

По данным
Однако объемы кредитования сильно упали. Так, согласно данным РБК, в первом полугодии 2009 года опрошенные банки выдали 524,2 млрд. руб., что на 55% меньше, чем в первом полугодии 2008 года. Портфель кредитов для малого предпринимательства сократился на 12% (с 1146 млрд. руб. до 1 010,2 млрд. руб.).
Но потребность предприятий в кредитовании не исчезла. Согласно результатам опроса в мае 2009 года, потребность в привлечении финансовых ресурсов испытывали 48,3% предприятий. В то же время доступность указанных ресурсов предприятия оценивали пессимистично: около 36,9% респондентов считали, что степень доступности для них заемных финансовых средств низкая, 16,1% — очень низкая, и лишь 9,4% характеризовали степень доступности как высокую или очень высокую. Это при том, что значительная часть респондентов оценивает финансово-экономическое состояние своих предприятий как устойчивое — 31,3%, а 53,7% — как относительно устойчивое. Но в отсутствие заемных средств планы по развитию пришлось ограничить или полностью свернуть.
Одним из очевидных факторов, определяющих спрос на услуги кредитования, является динамика числа малого предпринимательства, а также динамика показателей их развития (прежде всего оборот и инвестиции). Официальная статистика сектора малого предпринимательства свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в
Оборот малых предприятий достаточно динамично рос. В 2008 году темпы роста показателя заметно замедлились, что связано с расширением влияния финансово-экономического кризиса в ноябре-декабре 2008 года. По итогам 2009 года прогнозируется падение оборота малых предприятий на 20—25%. Прогноз подтверждается тем фактом, что по итогам трех кварталов 2009 года показатель сократился на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
В 2009 году зафиксирована тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на малого предпринимательства: прогнозируется, что по итогам года показатель в целом по РФ сократится на 25—30%. Прогноз подтверждается тем фактом, что по итогам трех кварталов 2009 года показатель сократился на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Таким образом, спад в секторе малого предпринимательства на 20—30% вызвал еще большее падение объемов кредитования. Естественно, что негативные тенденции были в значительной мере обусловлены финансовым кризисом, заставившим банки ужесточить кредитную политику. Значительную потребность малого предпринимательства в кредитовании подтверждают данные исследования «ТРАСТ Индекс МСБ». В рамках 13 раунда обследований на вопрос «Как изменится объем инвестиций в Ваш бизнес в течение ближайшего года?» в конце 2009 года 24% респондентов ответили, что возрастет, в то время как в начале 2009 года таких было только 15%. Около 13% респондентов в целом по выборке отмечают, по состоянию на конец 2009 года, что собираются привлекать кредиты на развитие бизнеса. На начало 2009 года о таких планах заявляло 10% респондентов. Позитивные настроения предпринимателей, безусловно, являются хорошим индикатором. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что готовность малого предпринимательства брать кредиты в итоге не ведет к изменению структуры спроса на кредиты. Как показывают различные опросы, в последние годы кредитами пользуются от 20 до 25% малых предприятий, и основной спрос приходится на краткосрочные кредитные программы.
Доля краткосрочного кредитования будет лишь увеличиваться, так как в отличие от докризисной ситуации, когда большинство стратегий малого предпринимательства было направлено на расширение размеров бизнеса, а у многих компаний — и на расширение рыночной доли, сейчас преобладают стратегии, ориентированные в лучшем случае на сохранение объемов бизнеса или их сокращение ради поддержания рентабельности. Место объемных инвестиционных кредитов будут занимать краткосрочные, небольшие кредитные и консультационные программы, направленные на оптимизацию бизнеса малого предпринимательства.
По информации
A | A | A |
Оценка материала: |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
12 октября, 10:54
Налог для малого бизнеса будет повышен на 3,9% с 2018 года -
28 ноября, 16:20
У российского правительства нет четкой программы развития малого бизнеса в стране -
18 сентября, 11:29
Московские бизнесмены берут кредиты на рост оборотов, но не на продвижение -
02 августа, 13:59
Миллиард евро малому бизнесу -
15 июля, 10:41
«Северсталь» получит кредит от правительства США
-
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
13 мая, 14:18
Как открыть малый бизнес -
23 декабря, 10:11
Новый год — новые планы -
12 февраля, 17:03
Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра -
03 декабря, :
Когда отклоняется заявка на кредитную карту
На данный момент нет комментария к этому материалу.