О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 82.0930
EUR ЦБ 88.0379
 
 
Пробки:
6 
Движение затруднено
16:12 / 26.04.2010

Кредитование малого предпринимательства. Особенности спроса

Государство быстро расширяет объемы финансовой помощи сектору малого предпринимательства, направляемой в том числе на поддержку кредитования, однако только экстенсивными мерами здесь не обойтись. На рынке кредитования два участника – кредитор и заемщик. Поэтому и любые проблемы развития рынка нужно рассматривать с двух сторон – со стороны предпринимателей и со стороны банков.

A A A
Кредитование малого предпринимательства. Особенности спроса

По данным ЦБ РФ, общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, в целом по Российской Федерации на 1 января 2010 года составляла 2648,0 млрд. руб. (на 1 апреля 2009 года — 2 507,9 млрд. руб.). На 30 крупнейших банков приходилось 1 741,2 млрд. руб., или 65,8% (на 1 апреля 2009 года, соответственно, 1 732,7 млрд. руб., или 69,1%). Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства всего по Российской Федерации на 1 января 2010 года выразились в 2 838,8 млрд. руб.

Однако объемы кредитования сильно упали. Так, согласно данным РБК, в первом полугодии 2009 года опрошенные банки выдали 524,2 млрд. руб., что на 55% меньше, чем в первом полугодии 2008 года. Портфель кредитов для малого предпринимательства сократился на 12% (с 1146 млрд. руб. до 1 010,2 млрд. руб.).

Но потребность предприятий в кредитовании не исчезла. Согласно результатам опроса в мае 2009 года, потребность в привлечении финансовых ресурсов испытывали 48,3% предприятий. В то же время доступность указанных ресурсов предприятия оценивали пессимистично: около 36,9% респондентов считали, что степень доступности для них заемных финансовых средств низкая, 16,1% — очень низкая, и лишь 9,4% характеризовали степень доступности как высокую или очень высокую. Это при том, что значительная часть респондентов оценивает финансово-экономическое состояние своих предприятий как устойчивое — 31,3%, а 53,7% — как относительно устойчивое. Но в отсутствие заемных средств планы по развитию пришлось ограничить или полностью свернуть.

Одним из очевидных факторов, определяющих спрос на услуги кредитования, является динамика числа малого предпринимательства, а также динамика показателей их развития (прежде всего оборот и инвестиции). Официальная статистика сектора малого предпринимательства свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в 2006—2008 годах. Динамика качественного развития малого бизнеса за последние годы отражается и в росте вклада малых предприятий в основные агрегированные экономические показатели. Так, доля произведенной малыми предприятиями добавленной стоимости (доля в ВВП) составила в 2008 году 21%, а в 2009 году — 22,5%. Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций составила в 2008 году 25,6%. В то же время в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло сжатие сектора. Так, прогнозируется, что по итогам 2009 года число малых предприятий сократится на 3%.

Оборот малых предприятий достаточно динамично рос. В 2008 году темпы роста показателя заметно замедлились, что связано с расширением влияния финансово-экономического кризиса в ноябре-декабре 2008 года. По итогам 2009 года прогнозируется падение оборота малых предприятий на 20—25%. Прогноз подтверждается тем фактом, что по итогам трех кварталов 2009 года показатель сократился на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

2006-2008 годы характеризовались значительной инвестиционной активностью малого бизнеса: в 2008 году объем инвестиций в основной капитал вырос на 60,9% в сравнении с предыдущим годом. Как следствие, возросла доля инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в общем объеме инвестиций в основной капитал: на 1 января 2009 года данный показатель составил 5,4%.

В 2009 году зафиксирована тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на малого предпринимательства: прогнозируется, что по итогам года показатель в целом по РФ сократится на 25—30%. Прогноз подтверждается тем фактом, что по итогам трех кварталов 2009 года показатель сократился на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Таким образом, спад в секторе малого предпринимательства на 20—30% вызвал еще большее падение объемов кредитования. Естественно, что негативные тенденции были в значительной мере обусловлены финансовым кризисом, заставившим банки ужесточить кредитную политику. Значительную потребность малого предпринимательства в кредитовании подтверждают данные исследования «ТРАСТ Индекс МСБ». В рамках 13 раунда обследований на вопрос «Как изменится объем инвестиций в Ваш бизнес в течение ближайшего года?» в конце 2009 года 24% респондентов ответили, что возрастет, в то время как в начале 2009 года таких было только 15%. Около 13% респондентов в целом по выборке отмечают, по состоянию на конец 2009 года, что собираются привлекать кредиты на развитие бизнеса. На начало 2009 года о таких планах заявляло 10% респондентов. Позитивные настроения предпринимателей, безусловно, являются хорошим индикатором. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что готовность малого предпринимательства брать кредиты в итоге не ведет к изменению структуры спроса на кредиты. Как показывают различные опросы, в последние годы кредитами пользуются от 20 до 25% малых предприятий, и основной спрос приходится на краткосрочные кредитные программы.

Доля краткосрочного кредитования будет лишь увеличиваться, так как в отличие от докризисной ситуации, когда большинство стратегий малого предпринимательства было направлено на расширение размеров бизнеса, а у многих компаний — и на расширение рыночной доли, сейчас преобладают стратегии, ориентированные в лучшем случае на сохранение объемов бизнеса или их сокращение ради поддержания рентабельности. Место объемных инвестиционных кредитов будут занимать краткосрочные, небольшие кредитные и консультационные программы, направленные на оптимизацию бизнеса малого предпринимательства.

По информации Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

 
Количество просмотров: 1043
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_4079
Наша аудитория
Нина Филоненко
Юлия Стоногина
Аудитория
Евгений Ковалёв
Терехов Станислав
Евгений Феклистов
 
Rambler's Top100