О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 66.3309
EUR ЦБ 75.5841
 
Погода:
-6
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
15:30 / 23.11.2010

Криминальный аудит предприятия. Бухгалтерия

Во время проведения криминального аудита своего бизнеса особое внимание нужно уделить бухгалтерии. Думаю, это ни для кого не новость. Деньги любят счет

A A A
Криминальный аудит предприятия. Бухгалтерия

Согласно законодательству нашей страны, директор несет личную ответственность за ВСЕ бухгалтерские, финансовые и иные документы предприятия. Поэтому руководитель предприятия должен знать состояние дел в бухгалтерии и уметь ее контролировать. А для этого необходимо знание некоторых статей законов в части возможных нарушений и укрупненную схему движения денег и товаро-потоков, а также те документы, которые бухгалтерия обязана оформлять на каждом этапе движения денег и товаров. Дополнительно руководитель должен иметь схему (порядок и очередность) уплаты налогов предприятием в соответствии с выбранной системой налогообложения и видом деятельности.

Задача руководителя ― улучшить работу предприятия, а не доказать чью-то неправоту. Поэтому предупредите главного бухгалтера о предстоящей проверке заранее. И еще одно замечание ― никогда не проводите проверку (инспекцию) до факта. Проверка необходима там, где есть какие-то сомнения или подозрения (нет производства или нет увеличения производства, результатов, низкие статистики). За низкими статистиками вы ВСЕГДА обнаружите хаос, замешательство, неэтичность, преступления ― это закон. Также действительно обратное ― никогда не проверяйте высокостатов ― тех, кто показывает отличные результаты, тех, чьи объемы производства которого растут из недели в неделю. Пусть сами вам представят все документы, если вам необходима информация.

Во время проверки должны присутствовать все лица, чьи посты проверяются. А тех, кто не имеет отношения к проверке, лучше попросить удалиться. И желательно придерживаться при этом максимально делового и официального, но в то же время дружелюбного тона.

Рекомендую во время проверки использовать проверочный список «Порядок и беспорядок» Л. Р. Хаббарда ― очень полезная вещь, его можно найти в книге «Введение в Саентологическую этику» (стр. 134). Конечно же, вы должны иметь блокнот для записи выявленных недостатков. При проверке никогда не слушайте никаких объяснений, если эти объяснения тут же не подтверждаются документами. Всегда смотрите, смотрите, смотрите и требуйте ссылки на соответствующие законы. Тот недостаток, который во время проверки может быть устранен немедленно, должен быть устранен сразу.

Проверяйте все столы, корзины, ящики и т. д. В офисе нет личных ящиков. Но не переусердствуйте ― не стоит «залезать» в личные сумочки, карманы, кейсы. Если все же такая необходимость возникла, нужно вызвать свидетелей, и проверяемый должен сам показать свои вещи. При этом не разрешайте что-либо выносить из комнаты или без необходимости перемещать внутри комнаты.

И главное ― всегда (если это возможно физически) доводите проверку до конца. Не оставляйте, не переносите ее на следующий день.

ВАЖНО! Не давать ни каких оценок во время проверки, просто констатировать факты и записывать их!

Последовательность проверки

1. Проверка наличия папок и документов в них по следующим блокам:
1. Банковские документы.
2. Кассовые документы.
3. Договора.
4. Кадровые документы.
5. Документы общего характера (учредительные документы, аренда, коммуналка, прочие).
6. Документы на основные средства и нематериальные активы.
7. Книги и журналы.

2. Далее делаем так называемую сквозную проверку ― это когда проверяются не отдельно взятые папки, а цепочки документов. Нужно помнить, что любое движение персонала, денег, товара всегда оформляется многими и многими документами, которые всегда взаимосвязаны.
1. Возьмите все выписки по банку.
2. Возьмите любую выписку по банку за любой день.
3. Возьмите любую операцию отраженную в банковской выписке.
4. Потребуйте все документы по данной операции.

Пройдитесь по всей цепочке прохождения документов и денег, имеющих отношение к данной операции: договор, счет, счет фактура, накладные, товарные чеки, и так далее ― смотрите абсолютно все первичные документы по данной цепочке. Если это была операция на покупку оргтехники, то проверьте физическое наличие оргтехники, паспорта на нее, накладные или товарные чеки, счета, счета-фактуры, акты ввода в эксплуатацию, проводки по бухгалтерии, амортизацию и так далее.

3. Аналогично проверяйте кассу, кадровое делопроизводство и так далее. Затем проверяйте отчетность. Отчетность перед государством рекомендую проверить за последние три года. В данном случае проверяется физическое наличие отчетности, ее стыковка между собой, документы, подтверждающие платежи государству.

4. Проверьте архив предприятия.

5. Далее проверьте прочие документы:
a. Передвигайтесь по офису от одного рабочего места к другому, берите первый попавшийся документ на столе, спрашивайте, что это, где это должно лежать, и пусть сотрудник объяснит, положит на место или выбросит (если это не нужно).
b. Закончив со столом, переходите к ящикам стола.
c. Затем ― различные корзины.
d. Шкафы.
e. Базы данных, папки, файлы в компьютерах. Тут вы, как правило, найдете много интересного.

6. Записывайте все недостатки, чтобы потом составить программу по устранению выявленных недостатков с указанием сроков, и потребуйте отчитаться о ее выполнении.

Примеры из жизни: на одном из предприятий мы договорились с владельцем, что он сам все проверит, а затем уже пригласит меня. Так и сделали. Что в результате?

Мы нашли «левые» бланки печатями по цветком, нашли завалившиеся за ящик стола бланки счетов-фактур, оформленных руками бухгалтера от обнальной конторы, нашли записную книжку с пометками, кому и сколько выплачено денег (черная зарплата), данные о суммах откатов.

На другом предприятии бухгалтеру была дана команда навести порядок и все убрать. Она выполнила ее буквально ― собрала весь компромат в единое целое и отнесла его в комнату, где хранился архив бухгалтера. Очень удобно! Проверяющим не нужно было осматривать весь офис, достаточно было зайти в комнату «архив» и взять все в одном месте.

7. Дополнительно пригласите опытного бухгалтера (не аудитора, для этого есть свои причины), и пусть он проверит отчетность и ведение регистров.

8. Проведите быструю, контрольную проверку по устранению выявленных недостатков. По ее результатам издайте приказ о наказании либо поощрении проверенных сотрудников, в зависимости от результатов. Введите необходимые правила, которые улучшат работу сотрудников и документооборот предприятия и предотвратят появление хаоса вновь.

На всех предприятиях используется, как правило, следующая схема (следующие блоки) ведения документации:

1. Первичные документы.
2. Книги аналитического и синтетического учета, так называемые РЕГИСТРЫ.
3. Отчетность перед ИФНС и государственными внебюджетными фондами (балансы, декларации, приложения, письма и т. д.).

Владимир Туров, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 3350
 
A A A
Оценка материала:
(2)
(3)
Все материалы


Комментарии
Max 24.11.2010 08:55:21

Цитата
Рекомендую во время проверки использовать проверочный список «Порядок и беспорядок» Л. Р. Хаббарда ― очень полезная вещь, его можно найти в книге «Введение в Саентологическую этику»
Извините конечно меня, но эта ссылка меня шокировала. Неужели нет более достойных источников и методик, которые позволили бы проевсти проверку бухгалтерской отчетности.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Перед выходом
01.02.2011 033
Евгений Феклистов и Людмила Таракнова
Никита Ларин
Выступление Вадима Наливайко
_MG_3956
Екатерина Антошкина
Гости
 
Rambler's Top100