Люди класса Z
Эксперт Brainity Александра Кочеткова, профессор Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, рассказывает о Творцах и их роли в жизни организации
A | A | A |

Мотивация организации
Что такое мотивация для любой организации с точки зрения практики, достаточно понятно — это рычаг, с помощью которого она подвигает сотрудника к выполнению определенных действий с определенным результатом.
А что же такое мотивация для самого человека? Рискнем предположить, что это внутренний энергетический импульс в форме желания какого-либо действия, вызванный определенной причиной, внешней или внутренней.
Если этого импульса нет (человек не имеет активных потребностей) или поврежден механизм его образования (человек имеет потребность и хотел бы действовать, но... сил нет), ничто не сможет подвигнуть человека к каким-либо действиям.
Кураж
С этой точки зрения мотивационный импульс — это кураж в человеке, ответ на вызов. Задача любой организации — создать условия, вызывающие к жизни этот энергетический импульс/кураж в своих сотрудниках.
Однако речь идет не о простых исполнителях, а о Профессионалах («магах» по выражению братьев Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу»), о людях класса Z (по определению А. Маслоу в работе «Теория Z»). Да-да, именно о тех, кого можно и нужно называть «поколением NEXT» для современного мира.
О тех, кого боятся и жаждут иметь в рядах своих сотрудников все развивающиеся компании мира. О тех, от кого зависит будущее.
Мы ничуть не умаляем значимость сотрудников исполнительского уровня, но мы ведь так долго и много о них писали. Теперь пришла очередь волшебников от разных профессий — профессионалов-творцов.
Портрет
Очерк о мотивации творцов начнем с их совокупного портрета.
Несмотря на различную профпринадлежность, все творцы обладают общими профессиональными и личностными чертами, определяемыми высоким уровнем развития.
1. Для творцов нет нерешаемых задач.
Совокупность обучаемости, адаптивности, управления энергией, навыков, опыта и знаний, нарастающих по мере развития, создает для человека богатейшую инструментальную базу.
А мир, между тем, предоставляет им возможность совершенствоваться с каждым новым вызовом. Кроме того, творцы обладают умением конструировать инструменты из всего «подручного» материала.
Эта черта определяет любовь творцов к риску, постоянному обучению, вызовам и нестандартным задачам, которые обогащают их внутренний мир. Та организация, которая сможет создать такую среду, будет обладать Инкубатором Творцов.
Наказанием же для «Z» будет поручение им рутинной и полностью бессмысленной работы, но только до момента, когда творец не признает рутину уроком выносливости и терпения или не внесет в нее свой собственный смысл. С этого момента он сможет эффективно выполнять и рутинные задачи.
2. Творец ориентирован на наличие смысла в каждой выполняемой операции и решаемой задаче.
Если этого смысла недостаточно, он может внести или усилить его (сам или с разрешения лица, поставившего задачу). Если усиление смысла невозможно, он, скорее всего, откажется выполнять задание и поднимет сопротивление. Или просто бросит выполнение задачи — сорвет ее.
Давить на этику в этом случае совершенно бессмысленно — ориентация на смысл является высшей (или мета-) мотивацией творца вообще, отличающей его от других классов занятых.
Так что есть два варианта: или организация «озаботится» поиском и внесением (или усилением) смысла во всех задачах, которые ставятся перед творцами, или творцы будут ее покидать со скоростью мысли, или откажутся приходить на работу в такую организацию, или будут постоянно продуцировать саботаж выполнения бессмысленных задач.
3. Творцы эффективнее в условиях неопределенности (хаоса), который может проявляться в любой форме.
Порядок (формализация, стандартизация, унификация) не дает возможности проявить свои способности и достичь определенных результатов в саморазвитии. Кроме того, результаты упорядоченных операций кажутся творцам мелкими и незначительными.
Если это возможно, то нужно создать неопределенность в условиях порядка. Это несложно, так как в любом самом упорядоченном процессе есть зоны неопределенности. Их надо только выявить и предоставить творцам с ними работать. В условиях же полного порядка (например, в массовом производстве) творцам будет скучно, и их эффективность резко упадет.
Хороший способ «развлечь» творца организационно — ротация с возможностью полной смены профессии и обучением, предоставляемым за счет организации.
4. Творцы ориентированы на масштабные и значимые задачи и результаты.
Текущие и операционные задачи воспринимаются ими как «стрельба из пушки по воробьям», так как и задачи не содержат в себе вызовов, и результатец ма-а-хонький.
Для того, чтобы поддержать или породить интерес творцов к обычным задачам, надо уметь преподнести их так, чтобы значимость и масштаб были подчеркнуты.
5. Творцы ориентированы на развитие и саморазвитие, на творчество как форму чистой самореализации.
При этом далеко не каждый человек является творцом, так как далеко не у всех людей есть потребности в творчестве и самореализации, особенно в профессиональной зоне.
Творцы будут бесконечно благодарны той организации, которая создаст им условия для того, чтобы быть счастливыми через свое творчество.
Не все процессы в современной организации содержат возможность профессионального творчества. Т ем людям Z, которые волею судеб или организации находятся в зонах рутинных операций, необходимо создавать искусственные творческие области.
Это могут быть: пространства разработок и инноваций, временные творческие коллективы, конкурсы домашнего и ремесленного творчества, области саморазвития — риторика, пластика, театр и другие виды искусств и наук.
A | A | A |
Оценка материала: | (9) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
06 ноября, 22:41
Электронные трудовые вынесут на референдум. Работники сами решат судьбу бумажных книжек -
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию
-
29 апреля, 22:15
Как взаимодействовать со сложными людьми. Аффективное мышление топ-менеджера -
05 апреля, 20:53
Второй фокус управленческого мышления: обратная связь -
15 марта, 21:34
Управленческое мышление -
28 июля, 14:38
Как создать и развить команду? -
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж
На данный момент нет комментария к этому материалу.