О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.0322
EUR ЦБ 91.3448
 
Погода:
+3
°C
облачно
 
Пробки:
6 
Движение затруднено
14:54 / 25.02.2010

MBA в России… меньше, чем MBA

Бизнес-образование получать модно, а теперь еще и нужно. Директора по HR как один заявляют, что кандидатам со степенью отдается предпочтение, и зарплаты у них выше, и должности лучше. Теперь это не просто тренд, а необходимость соответствовать вызовам рыночной экономики, быть на одном уровне с зарубежными партнерами и не отставать от конкурентов-экспатов.

A A A
MBA в России… меньше, чем MBA

По словам Екатерины Гридиной, руководителя московского офиса MBA Strategy «бизнес-образование — это комплекс знаний, навыков и практик, касающийся всех аспектов ведения бизнеса: и менеджмент, и маркетинг, и стратегия, и финансы, и лидерство». Если сравнивать высшее образование в России и на Западе, то первое отличается значительной доступностью и фундаментальностью преподаваемых знаний, возможно в этом кроется его неконкурентоспособность на мировом рынке. Ни для кого не секрет, что за границей наши дипломы требуется подтверждать, а получить высокооплачиваемую работу в области менеджмента, не перекрыв русскую корочку иностранной, так вообще невозможно.

Ситуацию попытались исправить в 1994-м году, когда Министерство образования запустило десятилетнюю экспериментальную программу по подготовке менеджеров высшей квалификации «Мастер делового администрирования», дословно с английского MBA (Master of Business Administration). Однако российское MBA приобрело «национальный колорит» и воспринимается у нас в стране как некоторое дополнительное образование для управленцев, менеджеров среднего и высшего звена, уже получивших полный курс высшего образования, в то время как в США и Европе, на которые мы стремимся равняться, система принципиально иная.

Прототипы МВА появились в США еще в конце XIX века, в середине XX века в Европе. Типичному кандидату на обучение в бизнес-школе от 25 до 34-х лет, он имеет степень бакалавра, опыт работы (причем список сфер достаточно разнообразен: от банковского инвестирования до дизайнера вебсайтов), подготовлен по математике, статистике, экономике. Степень готовности к обучению и прием в ту или иную бизнес- школу определяется при сдаче обязательного теста GMAT (Graduate Management Admission Test), включающего в себя написание двух эссе для оценки аналитических способностей, и теста, который включал в себя решение задач и понимание «словесного» текста. Для кого английский язык не является native tongue, требуется сдать тест, например, TOEFL.

Внедрить в России систему MBA в западном варианте оказалось абсолютно невозможно, так как мы до сих пор и формально и морально привязаны к пятилетнему образованию. Даже при новой структуре обучения студенты не идут работать после бакалавриата, а предпочитают сразу поступать в магистратуру. На этом пути теряется бесценный опыт, которой позволяет человеку сделать самостоятельный осознанный выбор рабочей специальности. Поэтому российская степень MBA не является структурной частью высшего образования, а неким эволюционным продолжением банальных «курсов повышения квалификации» для экономистов.

Вероника Тараба, заместитель генерального директора по маркетингу компании КРОК, замечает, что «одно из основных отличий российского бизнес-образования — перекос в сторону теории, недостаточное количество реальных кейсов». Почему так происходит? Потому что большинство российских бизнес школ создано при высших учебных заведениях, и преподают в них те же люди, что и в самом вузе, зачастую выходцы из старой системы. «Вот я, к примеру, имея диплом master of business administration, после окончания учебы пытался получить МБА по накопительной системе при одном из крупнейших вузов страны, — говорит Алескей Поляков, победитель мирового соревнования Global Management Challenge. — Однако когда увидел программу, и начал слушать лекции понял, что два года мне собираются читать то же самое, что и последние годы учебы». В российских бизнес-школах в основном используют адаптированные американские и европейские курсы, что зачастую ведет к потере качества.

Зарубежные программы ведущих школ MBA в основном построены по принципу full-time programme, например обучение в Лондонской -школе (LBS, занявшей первое место в рейтинге Financial Times) рассчитано на 15-21 месяц с проживанием в кампусе. Программа подготовки включает в себя изучение бизнес-статистки, личностное развитие кандидата, в том числе лидерских качеств, риск-менеджмент и аналитику, этику и корпоративную социальную ответственность, финансы, IT-технологии, языки, различные типы менеджмента, маркетинг, развитие стратегических навыков, макроэкономику. Обучение проводится в форме компьютерных симуляторов, ролевых игр, видео-обучения, практических занятий на предприятиях.

Российские школы предлагают различные формы обучения, включая вечернюю и заочную, без «отрыва от производства». Боле того, участники рынка и студенты признаются, что поступить в российскую бизнес-школу значительно легче, чем иностранную, причем не требуется сдача GMAT. Задания при поступлении больше напоминают формальность, только плати и посещай занятия. Да и стоимость обучения значительно ниже, например, обучение full-time в LBS стоит £49 900, а в Высшей школе международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ — 580 000 рублей. По стоимости к зарубежным школам приближена лишь недавно открывшаяся Сколово — €60 000.

Поскольку сейчас ярлычок MBA также востребован при приеме на высокооплачиваемую должность как когда-то ученая степень, многие предпочитают короткие или заочные, более дешевые программы. Мировой финансовый кризис и здесь не играет на руку прогрессу в сфере российского бизнес-образования. Как говорит Вероника Тараба, сейчас большая «востребованность мастер-классов, кратковременных тренингов и курсов. Люди экономят на длинном образовании, и предпочитают получить знание по конкретной теме здесь и сейчас».

То, что бизнес-образование востребовано не вызывает ни у кого сомнения, что оно открывает новые возможности для кандидатов на высокие менеджерские посты, собственников бизнеса, международных партнеров также неоспоримо. В ситуации, когда российский менеджмент просто жаждет впитывать в себя знания, многие с удовольствием предпочли бы российское образование, чтобы не покидать свои семьи и контролировать рабочие процессы. Но конкурентоспособность нашего бизнес-образования вопрос долгих реформ, а возможности ждать у современного менеджмента нет.

Настя Позднякова 
Количество просмотров: 732
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_2159
Аудитория 8
Алина Владимирова, зам. главного редактора Brainity
Сергей Михайлов, МГЮА
_MG_4159
_MG_2205
Елена Агафонова, председатель жюри
Евгений Феклистов
 
Rambler's Top100