О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.8146
EUR ЦБ 89.8934
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
00:00 / 15.04.2011

Менеджмент устойчивого развития в бизнес-школах Европы

Менеджмент устойчивого развития — это уже не просто сфера деятельности в промышленном управлении

A A A
Менеджмент устойчивого развития в бизнес-школах Европы

Нехватка ресурсов оказалась реальной, требующей скорейшего решения проблемой. Вот почему это стало определяющим фактором образования в МВА программах в INSEAD, RSM и Oxford.

В прошлом десятилетии успешный бизнес определялся понятиями прибыльности и возврата капиталовложений. МВА-студентов призывали думать о прибыли и убытках в размерах твердой валюты. Преуспевать означало зарабатывать большие деньги. Все было четко и ясно.

Но это уже не так. В былые времена главные управленцы рассматривали мировые ресурсы как бездонный колодец с неисчерпаемым потенциалом для использования. Сейчас же, говорит профессор по устойчивому развитию в INSEAD Пол Клеиндорфер (Paul Kleindorfer), «реальность заставляет смотреть на мир через призму недостатка ресурсов».

Эта новая реальность все больше влияния оказывает на учебные планы европейских бизнес-школ. За прошедшее десятилетие французский INSEAD, Rotterdam School of Management (RSM) и Copenhagen Business School добавили необходимые курсы по устойчивому развитию. Во всех европейских МВА-программах присутствует общая тенденция к внедрению в учебный план предметов, которые могли бы повысить информированность студентов о нехватке ресурсов и изучали бы способы решения этой глобальной проблемы.

Мотивация понятна, говорит господин Клеиндорфер, экономист-практик, который 40 лет проработал в сфере риск-менеджмента. «В прошлом, риск определялся понятием насыщенности рынка. Это был риск жесткой конкуренции или невостребованности товара. Существовал также риск, связанный с самим товаром или процессом его производства. Например, угроза здоровью или безопасности людей», — говорит профессор.
Классическими примерами может послужить забота о сотрудниках на химическом заводе или гарантии, что потребительские товары соответствуют стандартам качества.

Сейчас, говорит Клеиндорфер, мир стал другим. «Мы должны рассматривать факторы биотерроризма и глобального потепления, как потенциальные угрозы сети поставок. Картина абсолютно изменилась».

Проходит красной нитью через все предметы

Когда сегодня господин Клеиндорфер развертывает перед главными директорами карту рисков, то «становится очень страшно». Ограниченные поставки сырья — металлов и горючего, а также еды и воды — дополняются необходимостью сокращать выбросы парниковых газов. Изменение климата и благосостояние работников завода на расстоянии 10,000 миль (16,000км) — это часть совокупного риска. «Все это тесно взаимосвязано на нашей родной планете Земля».

По данным профессоров и студентов бизнес-школ, самая большая перемена произошла в мышлении управленцев. Определение деловыми кругами понятия чистой прибыли теперь абсолютно другое. Студентка RSM Атри Дасс (Atreyi Dass) говорит, что в ее школе «нет отдельного курса по устойчивому развитию. Эта тема присутствует во всех предметах».

Госпожа Дасс является главой отделения RSM «Net Impact» — глобальной некоммерческой группы, которая объединила бизнесменов в их отношении к корпоративной социальной ответственности. Это отделение RSM помогло привлечь спонсорство в социальные предпринимательские проекты в Кении, Гане и Уганде. Перед поступлением в бизнес-школу госпожа Дасс, уроженка Индии, работала на SAP в сфере управления корпоративной интенсивностью труда. Главным акцентом в её работе стало устойчивое развитие. Она определила новое «triple P» для понимания чистой прибыли: «сейчас мы думаем сначала о людях (people) и планете (planet), а потом уже о прибыли (profit)».

Стимул для студентов

Интерес к устойчивому развитию проявляет не только бизнес или преподавательский состав. Студенты также жаждут узнать больше. «Восемь лет назад лишь 20% кандидатов слышали о термине «социальное предпринимательство», — говорит Стефан Чамберс (Stephan Chambers), директор программы executive MBA в Saпd Business School при Oxford University. «Теперь они не только о нем слышали, но и проявляют неподдельный интерес к устойчивому развитию и социальному возврату инвестиций, который можно сравнить с интересом к возврату инвестиций акционеров».

С целью помочь абитуриентам овладеть азами устойчивого развития, замдекана RSM Диана Бевеландер (Dianne Bevelander) использует испытанный игровой метод. Она делит студентов на команды и дает работу по управлению рыболовецкими компаниями. Профессор рассказывает основные моменты о запасах рыбы, возобновляемости ресурса, жизненном цикле и рынках сбыта.

Независимо от данной информации, включая все, что нужно для получения прибыли при сохранении рыбы и окружающей среды, студенты начинают игру агрессивно с целью превзойти друг друга в плане чистого заработка. «Вначале, все, на чем они сосредоточены — это получение чистой прибыли», — говорит Бевеландер. «Некоторые решают оставить один или два корабля, чтобы создать идентификацию с престижным брендом».

Играя впервые, «студенты забывают о рыбе». На самом деле, их так затягивает конкуренция, что они даже не замечают, как рыбные запасы иссякают. «Эта новость всегда становится шоком».

Чего-то недостает

И именно это недальновидное мышление пытаются изменить МВА-программы. Стипендиат Judge Business School при Cambridge University Стефен Пик (Stephen Peake) говорит, что раньше думал, что обучать предметам об изменении климата и истощении ресурсов в бизнес-школе — это «бросаться научными теориями, рисовать графики и диаграммы».

Оказалось, что лишь половину студентов интересовало научное обоснование, им недоставало более широкого понимания устойчивого развития. Господин Пик видит ту же проблему в некоторых компаниях, которые стараются проложить дорогу к устойчивому развитию без проведения тщательного анализа реального влияния на социум и окружающую среду. Такой подход — напрасная трата времени.

Пик осуждает компании, которые хвастаются своей «дружелюбностью» к окружающей среде, поскольку они не выбрасывают в атмосферу углерод или заставляют своих поставщиков соответствовать списку критерий. Это вовсе не значит, что эти компании осознают свое влияние на экологию и общество. Без грамотных разработок такие компании рискуют навредить планете даже больше, чем остальные.

Многим понадобился глобальный кризис, чтобы изменить свое мировоззрение. Однако для большинства студентов европейских бизнес-школ, которые верят в устойчивое развитие, возможно уже не нужно столь многих кризисов для продвижения компаний по тропе популярной политики.

Екатерина Гридина, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2027
 
A A A
Оценка материала:
(5)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Александр Бакеев
Гости
Annkvin,певица
Алексей Дружинин, Школа фриланса (4)
Алиса Андреева и Олеся Лоренц
Аудитория
Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома»
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity (4)
 
Rambler's Top100