О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4443
EUR ЦБ 90.4489
 
Погода:
+6
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
11:44 / 30.09.2011

Мигрант из Средней Азии: конец стереотипам

Brainity завершил совместный проект с компанией  Ars Vitae - «Кросс-культурная коммуникация». Представляем вам одну из последних тем: «Как найти общий язык с выходцами из бывшего СССР»

A A A
Мигрант из Средней Азии: конец стереотипам

Интересующийся:
Мария, здравствуйте! А как быть с многочисленными представителями бывшего СССР? Редкое большое производство обходится без них. Да и на стройках все подмастерья — выходцы из Средней Азии. Они ведь тоже иностранцы, но их «национальные особенности» всем по боку. Хотя, возможно, есть какие-то рычаги, чтобы граждане СНГ чувствовали себя более комфортно на работе и, соответственно, работали более эффективно.

Мария Овумян:

Я очень рада, что Вы подняли столь актуальную тему. Совершенно согласна с Вами в том, что «представители бывшего СССР» и в частности о «выходцы из Средней Азии». «тоже иностранцы» и у них тоже есть свои «национальные особенности». А если это так, то безусловно, взаимодействие с «ними» необходимо строить по принципам кросс-культурой коммуникации. Однако, для того, чтобы наше взаимодействие с представителями бывших советских республик было действительно успешным, необходимо различать все аспекты их пребывания в нашей стране, которые в свою очередь сильно влияют на их поведение и стиль взаимодействия. Согласитесь, что трудно сравнить проблемы таджика, работающего на стройке и француза, управляющего крупной компанией. У них совершенно разный социальный статус, разные проблемы, явно разные причины и цели для пребывания, разный возможности, разные проблемы, разное отношение со стороны основного населения, и наконец, разные планы на будущее. 

По сути, проблемы взаимодействия с выходцами из бывшего СССР лежат не только в плоскости кросс-культурой коммуникации и, в первую очередз, касаются социальной интеграции в обществе. А это одна из наиболее актуальных проблем не только для России, но и для всей Европы. Более того, можно сказать, что история любой страны является историей миграции. Эта мысль была высказана руководителем Департамента по миграции Цюриха Кристофом Майером. Миграция, по его словам, «это явление, которое во всем мире будет только нарастать и касается уже практически всех стран».

Совершенно очевидно, что в отличая от развитых европейских стран, таких как например Швейцария, наша страна пока не готова эффективно управлять процессами миграции и направлять их в нужное для себя русло. Для убедительности приведу несколько цифр. Так, если маленькая Швейцария (которая наиболее успешно решает проблему привлечения и интеграции мигрантов) с населением всего в 7,3 млн. человек создает все условия для адаптации мигрантов, их интеграции в швейцарское общество, то 142-миллионная Россия с ее необъятными и малонаселенными просторами делает нечто почти прямо противоположное. И это при том, что иностранные мигранты в Швейцарии уже составляют 22 % населения, а еще 30 % нынешних швейцарцев родились за границей, то есть являются гражданами этой страны в первом поколении. Таким образом, более половины населения Швейцарии либо иностранцы, либо бывшие иностранцы. В России же из ее 142-миллионного населения, по данным МВД (впрочем, весьма приблизительным), мигрантами, как бывшими, так и настоящими, являются около десяти млн. человек (семь %). Как видим, цифры говорят за себя.

Несколько лет назад, сотрудничая с «Швейцарским агентством миграции», я имела возможность ознакомиться с их технологией управления процессами миграции и хочу сказать, что даже не специалисту легко увидеть, что те методы, которыми решаются эти проблемы в нашей стране, очень далеки от тех, что уже давно и успешно делается в таких развитых странах, как Швейцария. Очень хочется, чтобы ситуация изменилась к лучшему, а для этого, мне кажется, в первую очередь необходимо изменить отношение общества к проблемам миграции и к самим мигрантам.

К сожалению, вопросы кросс-культурной специфики народов Средней Азии наименее изучены со стороны известных культурологов и очень сложно найти более или менее систематизированную информацию. Поэтому, в рамках моего ответа на вопрос о культурных особенностях среднеазиатских народов, я предлагаю рассмотреть только некоторые, важные на мой взгляд аспекты.

Этнические и религиозные различия

Для большинства из нас узбеки, киргизы, казахи, таджики и туркмены почти на одно лицо. Между тем, эти народы имеют совершенно определенные различия, с точки зрения истории, этноса и религии. По этническому и религиозному признаку народы Средней Азии можно разделить на две группы: 

1. Так, узбеки, киргизы, и туркмены — это тюркские народы, в основном мусульмане-сунниты и языки, на которых они говорят, относятся к тюркской группе. 

2. А вот таджики имеют одинаковые корни с иранцами, тоже мусульмане, но шииты и говорят на языке, который относится к иранской группе.

Конечно, все эти народы сильно отличаются друг от друга и по другим признакам, и, уверена, для них вопрос своей национальной идентичности очень важен. Однако, у них есть и много общего. Думаю, для того, чтобы начать понимать специфику народов Средней Азии будет полезно понимать не только различия, но и общие черты.

Что для них ценно

Могу перечислить самые основные ценности, присущие всем народам данного региона:

― Семья;

― Коллективные интересы;

― Уважение к взрослым;

― Моральные (исламские) нормы;

― Гостеприимство.

Кросс-культурная «ловушка собственного производства»

Очевидно, что люди с такими ценностями не только достойны глубокого уважения, но и могут служить примером для подражания, особенно для «современного» европейского общества, которое, по-моему, все больше нуждается в переоценке своих ценностей.
Так почему среди нас отношение к мигрантам из Средней Азии неоднозначное? Мне кажется, прежде всего, необходимо понять, что психология и поведение мигранта сильно отличается от психологии и поведения человека, живущего и работающего в своей родной стране. Человек, попавший в другую, чужую для себя среду переживает глубокий культурный шок (особенно, если культура страны пребывания сильно отличается от его собственной), и только в случае благополучной адаптации, начинает проявлять присущие себе качества, а может быть и узнает о себе много нового, развивает новые способности.

А если процесс адаптации проходит не безболезненно (что имеет место в нашей стране), человек способен проявлять нетипичные для себя качества (такие как наглость, трусость, грубость, назойливость, безразличие, жестокость и т.п.) просто для того, чтобы защитить себя и сою семью, получить возможность для заработка, достичь своих целей. Здесь, я хочу сделать маленькое отступление и вернуться к проблеме интеграции мигрантов. Важно понимать, что если мигрантов не интегрировать и не давать им официального статуса, права на легальную трудовую деятельность, то при такой сильной мотивации улучшить благосостояние своей семьи, они могут вынужденно идти на нелегальные, противозаконные действия или легко попасть в криминальную среду.

Вот тут-то мы и попадаем в кросс-культурную «ловушку собственного производства», так как начинаем судить о том или ином народе на основании нетипичных для него проявлений, на которые сами же их толкаем. 

Что их мотивирует

Для того чтобы понять психологию мигранта, нужно иметь в виду, что он переезжает в чужую для себя страну не из лучшей жизни. Для него это ― крайний, отчаянный шаг. Он готов на многое, чтобы приблизиться к своей цели, обосноваться и обеспечить себе достойную жизнь или скорее вернуться в свою страну. 

У тех мигрантов, которые планируют обосноваться в стране, в целом высокая мотивация к самоутверждению, в том числе и экономическому (чтобы их дети имели то, что имеют дети коренного населения). Те же люди, которые не планируют обосновываться, тоже стремятся как можно быстрее улучшить благосостояние своей семьи и, наконец, воссоединиться с ней. 

Поэтому, в большинстве случаев мигранты из бывших советских республик готовы работать в поте лица даже за мизерную плату. Это и есть их мощное конкурентное преимущество на российском рынке труда. 

Стиль общения 

В свое время мне посчастливилось общаться с коллегами из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, и могу поделиться собственными впечатлениями об их стиле общения. Основное, что сразу бросается в глаза, это:

― Глубокое уважение;

― Почтение;

― Спокойствие и уравновешенность;

― Дружелюбие;

― Умение слушать;

― Ориентированность на людей;

― Эмоциональность; 

― Неспешность.

Не трудно догадаться, что в общении с ними нужно ориентироваться на их стиль и темп, показывать уважение и дружелюбие. Будьте уверены — они ответят тем же!

К счастью, я имела возможность убедиться в этом, так как у меня был прекрасный опыт общения со своими коллегами из Средней Азии. Я многому у них научилась. И думаю, именно мой позитивный опыт во многом помогает мне сегодня смотреть на мигрантов из среднеазиатского региона «другими глазами», преодолевать стереотипы, лучше их понимать и получать удовольствие от простого общения с ними. 

Учитывая актуальность данной проблемы, мы планируем продолжить это обсуждение в режиме вебинаров, дискуссий, опросов. Так что, следите за информацией от нашей компании или пришлите свою контактную информацию (на arsvitae@arsvitae.ru). Мы обязательно свяжемся с Вами!

От редакции. Мы продолжаем совместный проект с компанией Ars Vitae. Следующая тема для онлайн-конференции: «Управление изменениями. Формула изменений».

Вопросы Марии Овумян можно задать на странице спецпроекта.

 
Количество просмотров: 16531
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Геннадий Чернецов и Екатерина Антошкина
_MG_4173
Слушатель
Андрей Коротков,  экcперт Brainity
Сергей Митрофанов,генеральный директор Brandflight Москва
Алина Владимирова помогает  гостям освоиться))
Александр Попович, коммерческий директор Brainity
гости.
 
Rambler's Top100