О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 74.3615
EUR ЦБ 90.4087
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
15:58 / 28.09.2011

Нина Филоненко. О влиянии культурных кодов на развитие бизнеса

В рамках дискуссии «Специфика бизнеса разных культур и стран» выступила эксперт журнала Blank, кандидат наук, совладелец и директор по развитию, Нина Филоненко. Предлагаем вашему вниманию полную расшифровку выступления

A A A
Нина Филоненко. О влиянии культурных кодов на развитие бизнеса

Blank

В силу того, что Blank — это некая экспериментальная площадка и ее миссией является соединение бизнеса и дизайна. Наши эксперты рассказывают о том, какова польза дизайна для бизнеса. И сегодняшнюю беседу мы решили построить так — рассказать, как дизайн разных стран встраивается в бизнес и как это взаимосвязано с культурой, воспитанием, как развивается бизнес, когда есть дизайн и, когда его нет.  

Традиционная кошка

Вот притча, которая хорошо вписывается в контекст: в одном ашраме в Индии из дня в день повторялась история: когда начиналось богослужение, в храм приходила кошка и мешала. Гуру распорядился связать кошку. В следующий раз кошку поймали и связали. 

Так продолжалось из года в год. Теперь на службе стала обязательной связанная кошка. Когда умерла кошка, ее заменили другой связанной кошкой. Когда умер гуру, появился целый трактам о пользе и важности нахождения связанной кошки в ашраме во время богослужения. Вывод: людям свойственно создавать традиции, подводить под них научную, философскую базу и таким образом объяснять, почему это так происходит. Создавать вокруг себя удобную и комфортную среду. 

Культурные коды

1.jpg

Мы выявили несколько факторов, влияющих на специфику бизнеса в разных странах: это культурные годы, уровень образования, политический строй, законодательная база и территориальное расположение. 

Поговорим подробнее о культурных кодах — это тема довольно новая. Мы считаем, что она напрямую связана с ведением бизнеса, а также с развитием дизайна в стране. Культурный код — это бессознательный смысл той или мной вещи, или явления, будь-то машина, еда, одежда. Это отношения в стране в контексте культуры, в которой мы воспитаны. 

На данный момент в Америке есть правило: ни одна крупная компании не выходит на рынок другой страны, пока не специалисты не сопоставят свой товар, свои маркетинговые коммуникации с ее культурным кодом. 

2.jpg

Примеры культурных кодов 

Франция и Англия

Например, Франция для французов — это следует из того, что в головах маленьких жителей Франции, в рассказах о великих французских философах заложено впечатление о значимости идеи, и тренировке ума как высшей цели. Если взять Англию, то для англичан культурный код — это класс. Англичане до сих пор убеждены в том, что они принадлежат к высокой социальной касты по сравнению с носителями любой другой культуры. И это представление сложилось в ходе длительного мирового господства. У Англии есть колонии до сих пор. 

Германия и Америка

89631ced4de380a895115a195d87550e.jpg

Если говорить о Германии и Америке. Возьмем пример датской компании «Лего», которая начинала работать в Германии. Мы знаем, что «Лего» — это детский конструктор с четкой, яркой инструкцией. Как вели себя дети? Открывали инструкцию и начинали сами собирать игрушку. Машинка это или нечто другое. И когда ребенок собирал игрушку — получалось, что игра проиграна. И родителям не оставалось ничего иного, как пойти и купить новую игрушку. То есть период взаимодействия с игрушкой был очень коротким и поэтому продажи этих конструкторов росли. 

Что происходило в Америке. Ребенок попросту вытряхивал конструктор, инструкцию дети не открывали, она не была нужна. И каждый раз в процессе игры у детей получались новые фигуры. Это была постоянно новая игра. Как можно объяснить это явление? Культурным кодом Германии является порядок. «Лего», выходя на рынок Германии с яркой, точной инструкцией, полностью угадала культурный код страны. Почему в Америке не получилось такого эффекта? Дело в том, что культурный код Америки — это мечта. И когда дети строили эти башни или что-то иное, то они строили свою мечту. И каждый день мечта была новой. Вот такая прямая связь культурного кода на рост продаж конструктора «Лего». Культурные коды влияют на качество развития бизнеса во всем. 

3.jpg

Дизайн-индекс

Есть еще один действующий показатель помимо культурных кодов, он называется дизайн-индекс. Он появился в Англии. К нему привязаны все компании, которые торгуют своими акциями на биржах. Индекс компаний, которые вкладывают в дизайн, для которых дизайн является стратегической единицей, всегда выше. Он гораздо выше, чем индекс компаний, которые не занимаются развитием дизайн-структуры в компании, дизайн исследованиями. В связи с этим можно сделать вывод: дизайн напрямую связан с эффективностью и стоимостью бизнеса. 

Чтобы выявить разницу между дизайнами, и, как следствие, разницу в ведении бизнеса, мы взяли три непохожих страны: Америку, скандинавские страны и Японии. 

Итак, Англия. В ней, как вы знаете, недавно были беспорядки. Все это происходит из-за раскола в обществе, Англия раскалывается на несколько частей: есть люди, которые могут себя отнести к обществу потребления, а есть люди, которые не могут себе этого позволить. Этот раскол становится все сильнее и сильнее. Это напрямую влияет и на дизайн.

Маккуин

4bfa4253f7a8730295d2b5a55763f74a.jpg

В Англии недавно ушел из жизни известный дизайнер Александр Маккуин. Это ситуация хорошо характеризует настроения, сложившиеся в обществе. Его коллекции были очень скандальными и когда он создавал, он устраивал шоу и говорил журналистам, что покажет то, что они не хотят видеть голод, кровь и нищету, то, что происходит в бедных кварталах страны. 

«Когда я смотрю на всю эту fashion-тусовку, в дорогих прикидах и темных очках, я понимаю, что они не имеют никакого понятия о происходящем в мире и в Англии в том числе. Их интересы ограничиваются только интересами мода. Я трачу деньги на свое шоу, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение, меня это устраивает — буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил». Так говорил при жизни Александр Маккуин. Его позиция — это протест тому расколу, который происходит в обществе потребления. 

Музеи и метро

В то же время в Лондоне, в Англии в целом получаешь неизгладимые впечатления в области дизайна и коммуникаций. Я много, где ездила. То, как выстроено и скоммуницировано даже лондонское метро, хотя оно достаточно сложное. Но заблудиться в нем невозможно, потому что иностранец любой понимает, как управлять этой схемой — куда идти, как добраться. Музеи в Лондоне кардинально отличаются — это ведь тоже коммуникация: там четко продуманы потоки посетителей, четко составлена история этого музей. А ведь это все — дизайн. Таких музеев, такого развития арт-пространства нет ни в одной стране, по крайней мере, европейской. Может быть только Австрия.

Исходя из аналитики, можно сделать вывод, что основное отличие английского дизайна — именно то, что он — вызывающий эмоции, креативный и очень, очень грамотный. Эти характеристики можно спроецировать и на бизнес. Многие российские компании, в частности «Yota», заказывали дизайн в английском креативном агентстве. Тот же самый «Билайн» — это продукт английских дизайнеров и т.д. Примеров множество. 

Скандинавия

117215.jpg

Швеция, Финляндия, Норвегия страны имеют четкое отличие от других в вопросе ведения бизнеса. Возьмем, к примеру, «IKEA». Что отличает этот дизайн? Функциональность, посмотрите, как прекрасно эти вещи встраиваются в пространство. Таких решений для наших малогабаритных российских квартир нет ни у одного мебельного ретейлера. Это характеристика дизайна мебели и она подходит к любому виду дизайна, дизайн-среды, промышленного дизайна и т.д. 

«IKEA» очень многое заимствует из природы. Кроме того, они очень заботятся о природе — это также является характерной чертой скандинавского дизайна. 

Опираясь на исследования, можно сделать следующий вывод: основными характеристиками скандинавского дизайна являются функциональность, экологичность и инновационность. 

Америка

Что касается Америки. Здесь есть принципиальное отличие от других стран: для Америки дизайн — это только бизнес. Офис дизайнерского бюро ничем не отличается от обычного офиса. Дизайн в Америке полностью зависит от потребностей бизнеса. Дизайн в Америке — это исключительно бизнес-история и ничего больше. Дизайн здесь сильно коммерциализирован и очень прагматичен. Только бизнес, только деньги.

Япония

В этом смысле японский дизайн другой — всегда он отличался какой-то такой загадочностью, лаконичностью. Она совершенно не такая, как европейская. Японцы большое внимание уделяют природе и часто транслируют ее характерные черты. И не смотря на кажущуюся сдержанность, в японский дизайн вкладывается много смысла. Это как раз восточная философия. 

В тоже время в характере японцев, японских дизайнеров не просто делать вещи красивыми, но и удобными и чисто функциональными. Сильно отличается от европейского дизайн упаковки. В Японии особенное питание, в нем присутствует много скоропортящихся продуктов, которые нужно быстро съесть. Потому японская упаковка функциональна, технологична. 

Когда дизайнеры начинают разрабатывать упаковки, они в первую очередь думают не о красоте, а о том, куда потом эту упаковку можно будет использовать, чтобы не засорять страну — ведь живут они на островах. И в этом отличие именно японского дизайна — в постоянном поиске решения, как это потом переработать, не допуская загрязнения окружающей среды. 

Основные характеристики дизайна Японии — это, прежде всего, забота о собственной нации. Как мы услышали из доклада Юлии, они очень заботятся о сохранности своей нации, об экологии. В связи со специфическим питанием, с традициями появляется еще одно важное качество — инновационность.

Вывод: сегодня необходимо учитывать новые методы ведения бизнеса и показатели оценки его эффективности, используемые в разных странах. Знания о культурных кодах способны серьезно повлиять на качество развития бизнеса во всем. Также можно с уверенностью сказать, что дизайн напрямую связан с эффективностью и стоимостью бизнеса. Будем перенимать опыт зарубежных коллег.

Видеоотчет о выступлении

Нина Филоненко, эксперт Brainity

Полезная ссылка: пост-релиз с мероприятия.
 
Количество просмотров: 3477
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Аудитория
Гости Brainity
Алексей Кекулов
Яна Федорова
Евгений Феклистов
_MG_4105
гости14
гости12
 
Rambler's Top100