О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.7600
EUR ЦБ 89.9347
 
Погода:
+2
°C
облачно, небольшой дождь
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
19:31 / 12.07.2010

Предпринимательство в России после кризиса. Глобальный мониторинг

Индекс предпринимательской активности в России ниже, чем у восточно-европейских соседей. Нас обогнали даже Венгрия и Румыния. Brainity о том, каким оказался 2009 год для российского предпринимательства

A A A
Предпринимательство в России после кризиса. Глобальный мониторинг

Последствия кризиса сказались на всех сферах общественной жизни. Для деятельности многих компаний 2008 год стал переломным — слабые игроки ушли с рынка, наиболее сильные, пережив кризис, стали еще сильнее. Как отразился кризис на жизни предпринимателей во всем мире, и каким для них стал посткризисный 2009 год, изучали сотрудники Санкт-петербургской высшей школы менеджмента, московского Государственного Университета Высшей Школы экономики и их зарубежные коллеги.

Результатом совместной работы стал проект Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), изучающий взаимоотношения между предпринимательством и экономическим ростом в разных странах и представляет собой ежегодную оценку национального уровня и масштабов малого и среднего бизнеса.

Один из главных выводов исследования — индекс предпринимательской активности (Total entrepreneurship activity index, TEA) в России в 2009 году был существенно ниже, чем в других восточно-европейских странах с развивающейся экономикой — 3,9%. По этому показателю Россию обогнали даже такие страны как Венгрия (9,1%), Румыния (5%) и Латвия (10,5%). Однако столь низкий уровень для России был ожидаем — за все время участия в проекте, самый высокий показатель TEA был зафиксирован в 2006 году — 4,9%.

Когда меньше — не лучше

Индекс ранней предпринимательской активности (активности людей недавно открывших свое дело) в 2009 году в России сложился на уровне 3,9%, что незначительно выше, чем в 2008 году (3,4%), и стал самым низким среди группы стран с эффективностно-ориентированной экономикой. Кризис оказал влияние на восприятие населением благоприятности условий внешней среды для создания компаний. Изменение макроэкономических условий усилило боязнь оказаться неуспешными в создании бизнеса. Так, в России в 2009 году страх провала испытывали на 20% больше людей, чем в 2008 году.

Предпринимательская активность измеряется не только количеством созданных компаний, но и количеством вышедших из бизнеса. Число вышедших из бизнеса в России превысило количество начинающих свое дело. Однако выход из бизнеса не всегда предусматривает закрытие компании. В России 20% предпринимательских фирм, собственники которых покинули компанию, продолжили существовать с другими собственниками или в другой форме. Основной причиной закрытия бизнеса стала его нерентабельность. 36% опрошенных признали, что основная проблема 2008 года — нехватка оборотных средств, отошла на второй план.

Кто идет в бизнес

Кризис принес России всплеск такого явления, как «вынужденное предпринимательство», когда люди идут в бизнес по необходимости, не имея другой возможности найти средства к существованию. В основном, к таким видам бизнеса относится уличная торговля и мелкие бытовые услуги. Однако подобная деятельность не приносит никакой пользы экономике — не создает новых рабочих мест и отличается крайне низкой производительностью.

Изменился и портрет типичного вынужденного предпринимателя. Если в середине 90-х это были люди с клетчатыми сумками — так называемые «челноки», то сейчас вынужденным предпринимательством занимаются и менеджеры среднего звена. Их бизнес — это частный извоз, помогающий выплачивать кредит за автомобиль, и консалтинговые услуги в свободное от работы время.
Среди предпринимателей «по призванию» все больше людей рассматривают мотив независимости в качестве основной побуждающей силы при решении начать свое дело. Доля таких бизнесменов с 2008 года удвоилась. Возможно, это связано с тем, что столкнувшись с сокращениями зарплат и угрозой увольнения, люди создают свой бизнес, стремясь к независимости.

Культурный аспект

Напрямую определяют предпринимательскою активность и личностные и социально-демографические характеристики — пол, возраст и уровень образования.

Среди молодых предпринимателей в 2009 году наиболее активными в России стали люди в возрасте от 25 до 34 лет. Однако эта возрастная группа существенно сократилась (с 41% до 28%), что в целом существенно выше, чем в других странах.

Одной из характерных черт российского бизнеса является то, что возраст и знания предпринимателей не связаны напрямую. В более молодых возрастных группах уверенность в знаниях увеличивается. В возрастной группе 18–24 лет об уверенности в своих знаниях заявляет каждый третий предприниматель, тогда как в группе 25-44 год так считает только каждый пятый.

Что касается технологической составляющей российского предпринимательства, то 81% предпринимателей используют технологии, существующие более пяти лет. Доля предпринимателей, занятых в высокотехнологичных отраслях, составила всего 3%.

Участвовавшие в мониторинге эксперты сходятся во мнении, что проблемы предпринимательства в России обусловлены рядом социально-политических факторов. Кроме высокого бюрократического барьера, мешающего выходу на рынок новых компаний, они отметили отсутствие необходимого образования, а также недостаточность поддержки идеи личного успеха в обществе. Российская культура не поощряет предпринимательский риск и стремление к новому. Кроме того, согласно экспертной оценке, российские фирмы имеют наихудший доступ к финансированию — ниже, чем во всех остальных 35 странах-участницах исследования.

О главном

Самыми часто упоминаемыми факторами негативного влияния на развитие бизнеса в 2009 году стали бюрократия и коррупция. И Россия по этим показателям традиционно не осталась без внимания."Россия оказывается в отрицательной зоне не только по оценке доступности финансовых ресурсов, но и по таким факторам как государственная политика, эффективность государственных программ, доступность научно-исследовательских разработок, — говорят эксперты.— Несмотря на декларацию развития малого бизнеса как приоритета развития экономики России, реальная поддержка отсутствует". Причем особо отмечается, не столько недостаток законодательства, сколько возможность его вольной трактовки чиновниками, которые рассматривают малый бизнес как источник личного обогащения.

По словам Александра Чепуренко, декана факультета социологии ГУ-ВШЭ и руководителя московской части проекта, пропорционально росту экономики росли и сдерживающие факторы, особенно это стало заметно в крупных городах, где поднялись цены на землю и офисы. В итоге, по его словам, в самом «тучном» 2008 году был зафиксирован абсолютный минимум новых предпринимателей. Для того, чтобы оказать реальную поддержку малому бизнесу, по мнению Чепуренко, недостаточно одних субсидий и льгот, нужно обеспечить поддержку предпринимательской инициативы, пропаганду предпринимательства и обучение бизнесу, так как нехватка знаний у потенциальных предпринимателей является основной проблемой. «Люди боятся делать бизнес и не верят в себя», — говорит куратор проекта.


 
Количество просмотров: 6663
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(10)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости мероприятия
Нина Филоненко
Вопрос-ответ
Александра Кочеткова
Участница Пикника
Гости  и торт
Наши гости
Гости мероприятия
 
Rambler's Top100