О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 66.2497
EUR ЦБ 78.0753
 
Погода:
+14
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
16:50 / 09.07.2018

Семейный бизнес может стать хорошим подспорьем для российской экономики

Почему именно семейный бизнес, который государством вообще никак не поддерживается, в условиях кризиса, может стать одним из локомотивов экономики?

A A A
Семейный бизнес может стать хорошим подспорьем для российской экономики

Семейный бизнес очень хорошо развит во многих странах мира, где он имеет уже вполне оформившиеся черты и критерии, в то время как в России даже само понятие до сих пор не получило широкого распространения. Так было не всегда: до революции 1917 года существовали довольно крупные и известные семейные торговые дома, купеческие артели, производственные предприятия. Сейчас же мы вынуждены фактически все начинать с нуля. В настоящий момент в российской банковской практике также до сих пор не существует выделенных продуктов для семейного бизнеса. Нет даже критериев, специально заложенных в кредитные и иные банковские продукты, которые могли бы привлечь внимание таких предпринимателей.

Семейный бизнес в той или иной степени присутствует практически во всех экономических отраслях, за исключением, может быть, добывающего сектора (хотя до революции именно семейные предприятия активно осваивали добычу нефти, руды и различных металлов). Сейчас же семейный бизнес более всего представлен в торговле и сельском хозяйстве. Вообще, такие предприятия пока выглядят более успешными скорее в малом сегменте, нежели в крупном, тем более, когда речь идет о сельскохозяйственных предприятиях, производственные фирмы усилиями одной семьи будет довольно сложно поставить на ноги. Кроме того, в России отсутствует какая-либо государственная политика в этой сфере. Если о поддержке малого предпринимательства и среднего бизнеса, а также различных отраслей экономики мы слышим в последнее время довольно часто, то семейный бизнес вообще никак государством не поддерживается, хотя, как показывает опыт многих стран, в условиях кризиса, именно семейный бизнес становится одним из локомотивов экономики. Однако складывается довольно парадоксальная ситуация: банки охотно разрабатывают специальные продукты для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей и даже для студентов и пенсионеров, а семейному бизнесу не предлагают ничего.

Дело в том, что появление специальных кредитных продуктов на рынке было поддержано законодательными актами, то есть фактически была создана платформа, на базе которой можно развивать такие предложения. В отношении семейного бизнеса такой платформы не существует. Единственным провайдером интересов этой группы предпринимателей является Ассоциация по поддержке семейного бизнеса, но она выполняет в основном консультативную функцию. Правовой статус семейного бизнеса, не говоря уж о его классификации, до сих пор не определен ни законодательно, ни формально.

Семейный бизнес как определенный вид компаний можно условно разделить на два типа. К первому типу относятся фирмы, где работают только члены семьи и близкие ее родственники. Как правило, это небольшие компании, количество работников на которых не превышает 10 человек. Здесь чаще всего отсутствует четкое распределение полномочий, нет как таковой иерархии и подчинения. В то же время, они часто интуитивно создаются по общим принципам. Например, в небольшом магазинчике жена, скорее всего, будет работать бухгалтером, дочь — продавцом, а муж или отец — директором этой фирмы и по совместительству — грузчиком, водителем. Такого рода бизнес можно встретить практически везде и, как правило, он замкнут на определенную небольшую территорию. Вторая группа — это довольно крупные фирмы, которые наследуются из поколения в поколение. В России они пока практически не представлены, но для развитых стран Запада это является типичной ситуацией. Конечно, в данном случае о непосредственном участии семьи в бизнесе речи не идет — ее представители владеют контролирующими пакетами акций.

Главной отличительной особенностью семейного бизнеса является очень высокая жизнеспособность и жизнестойкость. На практике именно семейные предприятия оказываются более амбициозными и, как следствие, более успешными. Как правило, такого рода предприятия имеют очень четкую цель, которая направлена на обеспечение семьи, что в свою очередь является очень сильным поддерживающим фактором. У крупного бизнеса или публичных компаний его нет, поскольку их главной целью является быстрая окупаемость, быстрые результаты. В итоге они стремятся к «красивой» отчетности, а не к реальным результатам. Семейные же компании стремятся к долгосрочному развитию, они создаются на перспективу нескольких поколений. Более того, семейный бизнес в целом отличает высокая степень ответственности за создание и сохранение рабочих мест. Такие компании, кстати, очень показательны в плане социальной ответственности перед работниками.

Семейные предприятия отличают достаточно близкие отношения внутри коллектива, что способствует гибкости в принятии решений — они подчас полностью лишены бюрократичности и бумажной волокиты и от того, где работает эта компания — в мегаполисе или маленьком городе — существенной разницы не отмечено.

Впрочем, для семейного бизнеса характерен и ряд специфических проблем, наиболее серьезной из которых является низкий уровень правовой культуры его владельцев. При условии недостатка источников юридической информации избежать правовых проблем для таких организаций фактически невозможно.

Если говорить об этапах, которые проходит компания в своем развитии, то для каждого из них характерны свои проблемы, по большей части психологические. Впервые они появляются в момент начала роста, когда семейная компания достигает определенного масштаба и начинает выходить за рамки привычного понимания семьи, главной причиной которых является боязнь роста. Далее возникают проблемы в связи с расширением масштабов деятельности, так как в бизнес необходимо допускать потоки извне — то есть нанимать сторонних работников, а значит, начать размывать семейность бизнеса. Наконец, сложности возникают при передаче бизнеса от одного поколения к другому или же при включении в него новых поколений семьи. Например, с точки зрения семейной иерархии, внуки не должны командовать старшими, но в бизнесе действуют иные законы. Если эту проблему вовремя не решить, то последствия могут быть самыми разными. Впрочем, случаются и обратные ситуации, когда дети не хотят принимать бизнес от родителей, а хотят двигаться своим путем.

Среди клиентов ООО «Банк БЦК-Москва» довольно много представителей небольшого семейного бизнеса — у нас одобряется примерно половина всех поступивших от семейных предприятий заявок на кредит. Возможно, мы чуть более доверительно относимся к ним, чем другие банки, но, по моим ощущениям, наша статистика не существенно отличаются от цифр по рынку в целом. На наш взгляд, семейность является фактором снижения рисков, поскольку, как правило, такие компании подходят более ответственно к кредитованию — они понимают, что заемные ресурсы придется не только отдавать, но и делать это из семейного бюджета. Так что при рассмотрении кредитных заявок мы всегда учитываем фактор семейности, поскольку считаем, что он снижает риски по кредитованию. В то же время, на итоговое решение влияет довольно много различных факторов, и семейность — пока не главный.

Тем не менее, семейный бизнес вынужден выживать в условиях коррупции и налогового бремени в отсутствии каких бы то ни было послаблений и льгот. Мое убеждение в том, что если на семейный бизнес государство обратит внимание, если предусмотрит для таких компаний налоговые льготы или хотя бы какие-то послабления, то в условиях кризиса он мог бы стать если не локомотивом роста, то уж точно неплохой поддержкой нашей переживающей не лучшие времена экономики.

Диляра Ермакова, эксперт Brainity


 
Количество просмотров: 1462
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Александр Попович, коммерческий директор Brainity
Последние уточнения
_MG_2190
Сергей Михайлов, МГЮА
Э. Гедревич и В. Наливайко.
01.02.2011 037
_MG_2188
Аудитория мастер-класса
 
Rambler's Top100