О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.5104
EUR ЦБ 92.0669
 
Погода:
+9
°C
ясно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
15:11 / 17.11.2010

Сетевая игра: смена состава

Раньше для выхода на IPO обращались к компаниям «большой четверки». Но сейчас рост заказов по приведению всю отчетность в соответствие с международными стандартами наблюдается и у сетей

A A A
Сетевая игра: смена состава

У сетевых игроков, располагавших наиболее крупными представительствами на локальных рынках, рос спрос на сопровождение трансграничных сделок. Так, на рынке Великобритании тройку лидеров представительств сетевых игроков составляли Grant Thornton International, BDO International и Nexia International. Эти же игроки, но немного в другой последовательности — BDO, Nexia и Grant Thornton — были лидерами аудиторско-консалтингового рынка Германии. Но такой расклад был неоднозначным. Представительства крупнейших международных сетей существенно разнились по величине присутствия на рынках других европейских стран.

К примеру, в одном и том же году в Италии и Франции лидировало представительство сети Praxity, которая занимала лишь 10-ю строчку рейтинга Великобритании. А крупнейший игрок на рынке Германии — BDO — занимал лишь 10-е место на рынке Франции. Похожая ситуация складывалась и на российском рынке.

Такая серьезная разница в величине компаний играла против международных сетей. Клиенты, ориентировавшиеся на размеры бизнеса аудиторов, могли отдать предпочтение фирмам «большой четверки» несмотря на то, что представительство крупнейшей фирмы на локальном рынке могло быть меньше, чем представительство сети. Это значило только одно: сети проигрывают конкуренцию за счет своих слабых брендов по сравнению с брендами фирм «четверки». Именно бренды помогают «большой четверке» успешно продавать свои продукты, создавая единое понимание у клиентов политики фирмы по отношению к ним.

Несмотря на то что объективных оценок стоимости брендов аудиторских фирм «большой четверки» не существовало, некоторые исследования хорошо демонстрировали, что вне зависимости от занимаемой доли того или иного регионального рынка, к фирмам «большой четверки» заочно относятся, как к рыночной доминанте. Например, проведенное исследование Минфина в 2006 году показало: на долю фирм «большой четверки» по итогам 2006 года приходилось лишь 31 процент рынка аудита в России, в то время как широко распространенные экспертные оценки утверждали, что на долю «четверки» приходится не менее 70 процентов российского рынка. То есть бренды уже работали на «большую четверку», а вовсе не наоборот.

У конкурентов же «большой четверки» — международных сетей — с брендингом были объективные сложности. Невзирая на то, что компания представляла на каком-либо локальном рынке единую сеть, часто она работала под своим историческим названием. Как оказалось впоследствии, бренд фирм «большой четверки» также уязвим.

Так, в последние годы репутация фирм «большой четверки» стала подвергаться сомнению и инвесторов, и рыночных регуляторов. Этому способствовали вполне объективные причины, которые сказались на всем аудиторском профессиональном сообществе. Например, самым первым серьезным ударом для рынка оказался скандал с американским газодобывающим гигантом Enron в 2001 году в США. Аудитора — Arthur Andersen, входившего в состав фирм, бывших тогда еще «большой пятеркой», обвинили в фальсификации отчетности Enron, результатом чего стало банкротство последнего и логичное превращение крупнейших аудиторов из «пятерки» в «четверку». Именно после этого в США в 2002 году был принят закон Сарбейнса-Оксли, явно направленный на демонополизацию рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2006 году после еще одного скандального банкротства — итальянского Parmalat — к необходимости схожих мер пришли и в Евросоюзе. Еврокомиссия приняла так называемую Восьмую директиву ЕС, фактически вводящую на европейском рынке нормы, аналогичные нормам закона Сарбейнса-Оксли.

В тот же период было изменено и корпоративное законодательство Великобритании и Японии. Причем у Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США (SEC) вырос настолько большой «зуб» на крупнейшие фирмы аудиторского рынка, что представители SEC несколько лет летали через океаны, разъясняя коллегам-регуляторам из других стран необходимость изменения законодательства. И почти добились своего: из крупных рынков в настоящее время лишь в Индии и Китае не приняты новые нормы. И не исключено, что это лишь вопрос времени.

Разразившийся кризис показал, что авторитет международных рейтинговых агентств и крупнейших аудиторских фирм не является безоговорочным. Если аудиторы утверждают, что у клиента все хорошо, а затем его акции падают на 90 процентов (Lehman Brothers), то у инвесторов возникает, мягко говоря, недоумение. Сетевые компании, чьи бренды не были именем нарицательным, таким, как «большая четверка», лишний раз оказались в выигрышной ситуации. И дождались более удачного момента для увеличения своей капитализации.

Пионеры здесь есть — с 1 января 2010 года представительства аудиторско-консалтинговой сети BDO International перешли на работу под единым международным брендом BDO. Вероятно, что в перспективе международные сети последуют этой стратегии. Это особенно важно на фоне того, что клиенты все больше доверяют аудиторским заключениям международных сетей. Тем более что речь идет о клиентах крупнейших рынков капитала.

Так, по итогам 2008 года представитель международной сети Grant Thornton International — компания Grant Thornton LLP, действующая на территории США, заняла первую строчку самого уважаемого ежегодного рейтинга аудиторских компаний «Public Accounting Report». За все время существования этого рейтинга компания, не принадлежащая к «большой четверке» аудиторских фирм, заняла лидирующую позицию впервые. Это стало возможным благодаря тому, что компания подписала контракты с 24 фирмами, отказавшимися от услуг фирм «большой четверки». Кроме того, аудитор заключил пять новых контрактов с компаниями, чья годовая выручка превышала на тот момент 1 млрд долларов.

Приток клиентов, которые ранее пользовались услугами «большой четверки», отметили все крупнейшие международные аудиторские сети. А в одночасье рухнувший спрос в части выхода компаний на IPO по мере развития кризиса стал компенсироваться повышенным спросом на другие услуги, такие в частности, как due diligence и управление рисками. Для клиентов стало крайне значимым качество этих услуг и репутация аудитора, чем сейчас могут похвастаться и международные аудиторско-консалтинговые сети. Однако взаимодействие и гибкая ценовая политика монополистов из «большой четверки» позволяет им по-прежнему успешно конкурировать с сетевыми и прочими компаниями аудиторско-консалтингового направления.

Подводя итоги, можно отметить, что, скорее всего, в перспективе существенного перераспределения рынка между «большой четверкой» и сетевыми компаниями не произойдет. Возможно усиление позиций отдельных сетей, но в основном паритет будет сохранен.

Светлана Романова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1430
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Андреева Алиса, коммерческий директор Brainity.ru
гости6
Гости дискуссии (27)
Голосование
Геннадий Чернецов и Екатерина Антошкина
Brainity.ru
Евгений Феклистов
01.02.2011 033
 
Rambler's Top100