О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.8146
EUR ЦБ 89.8934
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
11:09 / 05.05.2012

Сторителлинг как бизнес-инструмент

Эксперт Brainity Александр Яныхбаш о новом неформальном бизнес-подходе, который сейчас приобретает все большую популярность

A A A
Сторителлинг как бизнес-инструмент

«Жили-были», «однажды в тридесятом царстве», «долго ли, коротко ли»... Так начинаются традиционные сказки, которые повествуют о самых разных хитросплетениях и событиях, происходивших с реальными или вымышленными людьми. Повествования сопровождают нас на протяжении всей жизни: мы воспитываемся на историях, изучаем через них родную речь и познаем мир. Искусство передачи историй носит название «сторителлинг».

Однако профессиональные сторителлеры заметят, что это не только искусство, но одновременно и технология, ремесло, имеющее свои правила или даже «технику безопасности», которая помогает сделать истории осмысленными и по-настоящему интересными. 

Очевидно, что передача историй имела колоссальное значение для наших предков, поэтому такая форма поведения была закреплена в ходе эволюции и заложена глубоко внутри нас. С помощью историй передавалась информация о труде и быте, о семье и врагах, об отношениях между людьми. Истории являются совершенно естественным способом коммуникации. 

В нашей жизни мы постоянно прибегаем к рассказыванию историй: когда знакомимся с новыми людьми, отвечаем на вопросы в повседневном общении, проходим собеседование, делимся последними новостями с друзьями. Примечательно, что еще одним пространством для применения навыков рассказывания историй является бизнес. Мы часто используем истории для решения различных бизнес-задач, хотя даже не задумываемся об этом. 

Истории находят место в тренингах и наставничестве, проведении собеседований и адаптации персонала. Мы рассказываем истории, когда проводим презентацию нового продукта, собираем совещание, выступаем с мотивирующей речью, проводим переговоры и т.д. Рассмотрим области бизнеса, в которых истории нужны как воздух. 

«Расскажите о себе»

Это классический вопрос, который на собеседованиях задают менеджеры по персоналу. Что удивительно: многие соискатели начинают рассказывать о том, где они родились, какую школу закончили, куда потом поступили и где стали работать. Однако вся эта информация имеется в резюме! Следует напомнить, что HR не имеет так много времени, чтобы потратить его на повторное прослушивание уже известной информации. Этот вопрос задается для того, чтобы узнать не столько формальные сведения, сколько для того, чтобы «разговорить» претендента и лучше его узнать, выяснить его уровень компетенций, ценности, личностные особенности. 

К сожалению, мы не задумываемся над историей о себе, поэтому в большинстве ситуаций, нам нечего рассказать, кроме сухих биографических данных. Мой опыт проведения тренингов и мастер-классов по публичным выступлениям только подтверждает мысль о неготовности многих к рассказу о себе.

Помните, что данный вопрос предполагает свободную форму изложения, поэтому к рассказу можно (и нужно!) подойти творчески. Например, рассказать необычный факт, который демонстрирует личностные и деловые качества, преподнести историю так, чтобы в ней отражались важные для рассматриваемой позиции характеристики и достижения. Нужно заинтересовать HR’а, привлечь его внимание к ключевым деталям, важным с точки зрения работодателя. 

Сторителлинг как инструмент адаптации персонала

Во многих компаниях практикуются welcome-тренинги, на которых новоиспеченные сотрудники постигают нюансы корпоративного кодекса, знакомятся с продукцией и услугами компании, а также техническими мелочами. Зачастую для донесения корпоративной идеологии и видения целей и миссии недостаточно просто зачитать текст, написанный на официальном сайте. На стадии знакомства нужна искра, от которой должно разгореться пламя. Welcome-тренинг — это «этикетка» внутрифирменного кодекса поведения, и вы, проводя подобные мероприятия, не должны упасть в грязь лицом! Руководители согласятся, что сотрудник должен разделять философию и ценности компании. Однако чтобы этого достигнуть, нужна заинтересованность с его стороны в жизни компании, взглядах на ключевые вопросы, нужна мотивация на самоотдачу и развитие бизнеса, поэтому прибегайте к историям, когда нужно максимально понятным языком преподнести материал. 

В ряде компаний на период адаптации к новым сотрудникам прикрепляется наставник. Его задача — не только обучать и пояснять, как выполняется та или иная операция. Он должен помочь войти в коллектив и сориентироваться в новой обстановке, помочь реализовать заложенный в сотруднике потенциал, необходимый для решения бизнес-задач. Часто одной наглядной истории бывает вполне достаточно, чтобы объяснить тонкости в работе и предупредить возможные ошибки. 

Истории в обучении

Вы помните, как на некоторых лекциях в студенческие годы наше внимание «просыпалось», когда преподаватель отвлекался от теоретического материала и пояснял материал на примере? При этом мы лучше запоминали информацию, т.к. видели реальную связь с жизнью. То же самое происходит во время обучения на тренингах и семинарах. Когда тренер включает истории в сценарий обучения, участники видят актуальность и соотносят информацию со своим личным опытом. Чем меньше будет таких связок с реальностью, тем более отстраненной от практической деятельности будет казаться рассказ. Помните, что история — это отличный способ иллюстрации любого, даже сложного материала. 

Я регулярно провожу мастер-классы и презентации перед большими аудиториями и могу вас заверить, что когда материал по теме выступления перемежается историями из жизни и кейсами из практики, информация воспринимается гораздо лучше и эффективность запоминания повышается многократно. 

Отдельно стоит сказать, что без историй не обходится ни одна презентация. Это может быть история, приведенная в качестве примера для наглядной иллюстрации материала, это может быть история, которая нужна для разрядки и смены обстановки во время выступления спикера. Ваша презентация будет намного интересней и лучше запомнится, если помимо формальной информации вы расскажете свои интересные истории. Об этом читайте в следующей статье.

Александр Яныхбаш, эксперт Brainity


 
Количество просмотров: 2613
 
A A A
Оценка материала:
(10)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
В ожидании баталий
Юлия Солодова, Алексей Кекулов
_MG_4133
Гости
Гости дискуссии (11)
Гости портала
Спикеры мероприятия
вопросы
 
Rambler's Top100