О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.0319
EUR ЦБ 88.9578
 
Погода:
+7
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
16:42 / 07.04.2010

Тендер – стоит ли участвовать?

Само понятие тендера пришло в российское общество около 10 лет назад. До сих пор оно практически не закреплено юридически: в правовых актах РФ упоминается название «конкурс». Однако в деловых кругах понятие «тендер», означающее конкурсную форму проведения торгов, упоминается вполне свободно и с определенным единым смыслом. А вот мнение о том, стоит ли участвовать в тендерах, или это пустая трата времени, среди бизнес-руководителей не столь однозначно.

A A A
Тендер – стоит ли участвовать?

Зачем нам этот «зверь», Или не все тендеры одинаково полезны

Сама концепция проведения тендеров изначально является альтернативой уже привычным нам методам взяточничества и сводничества. Пути к заказчику искали долгие годы методом «подмазывания» кого надо, чтобы этот субъект смог рассказать о наших профессиональных качествах руководству. Конкурсная основа выбора исполнителей стала выходом из ситуации, поскольку изначально подразумевает равные права и честные соревнования.

В современном обществе редко всё проходит столь же гладко, как в теории, и светлые идеи сталкиваются с непробиваемым «менталитетом». При рассматривании проводимых тендеров крайне важно суметь отличить честный конкурс от подставного, а выгодный — от пустой траты сил. По категории заказчиков торгов все тендеры можно подразделить на государственные и коммерческие. Подход к этим видам тендеров разный.

Госзаказ — путь к оптимальному расходованию бюджета

Несложно догадаться, что в первом случае в качестве устроителя аукциона выступает государственная организация, а средства на выполнение работ выделяются из бюджета. В среде госзаказов, как правило, царит серьезная конкуренция. Участие в подобных тендерах требует капитальной подготовки и сильной профессиональной платформы. Выбирать государственные тендеры в качестве первых опытов в данной сфере достаточно рискованно, поскольку шансов на победу для новичков немного.

Именно в среде госзаказов, если верить царящим в обществе слухам, наибольшее количество чисто формальных торгов, победитель которых известен ещё до подачи заявок. И это мнение имеет под собой базу: официально в форме тендера должны проходить все заказы от государственных организаций, если их стоимость выше суммы 100 тыс. рублей. Такое требование рождает необходимость проведения подставных аукционов, даже если условия между руководством компаний обговорены заранее.

Однако быть абсолютно категоричным и полностью отметать госзаказы как возможный выгодный вариант, всё же неверный путь. У такого рода тендеров есть два неоспоримых преимущества.

Во-первых, если Вашу заявку несправедливо проигнорировали, без достойных объяснений причин, и выбрали исполнителем явно проигрышную компанию, то можно подать апелляцию. При трате средств из бюджета существует такое понятие, как «оптимальное расходование средств», и государство заинтересовано в его соблюдении. Таким образом, если Вы полностью уверены в своем явном преимуществе над конкурентами для государственного проекта, и имеете реальные доказательства данного факта, то можно и померяться силами в гостендере.

Что касается второго преимущества, то это нематериальное понятие престижа. Если Вам все-таки удастся стать исполнителем серьезного государственного заказа, что это сыграет солидную роль для будущего Вашей фирмы. Даже если этот проект будет не самыми выгодным из всех возможных альтернатив с точки зрения доходности, трудовые и денежные затраты будут вложены в него не зря. Статус исполнителя госзаказа будет говорить о Вашей компании как о серьезном игроке на рынке, обладающим прочной профессиональной базой.

Коммерческий тендер — поиск новых партнеров

В случае, когда заказчиком конкурсных работ выступает независимая коммерческая компания, подход к самой процедуре должен быть несколько иным. Частные тендеры более подходят для исполнителей класса малого и среднего бизнеса, так как масштабы работ в данном сегменте можно встретить самые разные.

Среди коммерческих тендеров меньшее количество подставных, поскольку выгоды устраивать конкурс для частной организации, при заранее известном исполнителе, практически нет. Однако в этом сегменте появляются иные «подводные камни». Так, иногда тендеры проводятся с целью сбора идей, особенно в областях дизайна, рекламы, архитектуры и т. п. Каждая компания-конкурсант старается представить лучшие, свежие, яркие решения, которые затем нелегально эксплуатируются в итоговом проекте. В этом случае защита авторских прав компаний лежит, прежде всего, на плечах самих компаний.

При принятии решения об участии в коммерческом конкурсе нужно тщательно «прощупывать почву». Желательно, чтобы руководство компании-заказчика принимало максимальное участие во всех этапах проведения тендера, это позволяет избежать взяточничества со стороны менеджеров более низкого звена. Не стоит браться за работы, результаты которых сам заказчик представляет весьма смутно. Подобные проекты часто требуют неоправданно большое количество времени и затрат на попытки предоставить заказчику «то, не знаю что». Чем большее количество условий и желаемых деталей четко оформлено, тем эффективнее проводятся работы и проще сформировать результат, устраивающий заказчика.

И всё-таки, стоит ли браться за участие в тендере?

Участие в проводимых тендерах несет для компании несколько неоспоримых плюсов. Так, при удачном исходе конкурса можно не только заключить выгодный контракт, но и сделать имя компании более узнаваемым на рынке. Система тендеров пока далеко не идеальна и таит много подводных камней, однако это одна из реальных возможностей найти выгодных заказчиков даже молодой фирме. В случае проигрыша в конкурсе не стоит забывать о таком положительном «остатке», как полученный опыт. В процессе участия в тендере зачастую накапливается неплохой оригинальный опыт, создаются эффективные идеи, которые могут найти применение позже.

Итак, в вопросе «быть или не быть», скорее преобладает вариант участвовать в тендерах. Однако не стоит и вслепую бросаться на все предложения на рынке, ведь каждое действие должно быть взвешено. Невозможно принимать решение без серьезной предварительной подготовки: прежде всего, строгого отбора предложений и подсчетов возможной выгоды. Силы компании должны тратиться разумно и целенаправленно, только тогда можно говорить о реальной пользе от участия в тендерах.


Ирина Волобуева 
Количество просмотров: 48594
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2463
01.02.2011 022
Лариса Чугуевская (6)
DSC_4416
Иван Тонких и редактор раздела "Персона" Анна Чащина
макарова н., Сапенюк М., Кекулов А.
Начало мероприятия
Алина Яковлева и Евгения Мишурис
 
Rambler's Top100