О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 61.7494
EUR ЦБ 75.3281
 
Погода:
+13
°C
облачно, небольшой дождь
 
Пробки:
6 
Движение затруднено
22:56 / 20.12.2012

Все бизнесы нужны, все бизнесы важны

Управляющий директор Банка «БЦК-Москва» Диляра Ермакова о наиболее предпочтительных для российских реалий видах бизнеса

A A A
Все бизнесы нужны, все бизнесы важны

В начале 2011 года журнал Форбс составил рейтинг самых прибыльных и перспективных сегментов малого бизнеса. В исследовании, которое проходило с 2003-го по 2011-й год, приняли участие более 300 тыс. фирм и индивидуальных предпринимателей. В результате первые пять мест заняли частные аудиторы, мануальные терапевты, специализированные клиники, бухгалтерские услуги и частные стоматологи. 

Но в России дела обстоят несколько иначе — история предпринимательства у нас насчитывает чуть больше 20 лет, и вопрос о том, какие же виды бизнеса наиболее предпочтительны для развития у нас, как с точки зрения прибыльности, так и с точки зрения наименьшего количества возможных барьеров и препятствий, значительно более многогранный.

Сферы услуг, торговля и обрабатывающая промышленность — три кита российского малого бизнеса

По нашим наблюдениям, рейтинг наиболее прибыльных видов малого бизнеса журнала Forbes не совсем справедлив для России. Однозначно согласиться можно лишь с тем, что наиболее прибыльный бизнес лежит в сфере услуг, поскольку, по сравнению с производством, он требует меньше капитальных вложений, а маржа предпринимателей может быть выше. Я полагаю, что в каждой стране существует свой уникальный рейтинг наиболее прибыльных направлений деятельности, который зависит от очень многих факторов: конъюнктуры рынка, экономической ситуации, уровня жизни населения, востребованности тех или иных продуктов и услуг, даже от традиций. 

Исходя из истории обращений в наш банк, могу сказать, что для России, например, довольно прибыльными являются сферы транспорта и логистических услуг, услуг связи, и сервисных направлений, окружающих нефтедобычу и добычу газа. Это во многом связано со спецификой устройства современной экономики нашей страны. Вместе с тем, такие услуги как мануальная терапия, психологи и специальные клиники в нашей стране востребованы значительно меньше, чем, например, в США, поскольку в России пока еще не сформировалась культура регулярного посещения подобных специалистов и, к слову сказать, приживается она не активно.

В России, согласно данным Росстата, большая часть малого бизнеса приходится на сферу оптово-розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий — 38,3%. На втором месте — операции с недвижимым имуществом и аренда (21,1%). В сфере строительства уже заняты несколько меньше малых юридических лиц — 11,1%, в сфере добычи полезных ископаемых и на обрабатывающих производствах — 10,7% отечественного малого бизнеса. В сфере транспорта и связи заняты лишь 6,1% малых предприятий.

Примерно такое же соотношение можно увидеть, если анализировать обращения за заемными средствами в банк. В настоящее время оптово-розничная торговля является не только безусловным локомотивом экономики нашей страны, но и формирует существенную долю в кредитных портфелях российских банков. В то же время предприниматели, занимающиеся добычей полезных ископаемых, гораздо реже обращаются в банки, поскольку этот бизнес сам по себе достаточно прибыльный и потребность в оборотных кредитных средствах у компаний этого сектора обычно возникает реже. Они могут запрашивать средства на дорогостоящие инвестиционные проекты (например, на приобретение оборудования), в то время как оборотку чаще всего обеспечивают собственной выручкой. Часто обращаются в банк строители. Однако банки не всегда готовы кредитовать строительный бизнес, поскольку он сам по себе достаточно рискованный. А вот обрабатывающее производство — напротив, считается довольно перспективным сектором, который банки довольно охотно кредитуют.

Сначала сложно, потом пройдет

Работа в малом бизнесе — одна из наиболее непростых сфер приложения усилий предпринимателя. Малый бизнес представлен в большинстве секторов экономики, но основная его доля приходится все-таки на сферу услуг, нежели, скажем, производственную. Это вполне объяснимо, поскольку затраты на организацию бизнеса в производстве гораздо выше, чем в любой другой сфере. По этой причине предприниматели предпочитают развивать, прежде всего, частные аптеки и стоматологии, небольшие пекарни и магазины. 

В России работа маленьких компаний осложняется еще и особенностями налогообложения, которое не всегда лояльно к малому и микробизнесу, особенно если он организован в форме ООО. Естественно, предприниматели ищут наиболее оптимальные условия для развития своего бизнеса — многие из них идут по пути упрощенной системы налогообложения либо работают в форме ИП (индивидуального предпринимателя), что намного проще. Такая форма, кстати, предусматривает уплату только подоходного налога (13%), а сами декларации можно сдавать всего один раз в год. 

Для малого бизнеса в России, особенно для стартапов, традиционной проблемой является нехватка финансирования. Недостаточное по меркам банка залоговое обеспечение и длительная процедура рассмотрения заявки на кредит — для таких компаний обычное дело. Как правило, они развиваются, в основном, за счет средств своих владельцев и учредителей. Банки же предпочитают участвовать в финансировании уже на том этапе, когда бизнес хотя бы как-то сформировался — когда он себя уже показал на рынке и приносит определенную прибыль. Помимо банков, финансирование предоставляют и различные специализированные кредитные организации — например, микрофинансовые кооперативы. Они действуют примерно по тем же принципам, что и банки, но зачастую деньги у них оказываются дороже, выдаваемые суммы меньше, что приемлемо не для каждого индивидуального предпринимателя. В этих условиях особенно важным становится такой показатель, как маржинальность самого бизнеса, то есть насколько компания в состоянии обслуживать свои долги. 

Начиная собственный бизнес, молодому предпринимателю хорошо бы рассчитывать, прежде всего, на собственные силы, особенно поначалу. Закон бизнеса в том, что все затраты на него лежат на плечах его хозяев, а на стартовом этапе получить кредитные ресурсы очень сложно, еще сложнее может быть их вернуть. Выход один — сделать хороший экономический просчет планируемого предприятия: сколько это будет стоить и что из всего этого получится. Конечно, для бизнесменов с экономическим образованием или соответствующим опытом это сделать проще. В остальном же, на мой взгляд, самое главное, наверное, — оптимизм и вера в то, что все получится. 

Каждому бизнесу — свой банк

Кредитуя те или иные виды или сферы МСБ, каждый банк придерживается внутренней политики, которая в основном определяется условиями на рынке. В докризисный период, например, когда на рынке наблюдался строительный бум, банки активно кредитовали именно строительный сектор.

Он приносил хорошие прибыли, соответственно, банкам было интересно вкладывать туда деньги. В период кризиса многие банки формировали стоп-листы некоторых сфер деятельности, куда попадали, например, сельское хозяйство, строительство или еще целый ряд видов бизнеса, находящийся в слишком большой зависимости от изменения экономической ситуации в стране.

Кроме того, у каждого банка существуют свои стратегические приоритеты, обусловливающие выбор преимущественных направлений или сегментов его работы. На рынке работают как универсальные банки, оказывающие услуги представителям практически всех субъектов отечественной экономики, так и нишевые — специализирующиеся на определенных секторах. Например, есть банки, ориентирующиеся на розничный бизнес и менее заинтересованные в корпоративном. Есть и банки, занимающиеся, в основном, крупными частными предприятиями, и сектор ИП или малого бизнеса им менее интересен. 

Не последнюю роль играет и политика банка, связанная с уровнем принятия риска, то есть, с тем, насколько он готов работать с высокорискованными секторами. Если руководство кредитного учреждения приняло решение направить усилия на агрессивный рост — скорее всего, этот банк пойдет в высокорискованные сегменты и будет готов выдавать даже слабообеспеченные кредиты. Более консервативные банки, напротив, будут более внимательны к размеру и качеству обеспечения, то есть, скорее всего, отдадут предпочтение производственным предприятиям, у которых есть залоговое имущество, нежели торговым компаниям, у которых ничего нет, кроме товаров.

Диляра Ермакова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2727
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
 
 
 
 
Аудитория
Гедревич Э.
_MG_2184
Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома»
_MG_4062
_MG_2242
аудитория3
Гости
 
Rambler's Top100