Зачем компаниям создавать свои "фабрики топ-менеджеров"?
Лишь о единицах можно сказать, что он ― прирожденный топ-менеджер. Куда более привычным является расклад, когда руководитель «создает себя сам», получив, помимо диплома о высшем образовании, еще и степень МВА
A | A | A |

Как найти управленца, идеально подходящего под конкретную позицию в компании? На поиски могут уйти месяцы, существует большая доля вероятности, что поручать это придется кадровому агентству, а результат не будет гарантирован. Поэтому некоторые компании создают корпоративные университеты, чтобы «воспитывать и вскармливать» будущих топ-менеджеров, начиная с их первых карьерных шагов.
Топ-менеджеры должны просчитывать свои ходы на годы вперед, а от их единственного решения компания может «взлететь до небес» или упасть в пропасть поглубже Большого каньона. Неудивительно, что лидирующие компании рынка хотят быть ведомыми профессионалами, поэтому корпорации не скупятся и тратят миллионы долларов, чтобы выбрать человека наверняка и не пожалеть о принятом решении. Рассчитывать на такой ценный кадровый ресурс в бизнес-школе весьма затруднительно, ведь знания там даются довольно общие, а студент не будет знаком с реалиями места работы, к которому ему придется еще «притираться». Поэтому сейчас востребовано создание корпоративных университетов. Создать-то его можно, это не самая сложная задача, но как организовать процесс обучения так, чтобы он был эффективным, и подающие надежды топ-менеджеры действительно стали профессионалами высокого полета.
Чтобы добиться успеха в этой затее, а точнее, максимально повысить шансы на него, надо принимать во внимание простые, но крайне важные аспекты:
• во-первых, обучение должно ориентироваться на задачи и стратегию компании;
• во-вторых, в процесс обучения должны быть вовлечены и действующие топ-менеджеры;
• в-третьих, «топ-стажеры» на протяжении всего курса должны находиться внутри компании, понимать ее стратегию и ценности.
Корпоративное образование при этом все реже принимает формы мини-МВА-программ, т. к. многофункциональность и универсальность, свойственные мини-MBA, меняются на конкретные задачи компании, которые нужно решить на данном этапе студентам. Это напоминает обучение в процессе работы, своеобразный испытательный срок. Примером может служить Институт лидерства, созданный компанией Weyerhaeuser. Целью его создания было способствование пониманию менеджерами бизнес-модели компании и путей ее дальнейшего развития. Этот метод приносит успех благодаря создающемуся кадровому резерву, а иметь несколько тузов в рукаве, как известно, не помешает ни одной компании. Наверное, поэтому все программы подготовки менеджеров внутри компании остаются исключительно в стенах организации.
Однако без участия действующих руководителей компании впечатляющих результатов добиться сложно, ведь кто, как не создатель стратегии, может лучше всего о ней рассказать. Он же знает все подводные камни, которые можно ловко обойти, обладая определенным опытом или получив его от маститых специалистов. К тому же опытный руководитель всегда должен работать на перспективу, а если требуется преемственность курса компании, то без вмешательства действующего босса в процесс подготовки «новичков» никак не обойтись.
Также должное внимание надо уделить структурности подготовки специалистов. Набор разноплановых лекций так и останется набором лекций, если не создать правильной структуры обучения. Именно поэтому обучение должно быть интегрировано в работу, теория ― подкреплена практикой, а все аспекты работы — быть наглядными. Только тогда можно быть уверенным, что руководство справится со всеми вызовами рынка и найдет достойный выход из всех сложившихся проблемных ситуаций. Кроме того, при создании программы было бы оптимально «прогнать» ее через уже действующее руководство, чтобы внести последние правки, а также и сами топ-менеджеры могут научиться чему-то новому и, главное, подать пример остальным.
Практика показывает, что образование, построенное на системе тематических блоков, разделенных по уровням, — максимально эффективно. Этот подход позволяет «синхронизировать» деятельности новых сотрудников с «костяком» компании, не перегружая новичков ответственностью или информацией. Это позволит избежать многих ошибок, а менеджеры точно будут разбираться в своем участке работы. Кроме того, сотрудники становятся более мотивированы к росту, у них есть четкая картина, чего можно достичь на следующем уровне и какие функции придется выполнять, какую ответственность на себя принимать.
Однако существуют и другие подходы к образованию, панацеи тут нет. Некоторые компании не останавливаются на однократном обучении. В этом случае разрабатывается программа на основе главной бизнес-проблемы года, и руководство ежегодно проходит новый курс. Такая систем введена в компании Motorola.
Идеи таких закрытых образовательных учреждений становятся все более популярными, обоснованность создания корпоративных университетов понимают и на Западе, и у нас, но эффективность от их появления нельзя назвать поражающей воображение. Довольно часто учебное подразделение создается лишь ради «галочки», руководители один раз вкладываются в организацию работы университета, а потом словно забывают о нем. Но вложения нужны не только материальные, вся компания должна быть заинтересована в существовании такого подразделения, должна быть вовлеченность в процесс и содействие его успеху. Только понимая всю сложность задачи и масштабность действий, можно приступать к созданию корпоративного университета. В противном случае низкий уровень подготовки сотрудников сыграет с компанией злую шутку и можно попросту войти в экономическое пике, вырулить из которого будет сложно.
A | A | A |
Оценка материала: |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию -
02 августа, 15:45
Состояние 24 российских миллиардеров с начала года выросло почти на $14 млрд
-
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды -
10 февраля, 22:38
Корпоративное обучение как основной фактор создания добавленной ценности организации
Образование "от предприятия", "от фирмы" - давно забытое старое. Ещё в древные времена мастера набирали себе подмастерьев и обучали их прямо на месте работы. Это самый эффективный способ обучения.