О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 81.2502
EUR ЦБ 86.9519
 
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
10:01 / 20.10.2010

Зачем компаниям создавать свои "фабрики топ-менеджеров"?

Лишь о единицах можно сказать, что он ― прирожденный топ-менеджер. Куда более привычным является расклад, когда руководитель «создает себя сам», получив, помимо диплома о высшем образовании, еще и степень МВА

A A A
Зачем компаниям создавать свои "фабрики топ-менеджеров"?

Как найти управленца, идеально подходящего под конкретную позицию в компании? На поиски могут уйти месяцы, существует большая доля вероятности, что поручать это придется кадровому агентству, а результат не будет гарантирован. Поэтому некоторые компании создают корпоративные университеты, чтобы «воспитывать и вскармливать» будущих топ-менеджеров, начиная с их первых карьерных шагов.

Топ-менеджеры должны просчитывать свои ходы на годы вперед, а от их единственного решения компания может «взлететь до небес» или упасть в пропасть поглубже Большого каньона. Неудивительно, что лидирующие компании рынка хотят быть ведомыми профессионалами, поэтому корпорации не скупятся и тратят миллионы долларов, чтобы выбрать человека наверняка и не пожалеть о принятом решении. Рассчитывать на такой ценный кадровый ресурс в бизнес-школе весьма затруднительно, ведь знания там даются довольно общие, а студент не будет знаком с реалиями места работы, к которому ему придется еще «притираться». Поэтому сейчас востребовано создание корпоративных университетов. Создать-то его можно, это не самая сложная задача, но как организовать процесс обучения так, чтобы он был эффективным, и подающие надежды топ-менеджеры действительно стали профессионалами высокого полета.

Чтобы добиться успеха в этой затее, а точнее, максимально повысить шансы на него, надо принимать во внимание простые, но крайне важные аспекты:
• во-первых, обучение должно ориентироваться на задачи и стратегию компании;
• во-вторых, в процесс обучения должны быть вовлечены и действующие топ-менеджеры;
• в-третьих, «топ-стажеры» на протяжении всего курса должны находиться внутри компании, понимать ее стратегию и ценности.

Корпоративное образование при этом все реже принимает формы мини-МВА-программ, т. к. многофункциональность и универсальность, свойственные мини-MBA, меняются на конкретные задачи компании, которые нужно решить на данном этапе студентам. Это напоминает обучение в процессе работы, своеобразный испытательный срок. Примером может служить Институт лидерства, созданный компанией Weyerhaeuser. Целью его создания было способствование пониманию менеджерами бизнес-модели компании и путей ее дальнейшего развития. Этот метод приносит успех благодаря создающемуся кадровому резерву, а иметь несколько тузов в рукаве, как известно, не помешает ни одной компании. Наверное, поэтому все программы подготовки менеджеров внутри компании остаются исключительно в стенах организации.

Однако без участия действующих руководителей компании впечатляющих результатов добиться сложно, ведь кто, как не создатель стратегии, может лучше всего о ней рассказать. Он же знает все подводные камни, которые можно ловко обойти, обладая определенным опытом или получив его от маститых специалистов. К тому же опытный руководитель всегда должен работать на перспективу, а если требуется преемственность курса компании, то без вмешательства действующего босса в процесс подготовки «новичков» никак не обойтись.

Также должное внимание надо уделить структурности подготовки специалистов. Набор разноплановых лекций так и останется набором лекций, если не создать правильной структуры обучения. Именно поэтому обучение должно быть интегрировано в работу, теория ― подкреплена практикой, а все аспекты работы — быть наглядными. Только тогда можно быть уверенным, что руководство справится со всеми вызовами рынка и найдет достойный выход из всех сложившихся проблемных ситуаций. Кроме того, при создании программы было бы оптимально «прогнать» ее через уже действующее руководство, чтобы внести последние правки, а также и сами топ-менеджеры могут научиться чему-то новому и, главное, подать пример остальным.

Практика показывает, что образование, построенное на системе тематических блоков, разделенных по уровням, — максимально эффективно. Этот подход позволяет «синхронизировать» деятельности новых сотрудников с «костяком» компании, не перегружая новичков ответственностью или информацией. Это позволит избежать многих ошибок, а менеджеры точно будут разбираться в своем участке работы. Кроме того, сотрудники становятся более мотивированы к росту, у них есть четкая картина, чего можно достичь на следующем уровне и какие функции придется выполнять, какую ответственность на себя принимать.

Однако существуют и другие подходы к образованию, панацеи тут нет. Некоторые компании не останавливаются на однократном обучении. В этом случае разрабатывается программа на основе главной бизнес-проблемы года, и руководство ежегодно проходит новый курс. Такая систем введена в компании Motorola.

Идеи таких закрытых образовательных учреждений становятся все более популярными, обоснованность создания корпоративных университетов понимают и на Западе, и у нас, но эффективность от их появления нельзя назвать поражающей воображение. Довольно часто учебное подразделение создается лишь ради «галочки», руководители один раз вкладываются в организацию работы университета, а потом словно забывают о нем. Но вложения нужны не только материальные, вся компания должна быть заинтересована в существовании такого подразделения, должна быть вовлеченность в процесс и содействие его успеху. Только понимая всю сложность задачи и масштабность действий, можно приступать к созданию корпоративного университета. В противном случае низкий уровень подготовки сотрудников сыграет с компанией злую шутку и можно попросту войти в экономическое пике, вырулить из которого будет сложно.

Екатерина Гридина, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1621
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии
inneres auge 20.10.2010 13:38:43

Образование "от предприятия", "от фирмы" - давно забытое старое. Ещё в древные времена мастера набирали себе подмастерьев и обучали их прямо на месте работы. Это самый эффективный способ обучения.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Андреева Алиса, коммерческий директор Brainity.ru
Аудитория
Владимир Брилёв
Жюри (2)
Нина Филоненко
Ярослав Кабаков рассказывает о возможностях интернета в сфере самообразования
Инна Гуляева
Участник Пикника
 
Rambler's Top100