О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 62.5327
EUR ЦБ 73.3321
 
Погода:
+20
°C
ясно
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
Новости
18:10 / 05.02.2018

Российский книжный рынок продолжает расти

Вопреки мировой тенденции российский книжный рынок продолжил рост второй год подряд, подсчитали в холдинге «Эксмо-АСТ»

A A A
Российский книжный рынок продолжает расти

Вопреки мировой тенденции российский книжный рынок продолжил рост второй год подряд, подсчитали в холдинге «Эксмо-АСТ». При этом если в 2016 году рост был достигнут за счет увеличения цен на книги, а объемы их тиражей продолжали стагнировать, то в 2017 году издатели нарастили и число выпущенных экземпляров. Издатели объясняют оживление рынка выходом из кризиса книготорговых сетей, улучшением ситуации с пиратством и растущим спросом на детскую литературу.

По предварительной оценке, объем российского книжного рынка в 2017 году вырос на 10%, до 92,8 млрд руб., сообщил президент холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Объем тиражей увеличился на 9%, до 486 млн экземпляров. Количество наименований книг сократилось на 3%, до 114 тыс., но это уровень статистической погрешности, считает господин Новиков. Рост рынка продолжается второй год подряд — в 2016 году его темпы составляли 7–8% в деньгах. При этом тогда рост практически полностью был достигнут за счет роста цен, в то время как тиражи оставались примерно на прежнем уровне. Ситуация стабилизировалось, констатирует Олег Новиков. Прежняя негативная динамика, по его словам, объяснялась кризисом торговых сетей, проблемами с украинским рынком и электронным пиратством.

40% книжного рынка по итогам 2017 года приходится на образовательную литературу, 21% — на детскую, 20% — на прикладную (non-fiction), 19% — на художественную литературу для взрослых. Именно детская литература становится одним из драйверов рынка, говорят в «Эксмо-АСТ»: ее продажи выросли на 12%, а художественной и прикладной литературы — на 3% (в 2017 году Всемирный банк признал российских детей лучшими в мире по качеству чтения, см. стр. 2). Наиболее значительно вырос сегмент электронных книг — на 41%. Продажи учебной литературы в бюджетном канале увеличились на 23%, продажи в интернет-магазинах — на 20%, в федеральных книжных сетях — на 19%, в FMCG-сетях — на 6%, в книжных магазинах — на 2%.

У корпорации «Российский учебник» тиражи учебников выросли на 41%, до 16 млн экземпляров, а дополнительных учебных материалов (так называемого «шлейфа») — на 12%, до 11,4 млн. Доля «Российского учебника» на рынке составляет 31%, говорят в компании. Выручка еще одного входящего в «Эксмо-АСТ» издательства, специализирующегося на бизнес-литературе «Манн, Иванов и Фербер», выросла на 24%, до 1,3 млрд руб.— компания удвоила оборот к уровню 2014 года, уточняет ее гендиректор Артем Степанов.

Также активно развивается сегмент аудиокниг, о чем, в частности, говорит и выход на российский рынок шведской Storytel («Ъ» сообщал об этом в августе 2017 года), указывают в «Эксмо-АСТ». Хотя подписная модель на этом рынке вызывает вопросы, поскольку роялти по ней слишком малы, считает Олег Новиков. В «Эксмо-АСТ» планируют записать в 2018 году не менее 500 аудиокниг. Сегмент аудиокниг в целом в компании оценивают в 500 млн руб. в год. Растущий интерес к аудиокнигам подтверждают и в «ЛитРесе»: у сервиса в 2017 году их продажи выросли на 72%.

Еще одно направление, которое планирует развивать «Эксмо-АСТ», — анализ больших данных, для чего будет создана специальная лаборатория, одна из целей которой — оптимизация тиражной политики. Сейчас возврат тиражей у холдинга находится на уровне 5–6%, а остатки в среднем составляют 4%. При этом все рассчитывается в ручном режиме, оптимизация же позволит сохранить около 400 млн руб., подсчитывает господин Новиков. Инвестиции в направление оцениваются на уровне 50 млн руб. за два года.

Книжный рынок действительно оживился, подтверждает совладелец «Альпины» Александр Лиманский. По его словам, продажи издательства выросли на 43% в 2017 году — это едва ли не лучший показатель за всю историю компании. На росте сказалось усиление маркетинга и выпуск нескольких бестселлеров, включая «Хочу и буду» Михаила Лабковского и «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря. Как ни странно, продажи электронных книг в прошлом году у «Альпины» росли медленнее, чем бумажных, отмечает господин Лиманский.

Большинство развитых книжных рынков в последние годы показывали негативную динамику: например, по данным Ассоциации американских издателей, в 2016 году рынок США упал на 6,6%, до $14,25 млрд.

Источник: «КоммерсантЪ»

 
Количество просмотров: 726
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Вручение  премии
Гости мероприятия
_MG_2218
_MG_4104
Обсуждение выступления Ярослава Кабакова
Алина Владимирова, заместитель главного редактора Brainity.ru
01.02.2011 038
IMG_2320
 
Rambler's Top100