Бизнес: есть ли выгода от социальной ответственности?
Должен ли быть бизнес социально ответственным? Ответ на этот вопрос каждый руководитель даст себе сам. Но главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин расскажет о современных тенденциях в этой области
A | A | A |

Одним из первых вопрос о социальной ответственности бизнеса в мировой экономике поднял американский сталепромышленник, филантроп и мультимиллионер Эндрю Карнеги. Он сформулировал положения, которые легли в основу определения соцбизнеса: «Бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды».
За рубежом проведено множество исследований по выявлению доходности социального предпринимательства. К примеру, по данным маркетингового агентства Cone/Roper, 78% взрослых потребителей Европы, скорее всего, купили бы товары у компании, продукт которой ассоциируется с «добрым делом» (good cause) (1999 г.). Исследовательская компания KLD Research&Analytics, Inc. выяснила, что дивиденды социально активных компаний на 3% выше, чем у компаний, не проявляющих себя в этой сфере, а доходность капитала и акций ― на 10% (2002 г.).
По датам указанной статистики вы можете видеть, что исследования проводились в не лучшие для европейской экономики годы.* С другой стороны, проблемы современного финансово-экономического кризиса (и с точки зрения сопровождающей его усиливающейся инфляции, и с точки зрения слабой реакции рынка труда на восстановление экономического спроса) все же представляются более существенными.
Поэтому в текущих условиях, как мне представляется, должна возрасти доля респондентов, считающих, что ключевым фактором при выборе фирмы-производителя является соотношение цена/качество его продукции, а то и просто цена его товаров. Такие предпочтения могут быть актуальны за счет доли респондентов, ставящих на первое место социальную значимость бизнеса. По мере продолжения стагфляции в экономике количество подобных респондентов может возрасти.
Что касается финансовой статистики социальных предприятий, то, вероятно, она в целом не утратила своей актуальности. Социальная значимость аналогична рекламе, а ее, как известно, оплачивает потребитель.
Тем не менее, и в данном случае можно говорить о сокращении различий в финансовых показателях для предприятий, позиционирующих себя на рынке в качестве «социальных», и предприятий просто старающихся продавать дешевую и качественную продукцию или услуги. Роль государства в период кризиса усиливается, и ее вряд ли можно снизить точечными мерами в виде развития социального предпринимательства. Хотя определенные проблемы с его помощью можно «сгладить».
* В 1999 году ВВП сравнительно стабильной по своим макроэкономическим показателям Германии, к примеру, вырос на 2% против 2,5% в среднем за 30 последних лет, в 2002 году он показал нулевое изменение
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
22 июля, 23:06
Около 11 тысяч человек в России имеют зарплату более миллиона рублей в месяц -
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию
-
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
20 февраля, 01:16
Как развить стратегическое мышление и навыки стратегического планирования -
10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды
На данный момент нет комментария к этому материалу.