О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4667
EUR ЦБ 90.4142
 
Погода:
+11
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
14:05 / 02.12.2010

Бутилированная вода — жидкое золото?

За последние 40 лет индустрия бутилированной воды смогла изменить к себе отношение. На начальном этапе едва ли кто-либо воспринимал перспективы такого бизнеса всерьез. Сейчас же производители воды в бутылках получают миллиардные прибыли

A A A
Бутилированная вода —  жидкое золото?

Сам товар за время существования индустрии не претерпел изменений. Вода всегда была и будет водой. Кардинально менялось лишь наше отношение к ней.

Вода — ежедневно необходимый человеку ресурс, получаемый нами по той цене, которая зависит от маркетинга и брендинга конкретного товара. Самая дешевая вода — из-под крана, достается по цене коммунальных услуг, элитная вода Рerrier — в десятки раз дороже, хотя и то, и то является водой и пригодно для употребления.

«Я думаю, производство питьевой воды — наглядный пример того, как важно позиционирование товара в современном капиталистическом мире. В этой ситуации мы платим будто бы за право выбора, за свою свободу. Только там я могу объяснить желание жителей нашей планеты платить за то, что они могут взять бесплатно», — считает Ричард Уилк, профессор антропологии в Университете Индианы.

Вода нужна всем
Используя приемы маркетинга и брендинга, производители бутилированной воды, пожалуй, достойны приза как самые успешные бизнесмены в пищевой промышленности.

«Спрос на бутилированную воду рос постоянно. Он с каждым годом удваивался. И я уверен, такая тенденция сохранится и в будущем. Производители рассматривают в качестве покупателей не только жителей развитых стран, но и беднейших людей на планете», — уверен доктор Питер Глейк, автор книги «Упаковано и продано».

перье-ав.png

Разнообразные воды — парадокс?
Учитывая, что вода является невосполнимым, жизненно необходимым ресурсом, неравномерно распределенным на Земле, бутилированная питьевая вода фактически вытеснила с рынка товаров другие прохладительные напитки.

Многие бизнесмены, подвергшиеся воздействию рекламы питьевой воды, считают бутилированную воду атрибутом высокого класса, необходимостью для бизнесмена.

«Если топ-менеджер не заказывает в отеле или в самолете Perrier, окружающие будут о нем дурного мнения. В этом отношении вода является карикатурой на современную глобализирующуюся экономику», — рассказывает Чарльз Фишман, автор книги «Всеобщая жажда».

Поразительно, но в развитых странах производители бутилированной воды предлагают покупателям 20-30 видов продукции, а значит, и самой воды, которая по определению не имеет никакого разнообразия. Но промышленники возвели в культ талую воду снегов, дождевую воду, артезианскую воду, воду из горных и подземных источников, наделяя ее различными свойствами.

Активизировались и производители различных фильтров для воды, которые предлагают сделать питьевой проточную воду. Однако власти страны заявляют, что вода из-под крана безопасна и даже не требует кипячения. Но люди готовы переплачивать за свое здоровье, именно на этом и богатеют производители очистных приспособлений.

Скептики
История бутилированной воды началась с одного бренда — Perrier. Эта компания добилась триумфа благодаря уместной рекламе и позиционированию товара, который стал маркером поколения.

Главным креативщиком в компании был Ричард Уитли, работавший в рекламном агентстве Лео Барнетта в 1979 — 1994 годах. Он добился того, чтобы о Perrier заговорили. И более того, чтобы о Perrier мечтали. Однако успех не пришел к нему в одночасье.

Когда компания Perrier решила увеличить продажи в Великобритании в начале 1970-х годов, она столкнулась со скептицизмом англичан. Многие недоумевали: зачем покупать то, что мы можем получить бесплатно. Столкнувшись с такими трудностями, руководство Perrier обратилось в рекламную компанию, которая изменила мировоззрение покупателей навсегда.

«Вода была французской „по происхождению“, а англичане и французы в то время недолюбливали друг друга. Мы попытались излечить британцев от ксенофобии, — признается Венч Маршалл Фостер, бывший глава филиала Perrier в Великобритании. — Мы пытались привить англичанам любовь ко всему французскому, показать, что французскость, Франция — это шик, это стиль, это необходимость».

В результате такой «водной экспансии» продажи Perrier увеличились с 12 миллионов бутылок в 1980 году до 152 миллионов по истечении десяти лет. Бутылка Perrier перестала быть просто емкостью с водой. Рекламщикам и маркетологам удалось создать прочную эмоциональную связь между продуктом и потребителем.

«Perrier стал не просто товаром. Он стал брендом, ярлыком, отличительным знаком, — говорит Майкл Беллас, председатель совета директоров Beverage Marketing Corporation. — Все понимали, что о человеке, который держит в руках Perrier, уже многое можно сказать: о его привычках, стиле жизни, принципах. Создавался образ мудрого, опытного в делах джентльмена, знающего толк в бизнесе. Многие предприниматели-новички покупали Perrier, чтобы создать о себе такое впечатление».

Успех Perrier стал толчком и для других производителей напитков, которые создали собственные бренды питьевой воды.

В это время, эру мгновенного удовлетворения потребностей, вода стала ключевым продуктом, который был под рукой тогда, когда он нужен: во время путешествий, занятий спортом, прогулок по парку, конференций и семинаров.

«Тогда люди резко ощутили нехватку времени. В ответ на растущий спрос, как грибы после дождя, стали появляться рестораны быстрого питания, бистро, интернет-магазины и специализированные товары. Нет ничего более желанного, чем бутылка холодной воды в сильную жару», — говорит Чарльз Фишман.

Таким образом, в момент покупки человек приобретает не столько саму воду, сколько бутылку, так как ему нужна упаковка для хранения, которая и является тем самым необходимым удобством«, — предполагает он.

Заоблачные продажи
Покупатели действительно платили за упаковку, так называемый PET (полиэтилен терефталат). Из этого вещества изготовляется большинство контейнеров и емкостей для пищевой продукции. Сейчас PET можно найти повсюду, однако до недавнего времени такой полиэтилен считался индустриальной инновацией.

PET — прочный, небьющийся, изготовленный из полиэфира материал, продукт переработки нефти. Сейчас он применяется для упаковки как лекарственных средств и мыла, так и для фасовки готовых продуктов и полуфабрикатов.

В 1990-е годы PET позволил индустрии по производству бутилированной воды выйти на новый этап развития. Сейчас экологи говорят о том, что переработка этого материала наносит вред окружающей среде, поэтому в скором времени PET должны найти замену.

До появления этого полиэфира индустрия занимала в пищевой промышленности лишь седьмое место. Дешевая и экономичная упаковка позволила снизить цены на бутилированную воду, что увеличило спрос на этот товар. В результате производство воды в упаковке заняло второе место по уровню доходов, уступив лишь газированным напиткам.

эвиан.png

Здоровье и красота
В конце 1980-х годов появился новый бренд в индустрии бутилированный воды — Evian. Он позиционировал себя как вода для здоровья и красоты. Evian активно развивался на волне фитнес-бума, когда государство и общество всерьез задумалось над проблемой ожирения, гиподинамии и снижения иммунитета у жителей планеты.

«Evian продавался как товар, необходимый здоровому и красивому человеку, — вспоминает Чарльз Фишман. — Первая реклама воды изображала стройных людей из высшего общества, которые после работы пьют Evian». Одним словом, плакаты давали понять: если ты хочешь быть подтянутым, привлекательным и успешным у противоположного пола, пей Evian. Связь между красотой и бутилированным напитком стала ключом к успеху.

С начала 1990-х годов до нового века продажи Evian удвоились с 50 миллиардов литров до 100 миллиардов литров в год. Для некоторых людей цена была адекватной возможности выбирать, отличаться от масс, быть свободным. По мнению других, такое позиционирование бренда пестовало общественное неравенство и выглядело кощунственным: в то время уже было известно о проблемах в доступе к чистой питьевой воде во многих странах Азии и Африки. В конечном итоге, не стоит забывать о том, что ажиотаж вокруг бутилированной воды нагнетался искусственно с помощью рекламы и умелого оперирования фактами.

По мере активизации экологов информация о нехватке воды в некоторых районах планеты стала все более отчетливо слышна. В этой ситуации критика в адрес производителей бутилированной воды усилилась. Их обвиняли в том, что они продают воду тем, у кого она уже есть, тем самым лишая нуждающихся живительной влаги. Главным аргументом было то, что этот товар производится по сути из воды и нефти — самых востребованных ресурсов на нашей планете.

images.jpeg

Право выбора
Брендинг и маркетинг сделали из воды, которая считалась чем-то само собой разумеющимся, источник многомиллионного дохода отдельных компаний. Однако же винить в этом нужно только растущий спрос, ведь, как известно, спрос рождает предложение.

По данным компании Palma Consulting, ежегодно рост объемов потребления питьевой воды в России составляет 20 — 25 процентов. Пропорционально этой цифре растет и количество производителей этой продукции. В нашей стране их уже более 450. При это до 50 процентов бутилированной воды разливается из-под крана.

Многие покупатели с недовольством отзываются о бизнесменах и промышленниках, считая их мошенниками, наживающимися на потребностях людей. Однако в этой ситуации у людей есть право выбора. Они могут своим бойкотом товаров проголосовать против них. Снижение продаж отразится на объемах производства.

Тем не менее, в наше время бутилированная вода стала неотъемлемым атрибутом повседневности, от которого отказаться будет довольно сложно. К хорошему привыкаешь быстро.

Анна Чащина 
Количество просмотров: 2776
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(5)
Все материалы


Комментарии
Max 02.12.2010 14:27:20

Цитата
На начальном этапе едва ли кто-либо воспринимал перспективы такого бизнеса всерьез.
Я вот всегда верил, что этот бизнес очень песпективен. И даже сам одно время пытался наладить выпуск такой воды у нас в Костроме. Благо, что источников чистейшей воды вокруг немало. Но дела, заботы, и другой бизнес отвлекли и мечтам моим не было суждено сбыться. Немного жалею. :)

maruzella 02.12.2010 23:40:13

Цитата
власти страны заявляют, что вода из-под крана безопасна и даже не требует кипячения
Ага, особенно в Хабаровске. И не только китайцы засирают российские водноёмы, сами тоже стараемся, хоть и львиная доля предприятий позакрывалась, срать у нас всё равно любят и делают это много и со смаком.

Белка 03.12.2010 08:21:01

Я, и мои многочисленные друзья, давно уже используем для приготовления пищи только бутилированную воду. И к этому, насколько я понимаю, тенденция во всем мире. Так что - зря вы Макс отказались от cвоего бизнеса. Были бы сейчас Костромским магнатом :D

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_2177
_MG_4153
Лариса Чугуевская (4)
Гости
Аудитория
Спикеры
Гости дискуссии (28)
Гости дискуссии (5)
 
Rambler's Top100