Доходный экспресс
Платежные терминалы — самый быстрорастущий сегмент российского рынка моментальных платежей.
A | A | A |

Сколько в России электронных платежных систем (ЭПС), имеющих собственный процессинг, точно неизвестно; по мнению аналитиков, их число составляет от 15 до 20.
Страна наличных
Первопроходцем терминального рынка считается платежная система «Элекснет», которая была создана в 2000 году бывшим директором Департамента методологии и расчетов ЦБ Мальцевым, основателем платежной системы UnionСard Сергеем Кузиным, руководителем Межбанковского финансового дома Николаем Редько и его заместителем Юрием Локотцовым.
«Идея пришла очень просто — из-за того, что неудобно было платить за сотовую связь по скретч-картам. А лавры терминальные в первую очередь принадлежат Кузину, это была его идея, — рассказывает Мальцев. — У его фирмы случайно завалялся (какое-то старье с выставки досталось) один терминал — импортный информационный киоск, но у него была функция оплаты по карточкам. Терминалы тогда были на рынке, но использовались в основном как принтеры для выписок. Мы решили его использовать для платежей».
Первую партию из четырех подержанных терминалов немецкой фирмы Wincor Nixdorf купили на одной из выставок, они были способны только на одну операцию — оплату услуг сотовой связи по картам. Устанавливать их начали в 2001 году: в феврале — в столичных офисах МТС и Билайн, а с апреля — в торговых центрах «Рамстор».
Результаты оказались «не блестящие», продолжает Мальцев: «Окупаемость была, но большого бизнеса на таких операциях не построишь. Россия все-таки страна кэша. Нет традиции платить по карточкам. Я иногда замечаю, как люди снимают наличные по банковской карточке и вставляют их в терминал, хотя в этом же банкомате по карточке можно оплатить те же услуги без комиссии». В итоге к импортным карточным терминалам решили докупить иностранные модули приема наличных: «Первый терминал, дооснащенный приставкой cash-in, поставили в марте 2002 года в торговом комплексе на Тишинке, — вспоминает Мальцев. — Оборот по сравнению с карточными в первый же месяц там вырос в разы: с 20 000 до 80 000 рублей в месяц. Для нас это был абсолютно неожиданный результат: было много споров — станут ли наши граждане в какой-то железный ящик свои кровные вставлять, и будет ли он работать».
«В 2004 году скретч-карты стали выходить из моды, зачислять деньги на счет оказалось гораздо удобнее, — вспоминает гендиректор Объединенной системы моментальных платежей (ОСМП) Владимир Лопатин. — Сотовые операторы осознали, что работать с точками приема платежей для них примерно вдвое выгоднее». Львиная доля моментальных платежей до сих пор приходится на оплату услуг сотовой связи (84 процента).
«В августе 2005 года была получена первая партия из 100 платежных терминалов стоимостью 4 тыс. долларов, которую агенты раскупили за четыре дня, — рассказывает Лопатин. — Следующие 400 терминалов были проданы за неделю, с такой же скоростью разошлась третья партия. В итоге автоматы стали популярным способом оплаты услуг у населения».
Развитие сегмента
На сегодняшнийдень в России порядка 200 тысяч платежных терминалов, и подавляющее большинство работает по так называемой агентской модели.
Бизнесмен покупает терминал, арендует под него площадь, устанавливает и обслуживает — все это за свой счет. «Порядка 20 процентов терминалов принадлежит крупным (более 120 автоматов) сетям, остальное — это средние и мелкие сети», — отмечает председатель совета Национальной ассоциации участников рынка электронных платежей Александр Широковских-Смирнов.
Владелец терминала подписывает агентский договор с ЭПС, которая отвечает за техническую поддержку, процессинг, заключение договоров с провайдерами услуг (в основном — сотовыми компаниями) и расчеты с ними. ЭПС открывает агенту специальный транзитный счет. На него дилер вносит авансовый платеж, в пределах которого он и может принимать платежи граждан. При нулевом балансе терминал автоматически отключается от системы. На основе предоплаты работают не только владельцы терминалов, но и сами ЭПС, которые перечисляют некую гарантийную сумму провайдерам услуг. Благодаря этому платежи и осуществляются в режиме онлайн: деньги, по сути, уже уплачены провайдеру, которому остается только списать нужную сумму по сигналу процессинговой системы; в свою очередь, оператор ЭПС списывает ее из зарезервированных дилером денег. Ему надо лишь пополнять вовремя свой счет, инкассируя наличные из терминала.
Основной статьей дохода ЭПС считается комиссия от провайдеров услуг. «Низкая доходность платежных систем — порядка 0,3 процента от оборота — компенсируется высокими оборотами, — отмечает аналитик «Финам менеджмента» Анна Зайцева. — ОСМП, например, при обороте в 108 млрд рублей за первое полугодие могла выручить не меньше 320 млн рублей только на обслуживании платежей, а ее чистая прибыль могла составить 150 млн рублей». Зарабатывают ЭПС и на кредитовании агентов, получая в среднем, как следует из расчетной модели, 830 рублей в месяц с одного терминала.
Рамки и границы
Государство решило упорядочить этот бизнес: с 1 января 2010 г. вступил в силу закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Теперь все владельцы небанковских терминалов обязаны оснастить их контрольно-кассовой техникой (ККТ) — фискальным регистратором, который пишет информацию обо всех операциях на ЭКЛЗ (электронную контрольную ленту защищенную). ЭКЛЗ — электронный дубликат бумажной кассовой ленты. Налоговики могут считать с нее информацию и сравнить с отчетностью предпринимателя, который должен каждый день вести кассовую книгу по каждому терминалу.
Если на терминале стоит подходящий принтер, соответствующий требованиям к ККТ, то его владелец сможет купить более дешевый комплект доработки — фискальный регистратор без принтера. Но ремонтировать и обслуживать его могут только центры технического обслуживания, аккредитованные при генеральных поставщиках ККТ. В итоге, на каждый фискальный регистратор надо будет заключить договор об обслуживании с ЦТО, без которого его нельзя поставить на учет в налоговой, как того требует законодательство.
Для терминальщиков совершенно понятное желание государства проконтролировать огромный денежный поток чревато большими неприятностями.
Прежде всего их затраты существенно вырастут: стоимость фискальных регистраторов колеблется от 28 до 40 тыс. рублей плюс обслуживание от 1000 рублей в месяц. Разовые затраты на покупку фискального регистратора с ЭКЛЗ составят до 38 тыс. рублей, а на комплект доработки — 18 -19 тыс. рублей плюс на ежегодную замену ЭКЛЗ нужно не менее 7 тыс. рублей. По оценкам экспертов, полноценные регистраторы понадобятся лишь 20 процентам терминалов, остальным хватит комплекта доработки.
По словам одного из дилеров, очередь на покупку фискального оборудования для терминалов уже составляет полтора-два месяца. В Госреестр пока внесены ККТ для платежных терминалов только трех производителей: петербургской фирмы «Искра» и московских «Атола» и «Штрих-М».
A | A | A |
Оценка материала: |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
13 марта, 18:08
Через два года настанет эра NFC-платежей
Россия перестанет быть страной кэша только в том случае, когда у людей появятся реальные деньги. А когда фига в кармане за три недели до зарплаты - то кому эти ваши новшества нужны? Лишь горстке продвинутых "плательщиков". Конечно, прогресс не стоит на месте. Особым спросом сейчас всякие такие штучки прогресса пользуются у бабушек-сплетниц с лавочек. Такое умиление наблюдать, как они по карточкам оплачивают коммунальные платежи и балуются, снимая со сберкнижки свои гроши. Что ни говори, а сарафанное радио у нас - самый что ни на есть двигатель прогресса. У кого спросить в незнакомом городе, где здесь ближайший компьютерный клуб? Правильно - у бабушек. А парни в этом плане заметно отстают (проверено на своём опыте). А основной работающей "массе населения" все эти заморочки кажутся бессмысленными - денег всё равно не было и не будет. Поэтому и навыков пользоваться новшествами прогресса нет.
Резюме: платите людям зарплату, и они будут продвигать ваши новшества прогресса, становясь продвинутыми пользователями.