О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 66.2630
EUR ЦБ 73.4989
 
Погода:
+25
°C
ясно
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
13:22 / 12.05.2011

Идеология компании: душа, кубик Рубика и атомный реактор (часть четвертая)

Идеология оказывает активное воздействие на общество, ускоряя или тормозя его развитие. Все зависит от подачи информации

A A A
Идеология компании: душа, кубик Рубика и атомный реактор (часть четвертая)

В прошлых публикациях (часть 1 и часть 2) мы рассматривали силу использования идеологии ― она, как стержень компании, с одной стороны, может способствовать причастности, лояльности, патриотизма и любви сотрудников, а с другой ― если будет ограниченной в своих постулатах и скрывающей хищническое отношения к людям ― обязательно обернется против компании и рано или поздно угробит ее. Кроме того, в части 3 мы рассмотрели этапы создания общей корпоративной философии (ОКФ) и корпоративной культуры. Сейчас же давайте задумается, в чем заключается сущность идеологии и кто вообще придумал это слово?

Сущность и функции идеологии

Идеология ― система политических, правовых, нравственных, религиозных и философских взглядов и идей, составляющая мировоззрение людей и при этом разрабатываемое теоретиками, идеологами. Система, в которой осознается и оценивается отношение людей к действительности. Она обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное воздействие на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Идеология ― это систематизированная совокупность идей, связанных, прежде всего, с определенным пониманием общественной жизни, ее оценкой, перспектив ее преобразования. Идеология даже способствует сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.

Термин был впервые использован в к. XVIII-н. XIX в. французским философом и экономистом Дестю де Траси. Идеология рассматривалась им как «наука об идеях», объясняющая происхождение идей из чувственного опыта. Она должна служить основанием всей совокупности наук о природе и обществе и влиять на социальные преобразования. Первоначально в понятии «идеология» реализовывалась критическая направленность ума энциклопедистов, их желание развенчать философские иллюзии и религиозные предрассудки. В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее под маской общечеловеческого интереса. Вместе с тем, в комплексе социальных воззрений, называемом марксизмом, его авторы усматривали уникальное совпадение истинности и социальной ангажированности, позволяющее марксистским идеям стать эффективным средством социальной организации.

Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости ее исходных принципов, в открытой апелляции к интересам и потребностям человека, в претензии на всеобщность и одновременно в конкретности выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям, «формульности», лозунговости выражения. Указанные особенности идеологии связаны с ее социально-организующими функциями.

Попытка отказаться от идеологии как механизма социальной регуляции привела ряд западных социальных мыслителей в 1960-х (Арон Р., Белл Д., Поппер К.) к идеям деидеологизации общества. «Конец идеологии» рассматривался как один из аспектов «конца истории», как борьбы классовых интересов, политических амбиций, непомерных личных эгоистических желаний.

В индустриальном обществе воцаряются рыночные отношения как универсальный тип социальных отношений, принцип максимизации полезности становится ведущим принципом человеческого поведения. Экономическая наука, изучающая эти отношения, естественным образом становится универсальной наукой об обществе. В условиях постиндустриального общества в 1970-1980-х на смену концепции деидеологизации приходит концепция реидеологизации (Арон Р., Белл Д., Шилз Э.). Процесс реидеологизации стал синонимом возрождения аксиологического (ценностного) подхода к социальным взаимодействиям; одновременно внимание к человеческим ценностным ориентациям усилило мифологические компоненты идеологии. Существуют две тенденции в процессе реидеологизации. Одна, неоконсервативная версия, связана с усилением идеологического компонента в процессе национально-культурной интеграции; в этом случае идеология придает смысл традиции, традиция же освящает идеологию. Другая, либеральная, версия ставит задачей формирование новой «глобальной идеологии» как основы планетарного единства. В качестве формы интегративно-коммуникационных процессов идеология постоянно соприкасается с такими социальными феноменами, как миф, культура, философия, обыденное сознание, наука, утопия, традиция.

Хотя идеология является рационализированной структурой, она не требует доказательства своих положений в полном смысле слова: процедура обоснования идеологических положений по сути есть лишь демонстрация причастности их к миру абсолютного знания, справедливости, блага.

Слово и дело в идеологии тождественны

Парадоксальная формульность «вирусной» идеологии не менее мифологична: «расцвет и сближение наций», «отмирание государства через его укрепление». Такого рода соединение противоположностей есть мифологическая представленность мира как единства в предельной сближенности его полюсов: для причастного к идеологии (и через нее — к системе абсолютных ценностей) нет ничего невозможного, поражение оборачивается победой, люди чудесным образом сближаются с богами.

Однако идеология не тождественна мифу, соответственно, она не тождественная и корпоративной культуре. Способность выдавать желаемое за действительное, сближающая идеологию с мифом, основывается на аргументации «от науки». Идеолог-жрец надевает маску ученого и говорит: «иного не дано», поскольку это последнее слово науки. У идеологии нет собственного голоса, она говорит голосом науки, но может заговорить и голосом религии, искусства, нравственности, философии. Идеология постоянно стремится использовать культурный стереотипный, эталонный аспект, закрепленный в знаковых формах.

Будучи фактически направленной на стабилизацию и консервацию социальных отношений, внешне идеология является реализацией динамичной социальной модели, она «целеориентирована». При этом масштабные социальные цели выносятся за пределы социума, идеология чаще всего отодвигает их в будущее. Интегрируясь с культурой, идеология становится устойчивым коммуникационным фоном социальных взаимодействий.

Идеологические ориентиры, вынесенные за пределы конкретной ситуации, оказываются лишь внешним фоном жизни. Любая идеологическая задача воспринимается человеком как внешний эталон, как предлагаемый способ «знакового» поведения, который может стать инструментом решения своих частных задач. Идеология оказывается инструментом решения повседневных задач, а обыденное сознание с его ситуативностью, фактичностью — полем для беспроблемного существования идеологии. Идеология, как знаковый фон деятельности — элемент повседневной культуры, сливающийся с традиционным типом рациональности.

Александра Кочеткова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 4558
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
DSC_4589
01.02.2011 047
Алексей Дружинин (8)
Тамара Самоделова
Ирина Дельфей
Евгений Ковалёв
Ковалёв Евгений
Гости мероприятия
 
Rambler's Top100