О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.8146
EUR ЦБ 89.8934
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
14:22 / 27.09.2011

Информационные потребности и источники информации для бизнеса

Эксперт Brainity Денис Никитас приводит результаты исследования информационных предпочтений бизнесменов. Исследование проводилось в Смоленской области

A A A
Информационные потребности и источники информации для бизнеса

Информация в современной экономике востребована и как экономический ресурс, и как товар, удовлетворяющий человеческие потребности. Особым направлением использования информации в экономической деятельности является обеспечение эффективного функцио-нирования организаций за счет качественного обращения информации и знаний. Нехватка нужной информации, как и избыток ненужной, дезориентирует любую хозяйственную деятельность. С целью выяснения современных информационных потребностей смоленского бизнеса и источников получения информации было проведено авторское исследование [Опросные листы авторского исследования «Информационная инфраструктура под-держки предпринимательства» — прим. автора ].

Объектом исследования были информационные предпочтения смоленских бизнесменов. Было опрошено 100 руководителей: 56% — мужчины, 44% — женщины, 60% всех опрошенных — в возрасте до 36 лет. 68% опрошенных имеют как минимум одно высшее образование. Кроме того, 16% получали на момент опроса высшее образование. Социально-профессиональный статус опрошенных следующий: 57% — индивидуальные предприниматели, 26% — собственники предприятий и 17% — топ-менеджеры предприятий. Подавляющее большинство опрошенных работают (или владеют) на предприятиях (предприятиями) малого бизнеса (81%), остальные — на предприятиях (предприятиями) среднего бизнеса (19%). Отраслевой срез хорошо характеризует приоритеты малого бизнеса: большая часть опрошенных занята в торговле (23%), строительстве (17%), на транспортных предприятиях (13%) и в сфере услуг (11%).

В ходе исследования задавался вопрос: «Какой информации не хватает для вашего бизнеса?». Можно было выбрать несколько вариантов ответа, либо предложить свой. Лидером среди ответов оказалась «маркетинговая информация» (о тенденциях рынка, предпочтениях потребителей и т.п.), 41% опрошенных отметил эту категорию. Смежная информация — коммерческая — нужна 19% опрошенных. Высок уровень потребности в нормативно-правовой информации (32%), где имеется в виду обеспечение бизнеса информацией о законах, инст-рукциях, нормах, правилах, устанавливаемых государством, либо нормоустанавливающими организациями. Здесь же нужно добавить, что 22% опрошенных нуждаются в официальной информации от федеральных и региональных властей. Кроме того, 23% руководителей нуж-на статистическая информация, которая предоставляется государственными органами статистики. Она имеет косвенное отношение к бизнесу и касается экономической, демографической, социальной ситуации в стране и регионе, позволяет стоить различные прогнозы. Достаточно велика потребность в получении руководителями образования: 19%. Что характерно, бизнес аполитичен: и никто из опрошенных не нуждается в политических новостях, которые чаще всего, действительно, не имеют никакого отношению к созданию добавочного продукта.

1.jpg

Респондентов спросили: «Какими источниками информации Вы пользуетесь чаще всего?» Здесь можно было выбрать не более пять ответов. Лидируют, получив 62% голосов, электронная почта и интернет-сайты, деловые порталы. 50% пользуются электронными деловыми СМИ. Т.о., три первых места занимают источники, доступные при помощи выхода в Интернет. С большим отрывом, имея 30%, далее идут «интернет-реклама», из которой руководители также черпают информацию о конкурентах, и различные «базы данных» (фирм, товаров, партнеров и т.п.). Следует добавить, что современная тенденция — организация за абонентскую плату он-лайн доступа к таким базам данных при удаленном доступе. Проигрывают пятерке электронных источников печатные источники информации: «печатные деловые журналы» (26%), «печатные газеты» (19%), «рекламные издания» (19%), «деловые справочники» (18%). Выставками, ярмарками и конференциями, семинарами пользуются 26% и 10% соответственно. Невозможно не отметить высокий уровень доверия и надёжности того, что говорят коллеги, друзья, знакомые: необходимую информацию от них получают 28% опрошенных.

2.jpg

У респондентов поинтересовались теми характеристиками, которые им важны от получаемой информации, и попросили проранжировать их по мере важности. Так, в пятерку наиболее важных по порядку вошли: «актуальность (новизна) предоставляемой информации», «оперативность подачи информации», «достоверность информации», «доступность инфор-мации», «удобство предоставления (подачи) информации». Что интересно, «содержательная сторона информации» оказалась в этом списке из 10 характеристик на последнем месте.

Кроме того, респондентам были заданы дополнительные вопросы. Так у них спросили, «испытывают ли они дефицит информации?». 65% либо не испытывают его вовсе, либо скорее не испытывают. И только 17% опрошенных испытывают, либо скорее испытывают дефицит информации.

Респондентов спросили, «готовы ли они платить за получение информации». 43% готовы платить, но в зависимости от качества и полноты услуги по предоставлению информации, 29% скорее не готовы платить, «но все будет зависеть от предложенной информации».

Обобщая данное исследование, можно сделать вывод, что смоленский бизнес испытывает наибольшие потребности в маркетингово-коммерческой информации (о тенденциях рынка, предпочтениях потребителей и т.п., в сведениях о товарах, услугах, адресах компаний-конкурентов, -партнеров и т.п.), а также в информации о новинках законодательства. Наибольшим успехом пользуются электронные источники информации, различные сервисы Интернета. Успехом должны пользоваться рассылки на электронную почту, деловые интернет-сайты. Бизнес не испытывает постоянного дефицита в информации, но готов и заплатить за доступ к ней, главное, чтобы она была актуальна, оперативна, достоверна, доступна (по цене) и удобна для восприятия.

Параллельно с авторским исследованием научный коллектив НИИ региональных исследований Смоленского гуманитарного университета (НИИ РИ СГУ) по заказу Смоленской торгово-промышленной палаты провел ряд исследований. Так в одном из них «Молодежное предпринимательство: мнения, оценки, проблемы» были проанализированы основные ограничения для развития предпринимательства [4]. В опросе приняли участие 2024 предпринимателя со всей Смоленской области, преимущественно — молодые (1718 из них в воз-расте до 35 лет). Все возрастные группы респондентов среди ограничителей для развития предпринимательства выделяют «недостаток образования» и «нехватку информации»: до 20 лет — 8% и 9%, 20-25 лет — 6% и 10%, 26-30 лет — 5% и 12%, 31-35 лет — 5% и 11%. При этом видно, как с возрастом степень «необразованности» снижается, а степень «неинформированности» (неопределенности и риска) возрастает.

Интересный вопрос был задан о проведении маркетингового исследования перед открытием бизнеса: 71% его проводили, и соответственно 29% нет. При этом хорошо видна зависимость необходимости проведения исследования и уменьшения тем самым неопределённости о состоянии рынка от возраста: с повышением возраста, доля тех, кто не проводил исследование рынка перед открытием бизнеса, а довольствовался другими источниками информацией, повышается.

3.jpg

Респондентов спросили, удовлетворены ли они информационной поддержкой предпри-нимательства со стороны государства. Удовлетворены — 13%, скорее удовлетворены — 20%, скорее не удовлетворены — 27%, не удовлетворены — 19%. Совокупно удовлетворенных — 33%, неудовлетворенных — 46%. 

Организаторы исследования поинтересовались каналами получения информации о государственной поддержке малого бизнеса. Этот вопрос сходен с авторским вопросом «Какими источниками информации Вы пользуетесь чаще всего?». В обозреваемом исследовании были предложены следующие варианты: «интернет-ресурсы», «сайт администрации г. Смоленска», «сайт администрации Смоленской области», «Смоленская торгово-промышленная палата», «партнеры, коллеги, друзья», «СМИ (газеты, журналы, радио и пр.). Так как и сайт администрации Смоленска, и сайт администрации области являются интернет-ресурсами, объединим их и получим: через интернет-ресурсы — 54%, через Смоленскую ТПП узнают названную информацию 8% опрошенных, от партнеров, друзей, коллег — 22%, через СМИ — 10%. (Данные результаты коррелируют с авторским исследованием, где, через интернет-сайты получают информацию 62%, от коллег, друзей, знакомых — 28%, через печатные СМИ в среднем — 21%).

Среди недостатков в организации работы административных структур было выявлено «отсутствие информации о нормативных актах, регламентирующих порядок согласования», его выделили 15% опрошенных. 

Обобщая обзор исследования мнения, оценок, проблем молодежного предпринимательства следует выделить высокую степень неинформированности и неопределенности у предпринимателей в возрасте до 35 лет, высокую степень неудовлетворенности уровнем информационного обеспечения (46%), и превалирование получения информации способом использования Интернет-ресурсов.

В другом исследовании НИИ РИ СГУ «Анализ состояния малого бизнеса, включая молодежное предпринимательство в 2009-2010 годах и его вклад в социально-экономическое развитие Смоленской области», проведенном в этот же период, участвовали 1554 руководителя малых предприятий и 446 работников в Смоленске, Вяземском, Сафо-новском, Смоленском и Ярцевском районах [Анализ состояния малого бизнеса, включая молодёжное предпринимательство в 2009-2010 годах и его вклад в социально-экономическое развитие Смоленской области: Ма-териалы проведения социологического исследования // Администрация Смоленской области, Смоленская ТПП, НОУ ВПО «СГУ». — Смоленск, 2010 год. — 124 с. — прим. автора]. В нем выделяется вопрос о желаемых видах поддержки от уполномоченных органов. Среди необходимых видов поддержки на первом месте — финансовая (34,0%), на втором — представление и защита интересов (16,5%) и на третьем — информационная (13,9%).

«Инфраструктуру поддержки молодёжного предпринимательства Смоленской области» исследовало Смоленское региональное отделение МОО «Ассоциация молодых предпринимателей России», где были опрошены 1080 представителей молодёжного предприни-мательства (10% — собственники, 32% — индивидуальные предприниматели, 58% — наемные работники) [Инфраструктура поддержки молодёжного предпринимательства Смоленской облас-ти: Результаты социологического исследования // Администрация Смоленской области, Смоленская ТПП, СМРО МОО «АМПР». — Смоленск, 2010 год. — 102 с. — прим. автора].

Авторы исследования выделяют четыре основные проблемы ведения бизнеса: недостаток стартового капитала, недостаточное информационное обеспечение, сильный уровень конкуренции и ограниченный рынок сбыта. Как «высокую степень влияния» на ведение бизнеса «недостаток информации» отметили 38% опрошенных. Это самый большой результат по градации «высокая степень влияния».

В ходе опроса была проверена удовлетворенность услугами, которыми пользовались респонденты: финансовые, правовые, консалтинговые и т.д. 71% опрошенных пользовались информационными услугами, из них 43% эффективность этих услуг оценили как «ниже средней». По данной градации именно у информационных услуг самый высокий результат.

Среди видов поддержки для развития бизнеса 74% респондентов как принципиально важный, либо с высокой степенью важностью отметили «помощь в получении информации, организации деловых контактов», это шестое место после различных видов налоговой, финансовой, финансово-имущественной поддержки. 

Главный вывод данного исследования в том, что предприниматели нуждаются в информационных услугах, информация жизненно нужна для ведения бизнеса, но они крайне не удовлетворены качеством ныне предоставляемых информационных услуг.

Обобщая авторское и три обозреваемых исследования, следует сказать, что бизнес испытывает перманентную потребность в информации, но не дефицит (информации достаточно), особенно предприниматели с меньшим жизненным и деловым опытом (до 35 лет). Современными ни уровнем, ни качеством информационных услуг предприниматели крайне неудовлетворенны, стараются нужную информацию добывать самостоятельно, используя при этом в первую очередь Интернет-ресурсы. Предприниматели ищут маркетинговую, коммерческую информацию, а также информацию о новинках законодательства. В тройке видов поддержки от соответствующих уполномоченных органов бизнес ждет информационной помощи. Бизнес готов заплатить за доступ к информации, главное, чтобы она была актуальна, оперативна, достоверна, доступна (по цене) и удобна для восприятия. 

Денис Никитас, эксперт Brainity


 
Количество просмотров: 6229
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Инна Гуляева
_MG_2184
Евгений Феклистов
Вопросы от Аудитории
Иван Тонких и редактор раздела "Персона" Анна Чащина
Алексей Кекулов, Андрей Коротков
_MG_4053
Гости
 
Rambler's Top100