О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4667
EUR ЦБ 90.4142
 
Погода:
+9
°C
облачно
 
Пробки:
3 
Местами затруднения
08:55 / 18.07.2011

Как принимать решения

Что такое управленческое решение?  Это выбор руководителя. Среди вариантов действий с известными последствиями или с последствиями неизвестными, но обещающими привести к неожиданно приятным результатам

A A A
Как принимать решения

В первом случае все просто — чем больше опыт, чем он разнообразнее, чем больше знаний, чем точнее и объемнее информация, шире кругозор, круг общения — тем быстрее и точнее принимаются решения. Последствия или результаты таких решений именно те, которые ожидались и предполагались в момент принятия решения. Во втором случае, когда много неизвестных, принять решение или сделать выбор сложнее. Сложнее потому что и все последствия, и результаты неизвестны. Неизвестны реальные, а не планируемые результаты. Потому что ситуация является уникальной и ранее не встречалась в опыте руководителя.

Очевидно, что для того, чтобы получать запланированный результат принятых решений следует уменьшать неопределенность. Например, так:
— сформулировать цель;
— определить имеющиеся ресурсы;
— посчитать какие могут потребоваться деньги, люди, время;
— получить необходимую или дополнительную информацию;
— определить действия, которые следует совершить и их последовательность
— контролировать промежуточные результаты.

Все это просто сделать в организации любого типа, потому что цель, ресурсы и результат измеримы.
Если в компании много уровней, отделов, отделений, добавляется одна сложность. Необходимость согласования решений на нескольких уровнях или ретрансляция решений, принятых на том или ином уровне, с уровня на уровень.

В многоуровневых, иерархических компаниях решения чаще принимаются в верхних слоях, а реализуются ближе к основанию. Это часто происходит, если в оперативном управлении компанией участвует собственник и всегда, когда собственник принимает решения по собственному желанию и без предварительного обдумывания, интуитивно-импульсивно. Без сбора предварительной информации и ее анализа. Касается ли это решения персонала, продукции, экономии и др. Неважно. Если решение, принимается импульсивно-интуитивно по принципу «как хочу, так и будет», то чаще всего решение спускается сверху вниз. И результат такого решения непредсказуем, потому что не было возмущения нижних слоев в связи со сбором информации, не было подготовительной работы, не было слухов и обсуждений или видимости таких обсуждений.

Любое решение следует готовить. Основано ли оно на желании собственника поступить по своему хотению или обусловлено сложившимися обстоятельствами.
И без подготовительной работы, в том числе и оценки обстановки, сбора информации от нижних уровней, последствия любого решения могут быть далеки от запланированных.

Чаще всего целями в бизнесе становится увеличение доли на рынке, увеличение прибыли. То, что можно измерить. Именно поэтому при подготовке и принятии решения используются математические расчеты. Население столько-то, в таком-то возрасте столько-то, емкость рынка такая-то и т.д. Расчеты, неважно насколько они точны, становятся главным средством снижения неопределенности и инструментом управления процессом достижения целей.

А что еще важно? Важно, какая информация собирается и как она собирается. Например, компания хочет определить насколько эффективны средства рекламы, которыми она пользуется или использовать такие средства более эффективно. Самый простой способ — составить анкету, обязать клиентский отдел получить ответы от клиентов, организовать фиксирование этих ответов и в дальнейшем их проанализировать. Добросовестный и аккуратный сотрудник опрашивает и вносит информацию. Остальные иногда забывают или вносят наугад. Как бы там ни было, информация поднимается в верхние слои атмосферы предприятия и выпадает в качестве решения. А решение было принято снизу вверх. Частично. Для того, чтобы в решении задачи участвовал весь персонал, содействовал принятию решения есть два варианта — либо жесткая дисциплина военного образца, либо идеология компании, основанная на ценностях, разделяемых всеми сотрудниками. А точнее — вариант один — умелое сочетание первого и второго. Формирование дисциплины и идеологии, и следование им задачи трудно решаемые в нынешнее время. Жесткость уже не является ценным инструментом реализации решений, куда более ценны люди. Люди особой природы и морали. И такие люди есть в российских компаниях. Люди работающие или желающие работать в них обладают бОльшей личностной свободой самовыражения, стремлением к карьерному росту, развитию, большей самостоятельностью в принятии решений, инициативностью чем во времена создания таких компаний. Почему бОльшей? Я оптимист и сторонник эволюционного развития. Хотя хороший человек и — не профессия, многие работодатели продолжают искать хороших людей и указывают, поэтому, в описании вакансий среди требований к опыту и образованию еще и личностные качества.

Многие компании начинают понимать, что правильные люди и команды таких людей могут быть существенным конкурентным преимуществом и такие компании для того, чтобы быть успешными, результативными и эффективными в принятии решений и в реализации решений, быть более богатыми, чем они есть, допускают неформальный стиль общения, поощряют инициативу, создавая для этого специальные программы повышения квалификации, ротации персонала, формируя рабочие группы из разных отделов. Действительно делегируют полномочия-права совершать те или иные действия и наделяют своих сотрудников ответственностью за результат. Контролируя и измеряя эти результаты и помогая улучшить их.

Да, такая свобода, творческое отношение к обязанностям, инициатива, могут стать дестабилизирующими. Вместо упрочения положения компании на рынке, привести к ее дроблению или созданию нескольких конкурирующих между собой.

Как быть? С одной стороны, принятие вверху решений без или с малым учетом информации с мест — это путь с незапланированными результатами, а с другой, и предоставление свободы и самостоятельности, большее доверие к тем, кто на других уровнях тоже путь с неуправляемыми результатами. 

Ответ вы узнаете в продолжении статьи...

Денис Загребиль, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2078
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Музыканты группы RadioCity
_MG_4171
Пятнашки
_MG_3990
гости 8
Аудитория
Семен Поляков (2)
Гости
 
Rambler's Top100