О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.1780
EUR ЦБ 89.9818
 
Погода:
+23
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
5 
Движение плотное
12:16 / 01.03.2011

Какому бизнесу стоит помогать: сильному или слабому?

Максим Годовых, директор Департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области, размышляет о поддержке бизнеса

A A A
Какому бизнесу стоит помогать: сильному или слабому?

В очередной раз был поставлен в тупик вопросом: «Зачем вы в инновациях делаете ставку на малый бизнес, если он и так с трудом сводит концы с концами?». Я в принципе не понимаю, откуда взялся этот стереотип, и почему малый бизнес должен всегда выглядеть пострадавшим от административных барьеров, от налогов, от противоправных действий контролирующих органов, банков и т.д.

Мы ходим по магазинам, посещаем рестораны, ездим на такси, покупаем дома или квартиры — ведь это все малый и средний бизнес. Разве похоже на то, что он еле «дышит»? Почему средства массовой информации так любят поймать торговца на рынке и расспросить о том, как нелегко ему живется, но не заходят в «Европу», в  «Гермес-Плазу» или, например, в галерею «Тихвин», и не узнают, как предпринимателям тяжело живется там. А там ведь действительно тяжелее — и аренда в десятки раз выше, и затраты на персонал и т.д.

Кстати, отсюда вытекает и извечный вопрос про то, кого мы должны поддерживать в рамках программ развития предпринимательства, — тех, кто пострадал и кому приходится тяжелее всех, или тех, кто успешен и активно развивается. В первом случае мы исходим из соображений гуманности и социальной значимости, во втором — из соображений экономической эффективности. Мне, например, второй вариант ближе — отсюда мой живой интерес к созданию системы развития инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства. Когда мы вкладываем те же самые деньги в поддержку инновационного проекта — помогаем с патентованием, прототипированием, приобретением оборудования, грантами, кредитами или венчурным финансированием, — то получаем на какое-то время монопольное положение на рынке, и, как следствие, рост оборотов в сотни процентов, высокую прибыль, вклад в экономику региона, поступления в бюджет и так далее.

Пока же весь опыт подтолкнул к тому, что поддержка предпринимательства может быть эффективной, если соблюдаются следующие условия.

Поддержка должна быть системной. Предприятие должно иметь возможность получить поддержку на всех этапах жизненного цикла предприятия. Если вспоминаем теорию, то это такие этапы: зарождение, детство, зрелость, расцвет, стабильность, смерть или что-то в этом роде. Мы теорию упростили до «мотивация, бизнес-планирование, создание предприятия, становление, развитие, переход на новый уровень», и для каждого этапа разработали соответствующий набор проектов, программ и инструментов развития предпринимательства. Привязали к ним организации инфраструктуры, которые предоставляют соответствующие услуги, администрируют все процессы и занимаются привлечением источников финансирования. В результате получился «Инфраструктурный хаб малого и среднего предпринимательства», который как раз является системой, призванной обеспечить полный набор сервисов сопровождения бизнес-проектов от идеи до реализации.

Поддержка должна быть комплексной. Это значит, что предприниматели должны иметь возможность воспользоваться всем многообразием видов поддержки. Недостаточно где-то выдавать гранты или льготные кредиты и радоваться, как у нас успешно развивается малый и средний бизнес. Лично я после долгих мучений выделил для себя четыре основных блока:

Подготовка, т.е. все, что мы должны сделать, чтобы предприятие все-таки появилось, и сюда как раз попадают и информирование, обучение, консультирование, помощь в оформлении проекта, краш-тесты, которые мы проводим еженедельно и т.д.

Финансирование — те самые гранты, кредиты, займы, венчурное финансирование, субсидии, за счет которых бизнес может получить необходимые ему основные и оборотные средства.

Размещение — офисные, производственные, логистические, торговые помещения, земельные участки, на которых должен располагаться бизнес, включая льготное размещение: офисные, производственные и инновационные бизнес-инкубаторы, по которым мы пока удовлетворяем потребность менее чем на 10%.

И развитие — что мы должны сделать, чтобы предприятие росло, из малого становилось средним, выходило в другие регионы, на международный рынок, выставки, производственная кооперация и многое другое.

Правда, чтобы обеспечить эту комплексность, за последние полгода пришлось разработать более десятка новых инструментов поддержки предпринимательства, привлечь более 1 млрд. рублей финансовых ресурсов и принять соответствующие положения по развитию лизинга, компенсации затрат на участие в выставочных мероприятиях, приобретению оборудования, энергоэффективности, льготным инвестиционным кредитам, созданию инновационных предприятий и т.д.

Поддержка должна быть сегментированной и оказываться только на конкурсной основе. Все просто — в силу ограниченности ресурсов, помочь всем никогда не удастся. Поэтому должны выделяться приоритетные категории предпринимателей. И здесь мы возвращаемся к основному вопросу, с которого я и начал, — хотим ли мы помочь всем нуждающимся или выбрать тех, кто обладает потенциалом роста и помочь им быстро развиться.

Поддержка должна быть адекватной по объему. Если у нас оборот малого и среднего бизнеса доходит до триллиона рублей, какой смысл принимать областные программы в 10-20 миллионов, как это было раньше, как это происходит в ряде регионов и крупных муниципальных образованиях? Какой заметный эффект они могут оказать, кроме содержания нескольких десятков чиновников? В Свердловской области, например, мы вышли на расчетную цифру в 5 млрд. рублей в год, которые нужно привлекать, чтобы поддержка была заметной. Я не говорю только про федеральный и областной бюджет. Есть еще кредитно-финансовые учреждения, институты развития, венчурные фонды и т.д. — сегодня в работе более 60 потенциальных источников финансирования.

Еще одна интересная и пока не совсем реализованная вещь — поддержка может быть возвратной. Вспоминая тот же самый жизненный цикл предприятия, мы понимаем: большинство инструментов финансовой поддержки необходимы в первые 2-3 года, пока предприятие не перейдет на другой уровень. Что мешает фирме, после выхода на определенный уровень рентабельности, вернуть те ресурсы, которые помогли ей развиться в начале? Пусть это будет без процентов, будет растянуто по времени, происходить только в случае получения прибыли, но это не должно быть просто халявой, как, например, гранты на создание бизнеса. И возвратность позволит оказывать поддержку следующему и следующему субъекту малого и среднего предпринимательства, а не просто вымывать деньги из бюджета.

Механизм реализации возвратных инструментов вполне понятен — льготные инвестиционные кредиты, фонды прямых инвестиций или венчурные фонды, когда на первых порах мы входим в уставной капитал и помогаем в управлении компанией, а через три года, к примеру, продаем долю.

Источник: Деловой Квартал

 
Количество просмотров: 1189
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Владимир Якуба
Гости
Алина Владимирова, заместитель главного редактора Brainity.ru
Мастер-класс Networking
Даша Богачкина. Наталья Макарова и Михаил Сапенюк
Елена Агафонова, бизнес-тренер, жюри дискуссии (2)
начало
Никита Ларин
 
Rambler's Top100