О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 73.3694
EUR ЦБ 88.9677
 
Погода:
-11
°C
облачно, небольшой снег
 
Пробки:
9 
Город стоит
12:30 / 14.07.2011

Лидер - фундамент для развития бизнеса

Лидер – тот, кто идет вместе с другими по местности, не нанесенной на карту. Он должен продумать маршрут и попытаться отыскать способы достижения желаемой цели

A A A
Лидер  - фундамент для развития бизнеса

Готовых решений нет ни в книгах, ни в памяти. Возможно, лидер никогда не был в данной местности, ему только предстоит строить новые дороги и пути. Здесь ему не помогут прецеденты, и заведут в тупик стандартные решения.

Мы знаем немало компаний и бизнесов, в которых все сделано правильно и организовано как надо, с учетом последних тенденций организации бизнес-процессов, но чего-то все-таки в них не хватает. На мой взгляд, в них отсутствует душа, которая позволяет вдохнуть в мертвую систему жизнь. Эти компании существуют как механизмы, призванные «генерить» прибыль, они не верят в то, чем занимаются, не любят это, да и надежды на другую жизнь уже не испытывают. Они винтики в системе — и сами компании, и люди, которые в них работают.

Я давно изучаю этот вполне себе психологический феномен — лидерство, и сегодня накоплено достаточно отечественных историй и кейсов о бизнесах и людях, которые стартовали 20 лет назад, и неважно, сколько из них выплеснулось на абсолютно непаханое поле будущего российского бизнеса из криминальной или коммунистической среды, все они были абсолютными лидерами — бесстрашными авантюристами, которые создавали новую лучшую жизнь, наполненную качественными возможностями. Они видели суть и смысл в том, что делали. 

ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ

Слова «лидер» или «лидерство» чаще всего встречаются со таким сопутствующим словом, как «политический», или «религиозный», или «лидер компании». И здесь мы говорим о людях, которые повлияли на ход истории, смогли вдохновить и увлечь за собой многих. Мы прочитали про них тонны книг. Кто только ни занимается этой темой, изучает характеры и мотивы лидеров, а список продолжительных (и не очень) курсов о том, как стать лидером, уверенно занимают второе место, уступая по количеству запросов лишь курсам «Практики успешных продаж». Жаль, нет статистики, удалось ли кому-нибудь научиться лидерству. Я не встречала людей, которые будучи лидерами посещали такие занятия, и посетителей оных, которые потом вдруг стали лидерами. Очень прошу не смешивать здесь два понятия: «эффективный руководитель» и «лидер». Так как «руководитель» — понятие управленческое, а «лидер» — исключительно психологический феномен. В этой статье рассматривается тема власти и лидерства на примерах компаний, действующих в условиях рынка. Проблема власти важна для них, пусть в меньших масштабах и проявлениях, чем на уровне государства.

Так зачем же нам нужны власть и сила? Если оттолкнуться от Макиавелли, то власть нужна для подавления неизбежно возникающего сопротивления. Но сегодня как-то иначе выглядит все, что касается власти и сопротивления.

Если возникает сопротивление в коллективе, скорее всего — это результат ошибок в управлении.
Часто сопротивление у людей связано со страхом неопределенности будущего. Давление на команду проецируется желанием привести других к не той цели, которая декларировалась вначале.

А лидерство — это влияние, в котором применение силы неактуально, хотя в принципе возможно. Сила становится невостребованной, если лидерство основывается на идеологическом фундаменте. Лидер формулирует идеи и наполненные смыслом цели, если они откликаются внутренним ценностям адресата, у лидера возникают последователи.

ЛИДЕРСТВО и БИЗНЕС

Так никто и не выяснил, откуда приходят лидеры. Но очень заметны компании и проекты, ключевой фигурой которых является лидер. И уже никто не сомневается, что лидерство — ключевой элемент бизнеса. Именно поэтому руководители или менеджеры так отчаянно хотят научиться лидерству, посещая многочисленные учебные курсы. Но так ли это, что лидерство — необходимый элемент создания и управления развитием бизнеса?

В некотором смысле у понятия «лидер» отсутствует определение. Когда мы говорим о лидере, мы начинаем перечислять черты, которые нам кажутся значимыми и ключевыми у конкретного лидера, а лидерство, повторюсь, — это психологический феномен. А если копнуть чуть глубже, у психологов отсутствует определение, что есть психика — «субъективное отражение объективной реальности». Определение, официально принятое в психологии, меня как-то не устраивает, более того, в мире признано 800 психологических школ, и ни у одной нет более или менее согласованной и принятой версии типологии личности человека...

Отсутствие лидера совершенно не условие того, что компания не сможет эффективно работать. Однако, лидер — это человек, который закладывает в основание компании смысл, энергию и ценности.

На мой взгляд, сегодня успех, ориентированный на качество организации, зависит от лидерства, которое создает для этого внутренние условия. Очевидно уже сейчас, что ощущение успеха организации больше не определяется ее финансовыми показателями как таковыми, а зависит от способности ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. И лидерство в такой компании является источником энергетического питания, поддерживает развитие компетенций сотрудников и их отношение к компании и собственным усилиям, отданным компании и коллективу.

И все-таки лидер — основополагающий аспект качества сформированности культурных ценностей, более того, «пусковой механизм» для компании, то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить. Именно поэтому собственникам, пытающимся сегодня оставить свои бизнесы, которые они благополучно запустили в начале 90-х, так тяжело это дается. Очень мало успешных примеров передачи руководства регулярному менеджменту, так как лидерство — компонент, который невозможно отделить или кем-то заменить, его отсутствие влечет за собой значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности.

Бытует мнение, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. И что в результате? В отсутствие лидерства система контроля должна быть жестче и регулярней, больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресурсов — временных и человеческих. Нужны средства нанять дополнительных людей, как следствие ухудшения климата — текучесть кадров, все это отражается на финансовых результатах компании. А все вместе ухудшает эффективность и качество. Падение качества товара или услуги понижает их стоимость и конкурентоспособность. Кроме того, вместо снижения издержек, которые должны происходить с внедрением контроля бюджета, возникает рост затрат. Именно в такой период компании начинают активно привлекать консультантов в попытке найти неправильность или сбой в работе. То есть, наличие лидера в компании — путь экономии средств и времени на контроль. Понимания смысла того, что мы делаем, и восприятие целей как своих собственных обеспечивают наилучшие движение к их достижению. Вы вспомните пример из собственной профессиональной деятельности — если один человек в команде не разделяет общих целей — он тормозит процесс. Без явного лидера в компании, скорее всего, качество и, соответственно, конкурентоспособность будут невысоки.

Компаний и людей, которые как бы существуют на рынке, много, и все они похожи между собой. У них, как правило, низкое качество обслуживания, незаинтересованность в лояльности клиентской базы, жизнь от зарплаты до зарплаты... У компаний, где такой лидер есть, всегда яркое уникальное лицо и высокая лояльность сотрудников к компании.

Кристина Белавич, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1826
 
A A A
Оценка материала:
(17)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Антошкина Екатерина
_MG_4104
Annkvin, Даша Богачкина и  модель Ксения
Алексей Кекулов
гости9
_MG_2215
Медиа-аналитик РАЭК, главный редактор журнала Интернет в Цифрах
макарова н., Сапенюк М., Кекулов А.
 
Rambler's Top100