Лицензионное программное обеспечение: за и против
Компания Softkey подвела итоги очередного ежегодного опроса своих клиентов
A | A | A |

Результаты исследования позволили выявить образ частного и корпоративного покупателя лицензионного программного обеспечения и проследить актуальные для рынка тенденции.
Подобные опросы компания проводит регулярно с 2005 года, что позволяет эффективно отследить вектор изменения предпочтений потребителя и вовремя внести необходимые коррективы.
Наметившиеся ранее тенденции сохраняются: среди пользователей становится все больше женщин (18% в 2009 году, 19% в 2010 году), а большая часть покупателей имеют стаж пользования интернетом около 7 лет.
Однако проведенный опрос позволил уточнить некоторые черты достаточно размытого портрета типичного пользователя лицензионного программного обеспечения. Возрастные рамки значительно расширились: покупателей в возрасте от 40 до 50 лет и старше 50 лет стало больше 10%. При этом средний возраст пользователей по-прежнему находится в устойчивых границах: 25 — 40 лет.
Жители регионов начинают относиться к покупкам в интернете более доверчиво: по сравнению с прошлым годом количество региональных потребителей увеличилось на 12% . Около половины респондентов привыкли приобретать ПК и комплектующие в интернет-магазинах, однако 42% опрошенных до сих пор отправляются за этими товарами в специализированные салоны.
Изменения в отношении пользователей к лицензионному программному обеспечению намного более очевидны — количество покупателей, которые считают необходимым использование на своем компьютере исключительно лицензионного ПО по сравнению с 2009 годом возросло почти на 25%.
В свою очередь компании тоже начали подходить к вопросу легитимности используемого ПО более ответственно: по сравнению с прошлым годом количество бизнес-структур, работающих с абсолютно лицензионным софтом возросло на 30%. Участники рынка вновь тщательно планируют свои IT-бюджеты, а отсутствие влияния кризиса на покупку ПО отметили только половина опрошенных. На сегодняшний день на рынке в основном представлены крупные компании с парком ПК более чем в 500 единиц. В текущем году их доля составила 32% против 16% в прошлом. При этом 69% компаний уже полностью обеспечены лицензионным программным обеспечением.
Сегодня наибольшей популярностью среди корпоративных пользователей пользуются дорогие графические пакеты и специальные программы. Однако достаточно популярны и относительно дешевые офисные программы, а также операционные системы. Эксперты связывают это со сравнительно широкой доступностью этих программ.
Однако на рынке остается множество компаний, которые предпочитают пиратский софт лицензионному программному обеспечению. Согласно результатам исследования компании HeadHunter, 92% респондентов, работающих с пиратским софтом, отметили, что они не испытывают никаких проблем с использованием нелицензионных программ на работе. Те же, у кого нелицензионные программы работают некорректно, сталкиваются с системными ошибками в программах, отсутствием обновлений и постоянно истекающими сроками действия программы.
Однако большинство респондентов остаются довольными производительностью нелицензионного ПО. Причем чаще всего жалобы на эффективность пиратского софта поступают от специалистов и линейных менеджеров, в то время как все до одного топ-менеджеры проблем и разницы не видят. Аналитики считают, что секрет благополучия высшего руководства заключается в другом отношении к ним со стороны внутренней технической поддержки компаний.
На вопрос о причинах, побуждающих российские компании использовать пиратское программное обеспечение, большинство респондентов ответили, что это связано с нежеланием руководства компаний тратить деньги на лицензию. И лишь 15% компаний признали, что у них нет возможности купить лицензионные программы.
Половина респондентов считает использование нелицензионного софта значительной экономией средств компании и относится к пиратству с пониманием. Однако нашлось немало респондентов, которые считают использование пиратского ПО проявлением неуважения к ним. Чаще всего такой ответ давали линейные специалисты и менеджеры среднего звена.
Несмотря на всю очевидность проблемы, эксперты нередко расходятся во мнении. На вопросы Brainity ответил генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник:
Чем можно объяснить все увеличивающийся интерес пользователей к лицензионному ПО? Действительно ли наметилась тенденция ухода от «пиратского» софта? Настанет ли в России день, когда о нелицензионном продукте и говорить не придется? Что для этого должно произойти?
— Желание получить даром тот или иной товар свойственно всем людям без исключения, вне зависимости от того, в какой стране они живут. Имеет значение, как отреагирует на это само государство — накажет ли нарушителя авторских прав, создаст ли условия, препятствующие развитию пиратства. Важна и позиция самих участников рынка: стараются ли они сами защитить свою интеллектуальную собственность. Очевидно, что государственная программа по борьбе с пиратством вкупе с усилиями вендоров принесли результаты. Но и сам пользователь изменился за последние годы. Теперь ему проще действительно купить программу, чем тратить свое время в поисках «кряка» в сети. Как ни странно, его еще нужно уметь найти, а иногда придется повозиться с установкой. Поэтому легальный способ становится все более привлекательным.
Как за последнее время (с 2005 года) изменилось отношение пользователей к лицензионному ПО? Какую роль в этом сыграл финансовый кризис?
— Прошлогодний опрос показал, что отношение частных пользователей к легальному ПО откатилось на уровень 2005 года. То есть количество пользователей, считающих, что все ПО на их компьютере должно быть лицензионным, составляло 29%. Сегодня этот показатель составляет 50%. Довольно серьезный результат для одного года. То есть покупать стали чаще и на большие суммы. Разумеется, провал прошлого года вполне укладывается в общую картину финансового кризиса.
Какое лицензионное ПО пользуется наибольшим спросом сегодня? Как менялись эти предпочтения в последнее время, что послужило причиной этого?
— Лидирующие позиции удерживают антивирусы, операционные системы и игры. Эта картина характерна для последних лет, серьезных изменений здесь нет.
Какие преимущества перед пиратской копией есть у лицензионного продукта?
— Прежде всего, техническая поддержка со стороны разработчика и продавца. То есть гарантия того, что клиент не останется в одиночестве с возможными проблемами. А при условии использования нелегальных версий они почти гарантированы.
Как можно стимулировать покупателя покупать лицензионный продукт?
— Методы стимуляции такие же, как и в любом другом бизнесе. В нашем распоряжении — вся линейка маркетинговых инструментов, начиная от скидок и специальных праздничных предложений. Но лучшей стимуляцией все-таки является сам факт приобретения авторского продукта, гарантирующего пользователю его права и отсутствие закономерных претензий со стороны проверяющих органов.
Какие советы можно дать потребителю по приобретению лицензионного ПО? На что обращать внимание при покупке? Как быть уверенным в том, что имеешь дело действительно с качественным ПО?
— Многие пользователи часто просто не отдают себе отчета в том, что развивают пиратские каналы, легко отзываясь на первое предложение в интернете о покупке софта. Совет, которому проще всего следовать — покупать программы в проверенных магазинах.
A | A | A |
Оценка материала: | (5) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
01 февраля, 18:18
Зарплаты на IТ-рынке будут расти -
20 июля, 13:11
Чтобы удовлетворить ожидания IT-студентов, работодателям нужно поднять зарплаты на 30% -
01 ноября, 12:12
Спрос на программистов увеличился на 20% -
23 февраля, 14:53
Исследовательские IT-центры могут быть созданы в России в 2014 году -
30 мая, 13:04
Акции Opera существенно выросли
-
09 января, 23:41
Усталость от диджитал: время работать руками -
11 ноября, 17:15
Консьюмеризация ИТ как неизбежная реальность -
16 марта, 15:30
Продвижение компании в соцсетях -
05 августа, 15:25
Наступила ли эра e-Cервиса? -
20 января, 18:22
Платные газеты: находка или неудача?
Только вот про стимуляцию - думаю что речь может идти только о стремлении производлителей снижать цены.
Производители никогда не будут снижать цены настолько, что их продукт станет доступным российкому простому покупателю. Поэтому я за пиратство. До тех пор, пока нижний предел уровня зарплаты будет равнятся не мифическому "прожиточному минимуму" (на который могут прожить разве что питающиеся цветочным нектаром эльфы), а сумме, достаточной для достойной жизни. Уровень честности населения напрямую зависит от уровня его эксплуатации государством.
.
Думаю, что будут - здравый смысл победит. Потому как производители должны понимать, что высокими ценами они стимулируют пиратство и теряют для себя огромный пласт добросовестных потребителей.
Бабло побеждает зло. В этом случае зло - это здравый смысл. Но пиратство сильнее бабла, потому что оно ради идеи, как Янка пела - "чтоб всем было хорошо".
Ну кто будет работать за песплатно? Ведь пиратские проги можно бесплатно качнуть! Тут даже и голову напрягать не надо, чтобы думать - итак понятно.