О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.2711
EUR ЦБ 89.4813
 
Погода:
+21
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
5 
Движение плотное
17:03 / 12.02.2013

Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра

Чтобы лучше понять, что из себя представляет малое предпринимательство в России, нужно немного углубиться в историю

A A A
Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра

Пожалуй, точкой отсчета его существования можно считать 1986 год, когда вышел Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Этот закон на общих основаниях легализовал предпринимательство в производстве и сфере услуг. Правда, тогда еще легализация носила, в основном, декларативный характер. В 1988 году вышел Закон «О кооперации в СССР», который и стал, по сути, первым настоящим толчком к развитию кооперативного движения. 

Однако общий характер этих законодательных актов, а также лимитированный круг прописанных в них направлений сильно ограничивали предпринимательство в развитии. Тем не менее, сам факт принятия этих законов в Советском Союзе следует считать знаковым событием, поскольку на деле это означало начало перехода от командно-административной экономки, при которой за предпринимательскую деятельность следовало уголовное наказание, к рыночной. В этой статье мне бы хотелось подвести некоторые итоги, к которым мы пришли спустя ровно четверть века с момента принятия закона о кооперации. 

Маленькие и быстрые

Малое предпринимательство в России как сегмент экономики начало формироваться сравнительно недавно, поэтому, по сравнению с другими развитыми странами, мы потеряли очень много времени. Для сравнения, вклад в экономику малого бизнеса в России сейчас составляет примерно 21-22%, в США этот показатель — 50%, в Китае — более 60%. Тем не менее, таких результатов, в общем-то, развивающемуся бизнес-сегменту в нашей стране удалось достичь за относительно короткий срок, что стало возможным в немалой степени благодаря ряду характерных особенностей. 

Во-первых, из-за своих размеров малый бизнес крайне уязвим, и возможностей противостоять неблагоприятным условиям на рынке у него практически нет. Однако такие компании научились не только приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка, но очень быстро менять направления своего развития. В течение каких-то двух-трех месяцев маленькая компания вполне способна развернуться на 180 градусов. Способность «держать нос по ветру» является, наверное, главной особенностью малого бизнеса в России. 

Вторая, но не менее важная особенность малого предпринимательства в стране — это диверсификация деятельности. Владельцы компаний пытаются в силу своих возможностей разнообразить бизнес и тем самым создать себе пространство для маневров на случай изменения рыночной конъюнктуры. К примеру, владелец магазина по продаже запчастей со временем строит рядом небольшую станцию технического обслуживания или просто пункт вулканизации, а рядом с продуктовым магазином появляется закусочная или кафе. Бывает, что предприниматель, который владеет аудиторской компанией, имеет и предприятие по производству стеклопакетов. 

К третьей особенности, наверное, можно отнести то, что малое предпринимательство крайне избирательно в вопросах банковских продуктов и услуг. У таких компаний существует стабильная потребность в кредитовании, но при этом суммы обычно небольшие.

Впрочем, в каждой стране у сферы малого бизнеса существуют свои уникальные особенности, которые под влиянием изменений объективных условий среды постоянно продолжают формироваться. Если сравнивать малое предпринимательство, скажем, России и Казахстана, то, несмотря на наше общее прошлое, разница все же ощутима. Пожалуй, ключевое отличие в том, что малое предпринимательство там преимущественно развивается в сфере торговли и услуг, а в России небольшие фирмы нередко встречаются и в производственном секторе. Кроме того, в Казахстане законодательно не установлены критерии отнесения компании к малой или средней, а в России они прописаны на федеральном уровне*. Так как они, в основном, сводятся к объему годовой выручки и количеству работников предприятия, разночтений здесь не бывает. В Казахстане же каждый банк трактует понятие малого предпринимательства по-своему, исходя из своих приоритетов и доли на рынке — одну и ту же компанию крупные банки посчитают малым бизнесом, а более мелкие могут причислить ее к среднему или даже крупному.

Без права на ошибку

По оценкам Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, Россия в рейтинге Doing Business (рейтинг, который по множеству различных критериев оценивает, насколько легко заниматься бизнесом в той или иной стране) находится на 112-м месте из 185. Неудивительно, что основная задача малого предпринимательства — удержаться на плаву — зачастую оказывается более приоритетной, чем задача собственного развития, на это просто не хватает сил. Между тем, по расчетам ВБ, только сокращение срока регистрации предприятия может дать стране прибавку в темпах роста ВВП на 0,36 п.п. 

Большинство предпринимателей поднимают свой бизнес в первые пять лет, но если этого не произошло, то, скорее всего, компания будет продана или ликвидирована. В средний бизнес перерастает меньшинство «выживших», остальные продолжительное время могут оставаться в рамках успешного, но все же малого предпринимательства. Впрочем, многое зависит и от отрасли, в которой развивается данный конкретный бизнес. К примеру, в сельском хозяйстве довольно много малых компаний. При этом они поддерживаются государством, дотируются из регионального или даже федерального бюджетов, но существующие объективные сложности, присущие этому сектору и сезонный характер самого бизнеса, год от года не позволяют ему показывать высокие результаты.

С вступлением России в ВТО у небольших компаний забот только прибавится. Принимая во внимание, что большинство представителей малого предпринимательства в России все же заняты в сфере торговли, в среднесрочной перспективе членство в ВТО окажет влияние именно на них.

Усилится конкуренция со стороны технологически продвинутых стран, поскольку снижаются ставки таможенных пошлин, и наши «малыши» будут вынуждены искать новые способы выжить. Сфера торговли не станет исключением, так как высококачественных товаров на российском рынке станет больше и по более доступным ценам. 

В то же время, нашим производителям открывается доступ на международные рынки. В условиях, когда розничная торговля все больше уходит в Интернет, потребуется не только активное применение новых разработок, но и доступ к товарным рынкам. Люди быстро привыкают к хорошему — российский потребитель весьма скоро станет очень искушенным, и наши мелкие производители окажутся в очень уязвимом положении. 

Справедливости ради, нужно отметить, что членство в этой организации имеет и ряд преимуществ для стран-участников. Российские экспортеры, например, могут рассчитывать на стабильность правил и условий внешней торговли. Более того, теперь Россия получила возможность принимать участие в работе над положениями в области международного экономического сотрудничества.

Так что пока рано говорить о прорыве в развитии малого предпринимательства в России. Произойдет ли он вообще в условиях финансовой нестабильности, до сих пор остается сложным вопросом. Однако рыночная экономика в любом случае не сможет выжить без малого и среднего бизнеса — это один из основных элементов, которые ее формируют. Хорошо бы, чтобы это происходило стабильно и постепенно, без резких взлетов, за которыми, как правило, следуют падения. Пока же бизнесменам нужна помощь — как со стороны государства, так и со стороны банков. Программ государственной поддержки явно недостаточно, банкам тоже нужно больше возможностей от регулятора, чтобы помогать стартапам и малому бизнесу.

Синергия и информация

Сейчас наблюдается тенденция к увеличению количества малых предприятий. Государство за последние годы наработало опыт поддержки малого предпринимательства, каждый год на его развитие выделяются значительные средства, создаются региональные и городские фонды поддержки, которые предоставляют поручительства по кредитам для бизнесменов. Буквально на днях в Москве состоялась презентация проекта Единого центра госзаказа, созданного на базе первого филиала государственного учреждения «Малый бизнес Москвы» для обучения предпринимателей процедуре подбора тендеров и подготовки документации для участия в государственных торгах. В дальнейшем планируется создание сети из 15-ти подобных центров. 

Создание этих центров можно считать одной из самых хороших инициатив, которые за последнее время исходили от государства. Более того, это очень своевременное решение, поскольку в Москве, по оценкам экспертов, в тендерах участвует только треть из почти 388 тыс. зарегистрированных малых предприятий. Эти центры могут стать не только дополнительным импульсом к развитию малого бизнеса в столице, так как спрос на их продукцию довольно существенен, но и способствовать тому, чтобы больше потенциальных предпринимателей вообще пришли в бизнес. К примеру, даже небольшая линия по пошиву салфеток вполне может рассчитывать на получение госзаказа от дошкольных учреждений и с успехом его выполнить. 

Думаю, несмотря на вступление в ВТО и его последствия, общими усилиями по поддержке малого предпринимательства в следующие двадцать пять лет все же удастся подстегнуть развитие МСБ, что приведет к усилению честной конкуренцию в этом сегменте бизнеса. В конечном итоге, от этого выиграют и отрасли в целом, и простые потребители.

_________________________
*В настоящее время деятельность малого предпринимательства в России регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года, в соответствии с которым, к малым предприятиям относятся компании:
— суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
— средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (микропредприятие — до 15 человек);
— выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. руб.

Диляра Ермакова, управляющий директор Банка «БЦК-Москва», эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 6581
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Аудитория мастер-класса
Презентация Станислава Терехова
Гости дискуссии (34)
Людмила Тараканова
Участник Пикника
_MG_2214
_MG_2188
Анна Левина, ведущая дискуссии
 
Rambler's Top100