О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.0319
EUR ЦБ 88.9578
 
Погода:
+9
°C
облачно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
12:27 / 21.10.2010

Правила проверки сомнительного контрагента по сделке

Все чаще приходится слышать от бизнесменов о том, что налоговая инспекция, приходя с проверками, перекладывает на них ответственность за контрагентов, выставляя претензии за неуплату НДС фирмами-партнерами

A A A
Правила проверки сомнительного контрагента по сделке

Зачастую такие претензии приводят к миллионным штрафам и разорению бизнеса. Работать под «дамокловым мечом» неизвестных штрафов очень тяжело. Что нужно знать бизнесмену для минимизации рисков предъявления претензий за неуплату налогов его контрагентами?

Как правило, налоговый орган обосновывает требования тем, что затраты по договору не отвечают нормам статьи 252 Налогового кодекса РФ. Вот типовая выписка из решения налогового органа: «В ходе проверки не установлено наличие материальной базы — помещения, основных средств контрагента ООО „Х“; отсутствуют сведения о наличии сотрудников, которые могли бы оказать консультационные услуги; ООО „Х“ не представило каких-либо дополнительных документов, позволяющих расшифровать оказанные услуги, необходимость их использования в производственной деятельности, не представлены списки сотрудников ООО „Х“, которые использовали в своей работе вышеуказанные услуги и т.д.».

Налоговый орган посчитал, что деятельность ООО «Х» направлена на получение необоснованной налоговой выгоды, и компания действует недобросовестно.

Косвенными признаками получения необоснованной налоговой выгоды являются следующие факты: контрагент не располагается по адресу фактического местонахождения или находится по адресу массовой регистрации, организация не сдает налоговую отчетность или сдает недостоверную отчетность (при больших заказах сдаются мизерные показатели), либо заявитель при регистрации находится в «черном списке» заявителей, зарегистрировавших сотни фирм.

Зная заранее основания претензий и предполагая возможность налоговой проверки, лучше проявить разумность и осмотрительность при выборе контрагента.

1. Проверка контрагента.

Организации для определения степени добросовестности контрагента следует проверить следующие сведения.
Сравнить на идентичность информации, указанной на бланках и других официальных документах, на печати контрагента со сведениями, сообщенными руководителем/представителями контрагента.

Из информации на бланках, печатях и т.д., используемых контрагентом, узнать следующие сведения:
- наименование контрагента;
- местонахождение контрагента;
- ОГРН;
- ИНН/КПП

В соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный перечень сведений не составляет коммерческой тайны, поэтому их без труда можно получить.

Сравнить ИНН и КПП. Их первые четыре цифры должны быть идентичны. Если они различны — контрагент указал неверный ИНН или КПП или был изменен юридический адрес контрагента. При смене юридического адреса ИНН остается прежним, КПП изменяется.

Сравнить ИНН (КПП) и местонахождение. Местонахождение контрагента должно соответствовать месту постановки на учет.

Первые четыре цифры ИНН (КПП) указывают на номер инспекции МНС России, в которой контрагент состоит в качестве налогоплательщика.

Также необходимо обязательно затребовать учредительные документы контрагента (лучше нотариальную копию) и выписку из ЕГРЮЛ, на их основе определить способ возникновения его компании (создание или реорганизация) и сравнить способ с кодом причины постановки на учет налогоплательщика (КПП). Последние три цифры КПП указывают на способ возникновения юридического лица.

Например, код 001 означает, что контрагент возник в результате создания. Если из учредительных документов следует, что он возник в результате реорганизации, контрагент указал неверный КПП.

Сравнить отметку регистрирующего органа на учредительных документах с первыми четырьмя цифрами ИНН.

Проверить контрагента на сайте налоговой инспекции.
• На предмет отсутствия реорганизации, ликвидации или иных действий.
• На предмет будущей правоспособности контрагента.
• По руководителям.
• По адресам массовой регистрации.
• Сравнить представленные контрагентом сведения со сведениями из ЕГРЮЛ.

Если при проверке у вас возникает подозрение о недобросовестности контрагента, следует немедленно приостанавливать отношения с такими партнерами и запрашивать по всем сомнительным фактам разъяснения.

Практически ту же самую процедуру проводят и налоговые органы, поэтому вопросы по таким контрагентам с большой вероятностью возникнут и у них.

Собрав всю информацию, ее следует распечатать и хранить в архиве. Это докажет вашу разумность и осмотрительность при выборе контрагента.

2. Оформление финансовых документов.

При заключении сделок организации следует контролировать правильность оформления первичной документации. Как правило, требования к оформлению документов устанавливаются нормативно-правовыми актами. Организации следует довести до сведения своих сотрудников, работающих с подобными документами, требования всех таких НПА.

Все договоры должны быть парафированы, т.е. подписаны на каждой странице, либо прошиты, прошнурованы, скреплены печатью.

При заключении сделки с контрагентом организации следует потребовать у представителей контрагента документы, подтверждающие полномочия таких лиц на совершение сделки. Все эти документы следует хранить в архиве предприятия.

Полномочия руководителя подтверждаются учредительными документами и документами, свидетельствующими о его назначении на должность.

Полномочия представителя контрагента подтверждаются учредительными документами и доверенностью, подписанной руководителем и заверенной печатью контрагента. При этом следует установить наличие каких-либо ограничений в полномочиях представителя.

Согласно требованиям Налогового Кодекса РФ, помимо добросовестности в выборе контрагента, необходимо также подтвердить экономическую оправданность и обоснованность затрат. Будьте готовы к тому, что налоговая инспекция попросит вас представить дополнительные объяснения по взаимоотношениям с контрагентами.

Выписка из типового запроса налоговой инспекции:

«Также необходимо представить письменные объяснения по поводу следующих вопросов:
каким образом были выбраны вышеуказанные организации (интернет, личные связи, объявления в СМИ и др.); каким образом происходило заключение договоров (где заключались договоры, кто присутствовал при заключении договоров, какие документы были представлены в подтверждение своих полномочий со стороны данного контрагента (паспорт, доверенность); как осуществлялось взаимоотношение с данной организацией в процессе исполнения договоров (личное общение, общение по телефону, переписка — указать конкретные данные и документы)».

В связи с этим мы настоятельно рекомендуем вам зафиксировать основные действия, которые содержатся в запросе налоговой, распечатать их и подложить в ту же папку, где хранятся учредительные документы контрагента.

Проведенные вами в совокупности указанные мероприятия позволят вам, во-первых, снять многие вопросы на стадии проведения проверки со стороны налоговой инспекции, а во-вторых, существенно упростить работу вашим юристам при судебном разбирательстве в том случае, если налоговая инспекция все-таки предъявит вам претензии.

Анна Руденко, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 4192
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии
зверюга 21.10.2010 17:35:47

Вот звери эти налоговики! Надо шпионить за партнерами по бизнесу, чтобы у них там чисто было во всех местах. Ужас просто. А когда своим-то бизнесом заниматься?

Max 21.10.2010 19:35:08

Интересная статья. Помечу себе как важное и положу в закладки.  Думаю, что не один раз пригодиться.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Юлия Солодова, директор по маркетингу Городского бюро переводов Мегатекст
Гости
Фотограф в публике)
Гости мероприятия
Ольга Юрьева - за офис! (2)
Богачкина Даша, Фёдорова Яна, Андреева Алиса
Д. Богачкина, Е. Антошкина..
DSC_4470
 
Rambler's Top100