Приверженцы малых форм
Кризис избавил многих девелоперов торговой недвижимости от гигантомании
A | A | A |

Последний тренд — небольшие торговые центры, которые востребованы не только крупными сетями, но и малым бизнесом. Участники рынка недвижимости считают, что кризис закончился. На это, по их мнению, указывает то, что в первом полугодии 2010 года в Москве было введено почти 750 тыс. кв. метров торговой недвижимости. Для сравнения: за тот же период 2008 года, когда Россия представлялась еще «тихой гаванью», в столице построили только 330 тыс. кв. метров. Строительство некоторых из сданных в этом году объектов было начато еще до кризиса, но положительные тенденции на лицо. По динамике роста российский рынок — первый в Европе.
Однако строят инвесторы вовсе не такие же здания, как до кризиса. Типичные образцы докризисного торгового центра — гиганты вроде «Золотого Вавилона» или «Метрополиса», площадь каждого превышает 240 тыс. кв. метров. Дефицит торговых площадей приводил к тому, что арендаторов хватало на всех. Однако сегодня более 11 процентов площадей столичных торговых центров стоят пустыми. Например, в открытом зимой «Золотом Вавилоне» до сих пор остается 20 процентов вакантных площадей.
У небольших центров отношения с арендаторами пока складываются по-разному. Введенный в экплуатацию во втором квартале 2010 года ТЦ «Вива» в Северном Бутово (21,9 тыс. кв. метров) заполнен уже на 100 процентов. Центр «Азовский» площадью всего 10 тыс. кв. метров у метро «Каховская», построенный еще в первом квартале, сдал в аренду только один этаж из четырех. Но небольшие торговые центры не требуют огромных вложений, а многие арендаторы сегодня делают ставку именно на малые форматы.
Metro Cash&Carry в мае этого года объявила, что будет развивать магазины Metro Punet площадью всего 1,5 тыс. кв. метров. «Связной» собирается открывать торговые точки в формате палаток (10-15 кв. метров против 50 кв. метров в обычном салоне). Castorama до кризиса открывала магазины на 8 — 16 тыс. кв. метров, сейчас — на 3 — 4 тыс. кв. м.
Скромные торговые центры могут привлечь не только крупных сетевых игроков, но и большую группу арендаторов, которой раньше девелоперы пренебрегали — малый бизнес. Этому способствует меньшая закредитованность небольших компаний по сравнению с крупными и снижение арендных ставок.
Случаев, когда малый бизнес арендует площади в торговых центрах, становится все больше. Самый яркий — продовольственная ярмарка в новом ТРЦ площадью 8,5 тыс. кв. метров в Подольске.
С начала 2010 года в Москве начали работать семь торговых центров общей площадью менее 40 тыс. кв. метров, к концу года должны открыться еще как минимум четыре. Более 40 процентов анонсированных к строительству торговых центров имеют небольшую площадь. До кризиса их доля не превышала 20 процентов.
Однако даже если девелоперы опять переключатся на крупные форматы, построенные после кризиса небольшие торговые центры останутся весьма привлекательными площадками для малого бизнеса.
A | A | A |
Оценка материала: | (2) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
28 марта, 09:56
Зияд Манасир приобрел половину всех офисов в «Башне-2000» -
21 марта, 08:57
В России появится коммерческая недвижимость нового формата -
20 марта, 07:13
Atrium построит недвижимость в России и Польше -
29 февраля, 08:35
Кирилл Писарев вложится в элитное жилье -
13 января, 14:50
Клип Томаса Андерса стал рекламой Mirax Group
-
20 марта, 23:37
Спрос без предложений -
24 сентября, 12:46
Чего опасаться покупателям элитной недвижимости? -
20 сентября, 13:23
Риски покупателя при договоре долевого участия -
16 июля, 13:23
Купить недвижимость в Израиле -
18 ноября, 16:01
Долевое участие
На данный момент нет комментария к этому материалу.