О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.9808
EUR ЦБ 92.2307
 
Погода:
+8
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
19:40 / 10.06.2011

Пропаганда: на какие методики стоит обращать внимание?

Продолжаем цикл статей, посвященных идеологии компании и пропаганды. Пришло время задуматься об объектах и субъектах пропаганды

A A A
Пропаганда: на какие методики стоит обращать внимание?

Субъект и объект устной пропаганды

Пропаганда есть средство воздействия одних людей на других. Первая группа относится к субъекту, вторая к объекту. Пропаганда не существует без субъекта. Без него она теряет всякий смысл. Объект оказывает определяющее воздействие на структуру, организацию, содержание, методы пропаганды. Отсюда необходимость научного познания ее объекта. В пропаганде в качестве объекта могут выступать отдельные люди, социальные слои и группы, нации, в конце концов — все общество.

Весь процесс устной пропаганды осуществляется субъектом. Под субъектом понимается совокупность организаций, учреждений, лиц, осуществляющих пропаганду и управление ею. В роли субъекта даже может выступать один народ по отношению к другому. Субъекту, без преувеличения, принадлежит решающая роль в системе пропаганды. Он ее организует, реализует ее цели и функции, обеспечивает уровень ее ведения и эффективности.

Объект пропаганды существует независимо от ее субъекта. Вместе с тем они взаимно связаны: объект предъявляет определенные требования к субъекту, а субъект стремиться изменить объект в соответствии со своими потребностями. Пропагандист стремиться реализовать свои идеи, представления о лучшем устройстве общества, изменяя объект. В нем пропагандируемые идеи превращаются в практику, социальные ценности, в конечном итоге, превращаются в элементы объективной действительности. С этой точки зрения многие качества субъекта пропаганды как бы переносятся на ее объекта.

Объект пропаганды — довольно сложное явление. В целях изучения его можно условно разделить на несколько составляющих. Оснований для дифференциации объекта много. Одно из них его масштаб. В соответствии с этим в нем можно выделить массы (народ), социальные группы, личности. Деление это имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение: организация пропаганды, рассчитанной на массы, иная, нежели рассчитанной на одного человека.

Сознание людей в огромной мере складывается под влиянием той или иной социальной группы. Будучи специфическим человеческим объединением, группы возникают закономерно, как ответ на объективную необходимость в сотрудничестве и общении людей. Каждый человек, в силу обстоятельств, в большинстве случаев от него не зависящих, входит в несколько социальных групп: в профессиональную, социально-демографическую, товарищескую или какую-то другую группу. В ней люди объединяют свои усилия для коллективного достижения определенных целей. Реальной группе свойственно интеллектуально-эмоциональное и волевое единство, постоянство общения и взаимодействие ее членов.

Давно замечено, что люди в коллективе ведут себя иначе, чем вне его, когда они бывают наедине с самим собой. В социальной психологии это явление называется психическим заражением. Оно как бы обостряет восприятие информации, стимулирует процесс усвоения пропагандируемых идей. 

Опытные пропагандисты стремятся умело использовать механизм заражения с целью овладением вниманием всей аудитории. Это психическое явление обладает способностью распространяться на всю группу сидящих в зале лиц, создавая одинаковую настроенность. Вызвав интерес какой-то части слушателей, важно удержать его. Он, несомненно, должен положительно сказаться через заражение и на других членах аудитории.

Знание возможного многообразия групп помогает лучше понять особенности аудитории пропаганды. На сознании слушателей всегда лежит отпечаток взглядов той или иной группы, если пропаганда не знает общих интересов, целей групп, в которые входит человек, его усилия могут быть ослабленными противодействием этих групп.

Группы бывают малые и большие: в последних люди не могут поддерживать непосредственный контакт, в малых же группах преобладает личный контакт. Поэтому такие группы часто называют контактными. Человек одновременно входит в несколько малых групп: к примеру, он член семьи, какой-то производственной бригады или другого объединения, складывающегося по интересам, и т.д. Внутри малых групп люди чаще встречаются друг с другом, испытывают взаимные симпатии.

Группы могут быть временными и постоянными, организационно — формальными и неформальными. Формальные группы образуются на основе каких-либо рекомендаций, советов, предписаний, и там часто складываются неформальные отношения — на основе симпатии, близости взглядов, убеждений, призваний, авторитетности и т.д. Формальные группы наряду организованными порой называют официальными. В свою очередь неформальные или неорганизованные группы называют так же — неофициальными. Особое место в идейном воспитании людей занимает референтная группа. Взгляды такой группы человек считает высшими, образцовыми — своеобразным эталоном.

Не менее важную роль играют многие другие социально-психологические качества аудитории: настроение, мнение, предрассудки, иллюзии, чувства, эмоции, страсти, привычки, обычаи, нравы, традиции, вкусы, мода, стабильные элементы культуры и быта, увлечения.

Проблемы повышения эффективности пропаганды в аудитории с постоянным составом слушателей выдвигают перед пропагандистом необходимость типологизации его воспитуемых. Это дает ему возможность более рационально строить пропаганду, подбирать такие методы, которые, не игнорируя индивидуальных различий, полнее бы опирались на то общее, что характеризует или аудиторию в целом, или более мелкие, входящие в нее группы слушателей. В противном случае возможности одновременного целенаправленного продуктивного пропагандистского воздействия будут использованы далеко не полностью.

Типологизация аудитории строится путем классификации свойств людей, входящих в нее. Выясняется:
• социально-классовый состав;
• профессиональный состав;
• демографические особенности (национальность, возраст, образование, пол);
• направление потребностей и интересов;
• интеллектуальный уровень.

Только в системе свойств можно говорить об основаниях типологизации аудиторий и соответственно этому определять более эффективные методы воздействия на слушателей. Какие ба то ни было попытки пропагандиста действовать наугад не принесут желаемых результатов.

Массы, социальные группы не безлики, состоят из отдельных личностей. Строя свою работу в расчете на массу трудящихся или на социальные группы, пропагандист в любом случае выходит на человека.

Пропаганда, как правило, имеет дело с людьми взрослыми, жизненное кредо которых достаточно определено. Каждый из них уже обладает теми или другими социально значимыми чертами. Иначе говоря, пропагандист имеет дело с уже сложившимися личностями. Это накладывает на него особенную ответственность. Он не просто сообщает какую-то сумму знаний, «вливает» их «в порожний сосуд», он прививает новое знание к уже имеющемуся.

Методика пропаганды

Важнейшим методическим принципом пропаганды является доходчивость. В своей основе понятия доходчивость исходит из дидактических правил: от известного к неизвестному, от простого и легкого к сложному и трудному, от близкого к далекому. Ее основное требование сводится к тому, чтобы обеспечить глубокое осознание людьми всех разъясненных им положений. Глубокое значение предмета предполагает доходчивость, однако еще далеко не обеспечивает ее. Можно превосходно знать теорию и быть неумелым пропагандистом. Понятие «доходчивость» характеризуется многими моментами и достигается различными средствами. Она в каждом конкретном случае обусловлена характером аудитории, особенностями материала и теми средствами, которыми располагает пропагандист.

Принципом методики пропаганды является логичность. Добиваясь сознательного усвоения сообщаемых людям идей, пропагандист делает основной упор на смысловое запоминание. Оно связано с глубоким проникновением в суть рассматриваемых явлений, сравнения, сопоставления и различия, обобщения и конкретизации, анализа и синтеза, абстрагирования, перехода от частного к общему, и от общего к частному, от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Логическая память надолго сохраняет воспринятые знания.

Принципы организации устной пропаганды

В соответствии с научно выверенными принципами строятся не только содержание и методика, но и организация устной пропаганды. Организация — необходимый элемент структуры пропаганды, она предполагает ведение пропаганды в определенном порядке.

Поскольку организация и руководство пропагандой — одна из подсистем управления системой в целом, то общие принципы управления в модифицированном виде распространяются и на данный вид управления. Общими принципами научного управления обществом специалисты считают следующие: демократический централизм; объективность; конкретность; оптимальность; эффективность; основное звено; стимулирование; территориально-отраслевой принцип; сочетание общественных и государственных начал.

Психология и педагогика в пропаганде

К системе наук, составляющих научный фундамент пропаганды, принадлежат также психология и педагогика. Пропаганда, воздействуя на духовный мир людей, обращается за помощью к социальной психологии при выяснении особенностей различных социальных групп, слоев, классов, общества в целом, механизмов взаимодействия людей, общества и взаимовлияния.

Выделяют социальную и общую психологию. Социальная психология выступает как наука о совокупности чувств, воли, настроений, традиций, привычек, которые проявляются в психологии социальных групп, классов, наций, народов в связи с общностью их социально-экономических условий, их жизни. Как наука, социальная психология изучает законы взаимодействия психологических и социальных факторов, индивидуальной и групповой деятельности людей.

Пропаганда, воздействуя на духовный мир людей, обращается за помощью к социальной психологии при выяснении особенностей различных социальных групп, слоев, классов, общества в целом, механизмов взаимодействия людей, общения и взаимовлияния. Пропаганда всегда несет на себе психологический отпечаток. Какой бы из ее компонентов мы не взяли, он так или иначе связан с психологическими явлениями. Все дело заключается в том, чтобы сознательно полнее использовать психологические особенности каждой конкретной ситуации.

По-своему важна и необходима в качестве источника научности пропаганды общая психология. Она изучает вопросы, многие из которых имеют непреходящее актуальное значение для пропаганды. В их числе:
• свойства сознания человека, самосознания;
• психологическая структура личности;
• потребности и интересы, мировоззрение и идеалы личности;
• психология деятельности, ее виды, знания, умения, навыки и привычки;
• индивидуально-психологические свойства личности.

Без этих понятий теория пропаганды немыслима. Все те, кто работает с людьми, не может обойтись без знания общей психологии.

Александра Кочеткова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 5228
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Долгожданная статуэтка
_MG_2169
Наталья Рыбакина
_MG_2237
Первые  гости
Гости
Презентация Нины Филоненко
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity (5)
 
Rambler's Top100