О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.0381
EUR ЦБ 90.0063
 
Погода:
+12
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
18:50 / 31.03.2011

Разработка технического задания — прихоть исполнителя или вынужденная необходимость?

Примерно три года назад скоростной интернет только осваивал широкие просторы нашей родины и был доступен далеко не каждому, но именно тогда фриланс и удаленная работа стали активно развиваться

A A A
Разработка технического задания — прихоть исполнителя или вынужденная необходимость?

В это же время большинство бизнесменов из невиртуальных секторов экономики начали знакомиться с виртуальным миром в качестве инвесторов самых разных проектов, как заказчики продуктов, являющихся логическим продолжением их бизнеса, но уже в сети. Хлынул поток фрилансеров на рынок и началось...

А началось в большинстве случаев немного кустарно. Конечно, сам термин «техническое задание» (ТЗ) был многим известен, но он в основном не привязывался к данной ситуации. Зачем же нам ТЗ, когда мы на словах можем нормально понять друг друга, да и вообще это очередная бюрократия — думали как заказчики, так и фрилансеры. И поначалу, когда проекты были несложными, разнообразия в функционале не было большого, все как-то обходились. Но после первого совместного опыта многие участники этого процесса столкнулись с первыми проблемами.

Так, работодатели столкнулись с тем, что, оказывается, им сделали не тот продукт, о котором они мечтали и на который они надеялись, а часто и вовсе пришлось доплачивать за что-то; а исполнители — с тем, что проект на самом деле оказался сложнее, чем думалось вначале, пришлось что-то лишнее сделать бесплатно. На бумаге между сторонами отсутствовало четкое описание объема работ, в итоге ожидания ни одной из сторон не оправдались.

В отличие от большинства заказчиков, которые списывали плохой результат на непрофессионализм исполнителей, последние решили внедрять в свою работу такое «бюрократическое» понятие как техническое задание. Как первый шаг появились так называемые брифы — по сути опросные листы, которые могли содержать разный набор вопросов по теме проекта, на основе которых составлялось общее понимание того, что будет. Примерно в это же время неожиданную популярность стали обретать многочисленные приложения для соцсетей и флэш-игры, и вот по играм стало понятно, что тут без ТЗ уже мало что хорошего можно сделать.

В итоге в настоящее время исполнители в 99 процентах случаев просят у заказчика ТЗ, кто-то готов написать его и самостоятельно за дополнительную плату. Брифы тоже остаются распространенными, но стоит честно сказать, что смысла в них почти нет. Соглашаются на них в основном заказчики, далекие от сферы ИТ, а предлагают к заполнению не совсем честные студии и фрилансеры. Ведь в брифе не содержится достаточной информации по объему работ, там может быть много пунктов по дизайну сайта, для этого вида работ может и достаточно (и то не всегда), для сайтов-визиток на готовых движках тоже (но тут также далеко не всегда), а вот для остального польза сомнительна. По сути это просто пыль в глаза, чтобы исполнитель виделся сразу как специалист с серьезными намерениями, и трата времени.

Чем же так хорошо ТЗ? На самом деле все просто: в нем описывается четко, системно все о проекте. Как и что должно быть сделано, какая должна быть графика, дизайн, какой функционал, какие алгоритмы и пр. Оно необязательно должно быть написано языком программиста или дизайнера, как раз наоборот, простой логический язык, который понятен для всех — для исполнителей и для заказчиков.

На этом этапе происходит проектирование, именно этот этап определит вид и содержание будущего сайта, игры или иного продукта. Не стоит недооценивать важность этой работы, какое будет ТЗ, такой и будет проект, если оно плохое, то шансы получить что-то хорошее по итогам всех работ также малы. В лучшем случае это приведет к большим задержкам, так как в процессе работ придется многое менять, пересогласовывать и обсуждать, в худшем — проект просто получится таким, как он написан, т.е. почти никаким.

copy_(1).jpgЕсли речь идет о комплексном проекте, к примеру, сайт под ключ, то в хорошем ТЗ должно быть предусмотрено как минимум два четких раздела: один конкретно для дизайнеров, другой — для программистов. Конечно, им будет полезно иногда посмотреть чужой раздел, но чтобы они не утонули в потоке лишней и ненужной информации, у них должен быть свой раздел, где нет ничего лишнего, с ним они будут работать чаще всего.

Есть даже ГОСТы для ТЗ, однако здесь все же нужна золотая середина. К сожалению, написание по ГОСТу может породить ТЗ на таком формальном языке, что его поймут немногие, а это главное. ТЗ должно быть понятно всем сторонам. Уверены, что если кто-то все же захочет поискать информацию по таким ГОСТам, найдет ее самостоятельно, в интернете много материалов по этой теме, не будем подробно на этом останавливаться.

Как и любая услуга, написание ТЗ стоит денег. Есть студии или фрилансеры, которые готовы сами разработать его для заказчика; как правило, цена включается в общую стоимость проекта или оговаривается отдельно. Тут кто во что горазд в маркетинге. Однако стоит предупредить, что если строить работу верно, то именно по ТЗ определяется итоговая цена самого проекта, потому до его готовности сказать, что его цена уже включена в цену проекта, да еще и назвать ее — это не то что лукавить, скорее обманывать. Знайте, если вам говорят до ТЗ точную цену на весь проект, утверждая, что туда включена цена за само ТЗ, и готовы начать сразу после аванса, то вас, скорее всего, ждут по проекту проблемы, это просто попытка привязать к себе клиента любой ценой. Конечно, примерные ориентиры до ТЗ вам сказать смогут, но помните — на этом этапе главное именно ТЗ, потому выбирайте того, кто его сделает вам по подходящей цене и при подходящих условиях. Честный разработчик, который в виде дополнительной услуги предлагает написание ТЗ, никогда не будет требовать заказывать именно у него. Это отдельная услуга. Конечно, лучше если все делает в комплексе одна группа специалистов, но выбор за вами.

Цена за ТЗ не такая маленькая, как может показаться, порой она составляет до 15-20% от последующей стоимости самого проекта, это довольно сложная и кропотливая работа, которая может продлиться не один месяц и предстать в виде 100 страниц убористого текста. Но не стоит пугаться, все зависит от масштабов самого проекта, простой продукт требует и небольшого ТЗ, которое все равно необходимо, но денежных ресурсов и затрат по времени оно потребует не так много, за то спасет от многих проблем всех.
Что касается схемы оплаты, то тут все не так просто. ТЗ — специфический продукт, его нельзя скрыть от глаз заказчика до момента оплаты, потому авансовую схему исполнители редко любят. Для обеих сторон будет наиболее приемлемым использовать системы безопасных сделок, о которых мы писали в предыдущей статье, заключение договора, ну а стопроцентный аванс — тем исполнителям, у кого хорошие отзывы, опыт, если все указывает на их добропорядочность.

Многочисленные фриланс-порталы, к сожалению, пока не уделяют должного внимания вопросам ТЗ. Нам кажется, что здесь большая роль именно у администраций порталов, необязательно принуждать всех переходить на ТЗ, но нужно всячески оповещать пользователей о необходимости использовать его всегда, стараться убедить в этом и фрилансеров, и заказчиков. Наш портал http://www.best-lance.ru планирует в будущем также все больше внимания уделять этому вопросу. А всем, кто хочет помочь рынку стать цивилизованнее — доносите эту статью до заинтересованных лиц. Фрилансеры, если вы натыкаетесь на непонимание у заказчика по поводу необходимости ТЗ — попробуйте просто дать ссылку на эту статью, может заказчик извлечет для себя полезное зерно в ней и согласится с вами, поймет. Возможно, отсылка к тому, что это мнение администрации одного из сайтов удаленной работы и частных услуг сыграет свою роль и будет иметь вес и значение.

Завершая нашу обширную статью про техническое задание, которая, надеемся, была и будет полезной для вас, хочется еще раз подчеркнуть основную мысль: независимо от объема и сложности задачи, уважаемые фрилансеры, веб-студии, команды исполнителей и заказчики, используйте ТЗ — оно позволит всем сторонам избежать многих проблем и станет первым шагом к качественному и хорошему проекту.

Алексей Фрилансов, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2150
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(4)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Жанна Волкова (2)
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Главный редактор и  его зам))
спикеры  конференции Бизнес и СМИ
Участник Пикника
Иван Овчаров
Аудитория
Алексей Дружинин, Школа фриланса (2)
 
Rambler's Top100