Разработка технического задания — прихоть исполнителя или вынужденная необходимость?
Примерно три года назад скоростной интернет только осваивал широкие просторы нашей родины и был доступен далеко не каждому, но именно тогда фриланс и удаленная работа стали активно развиваться
A | A | A |

В это же время большинство бизнесменов из невиртуальных секторов экономики начали знакомиться с виртуальным миром в качестве инвесторов самых разных проектов, как заказчики продуктов, являющихся логическим продолжением их бизнеса, но уже в сети. Хлынул поток фрилансеров на рынок и началось...
А началось в большинстве случаев немного кустарно. Конечно, сам термин «техническое задание» (ТЗ) был многим известен, но он в основном не привязывался к данной ситуации. Зачем же нам ТЗ, когда мы на словах можем нормально понять друг друга, да и вообще это очередная бюрократия — думали как заказчики, так и фрилансеры. И поначалу, когда проекты были несложными, разнообразия в функционале не было большого, все как-то обходились. Но после первого совместного опыта многие участники этого процесса столкнулись с первыми проблемами.
Так, работодатели столкнулись с тем, что, оказывается, им сделали не тот продукт, о котором они мечтали и на который они надеялись, а часто и вовсе пришлось доплачивать за что-то; а исполнители — с тем, что проект на самом деле оказался сложнее, чем думалось вначале, пришлось что-то лишнее сделать бесплатно. На бумаге между сторонами отсутствовало четкое описание объема работ, в итоге ожидания ни одной из сторон не оправдались.
В отличие от большинства заказчиков, которые списывали плохой результат на непрофессионализм исполнителей, последние решили внедрять в свою работу такое «бюрократическое» понятие как техническое задание. Как первый шаг появились так называемые брифы — по сути опросные листы, которые могли содержать разный набор вопросов по теме проекта, на основе которых составлялось общее понимание того, что будет. Примерно в это же время неожиданную популярность стали обретать многочисленные приложения для соцсетей и флэш-игры, и вот по играм стало понятно, что тут без ТЗ уже мало что хорошего можно сделать.
В итоге в настоящее время исполнители в 99 процентах случаев просят у заказчика ТЗ, кто-то готов написать его и самостоятельно за дополнительную плату. Брифы тоже остаются распространенными, но стоит честно сказать, что смысла в них почти нет. Соглашаются на них в основном заказчики, далекие от сферы ИТ, а предлагают к заполнению не совсем честные студии и фрилансеры. Ведь в брифе не содержится достаточной информации по объему работ, там может быть много пунктов по дизайну сайта, для этого вида работ может и достаточно (и то не всегда), для сайтов-визиток на готовых движках тоже (но тут также далеко не всегда), а вот для остального польза сомнительна. По сути это просто пыль в глаза, чтобы исполнитель виделся сразу как специалист с серьезными намерениями, и трата времени.
Чем же так хорошо ТЗ? На самом деле все просто: в нем описывается четко, системно все о проекте. Как и что должно быть сделано, какая должна быть графика, дизайн, какой функционал, какие алгоритмы и пр. Оно необязательно должно быть написано языком программиста или дизайнера, как раз наоборот, простой логический язык, который понятен для всех — для исполнителей и для заказчиков.
На этом этапе происходит проектирование, именно этот этап определит вид и содержание будущего сайта, игры или иного продукта. Не стоит недооценивать важность этой работы, какое будет ТЗ, такой и будет проект, если оно плохое, то шансы получить что-то хорошее по итогам всех работ также малы. В лучшем случае это приведет к большим задержкам, так как в процессе работ придется многое менять, пересогласовывать и обсуждать, в худшем — проект просто получится таким, как он написан, т.е. почти никаким.
Если речь идет о комплексном проекте, к примеру, сайт под ключ, то в хорошем ТЗ должно быть предусмотрено как минимум два четких раздела: один конкретно для дизайнеров, другой — для программистов. Конечно, им будет полезно иногда посмотреть чужой раздел, но чтобы они не утонули в потоке лишней и ненужной информации, у них должен быть свой раздел, где нет ничего лишнего, с ним они будут работать чаще всего.
Есть даже ГОСТы для ТЗ, однако здесь все же нужна золотая середина. К сожалению, написание по ГОСТу может породить ТЗ на таком формальном языке, что его поймут немногие, а это главное. ТЗ должно быть понятно всем сторонам. Уверены, что если кто-то все же захочет поискать информацию по таким ГОСТам, найдет ее самостоятельно, в интернете много материалов по этой теме, не будем подробно на этом останавливаться.
Как и любая услуга, написание ТЗ стоит денег. Есть студии или фрилансеры, которые готовы сами разработать его для заказчика; как правило, цена включается в общую стоимость проекта или оговаривается отдельно. Тут кто во что горазд в маркетинге. Однако стоит предупредить, что если строить работу верно, то именно по ТЗ определяется итоговая цена самого проекта, потому до его готовности сказать, что его цена уже включена в цену проекта, да еще и назвать ее — это не то что лукавить, скорее обманывать. Знайте, если вам говорят до ТЗ точную цену на весь проект, утверждая, что туда включена цена за само ТЗ, и готовы начать сразу после аванса, то вас, скорее всего, ждут по проекту проблемы, это просто попытка привязать к себе клиента любой ценой. Конечно, примерные ориентиры до ТЗ вам сказать смогут, но помните — на этом этапе главное именно ТЗ, потому выбирайте того, кто его сделает вам по подходящей цене и при подходящих условиях. Честный разработчик, который в виде дополнительной услуги предлагает написание ТЗ, никогда не будет требовать заказывать именно у него. Это отдельная услуга. Конечно, лучше если все делает в комплексе одна группа специалистов, но выбор за вами.
Цена за ТЗ не такая маленькая, как может показаться, порой она составляет до
Что касается схемы оплаты, то тут все не так просто. ТЗ — специфический продукт, его нельзя скрыть от глаз заказчика до момента оплаты, потому авансовую схему исполнители редко любят. Для обеих сторон будет наиболее приемлемым использовать системы безопасных сделок, о которых мы писали в предыдущей статье, заключение договора, ну а стопроцентный аванс — тем исполнителям, у кого хорошие отзывы, опыт, если все указывает на их добропорядочность.
Многочисленные фриланс-порталы, к сожалению, пока не уделяют должного внимания вопросам ТЗ. Нам кажется, что здесь большая роль именно у администраций порталов, необязательно принуждать всех переходить на ТЗ, но нужно всячески оповещать пользователей о необходимости использовать его всегда, стараться убедить в этом и фрилансеров, и заказчиков. Наш портал
Завершая нашу обширную статью про техническое задание, которая, надеемся, была и будет полезной для вас, хочется еще раз подчеркнуть основную мысль: независимо от объема и сложности задачи, уважаемые фрилансеры, веб-студии, команды исполнителей и заказчики, используйте ТЗ — оно позволит всем сторонам избежать многих проблем и станет первым шагом к качественному и хорошему проекту.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) | (4) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
20 февраля, 00:58
Силуанов: В качестве самозанятых зарегистрировались 30 тысяч человек -
03 мая, 17:53
Минфин предлагает ввести налог на доход самозанятых -
24 января, 15:15
Налоговые каникулы для самозанятых продлят еще на год -
18 июня, 14:04
Пятая часть россиян будет работать удаленно к 2020 году -
08 апреля, 16:47
Путин обязал работодателей заключать трудовые договоры с сотрудниками, работающими удаленно
-
06 декабря, 04:29
Исследование перспектив удаленной работы. Как оставаться ценным сотрудником, находясь вне офиса? -
25 июля, 21:49
Директор на удаленке. Еще актуально? -
28 октября, 15:43
Работать дома? Легко! -
01 марта, 14:47
Работа на удалении от офиса -
25 февраля, 14:25
Коворкинг: лекарство для фрилансера
На данный момент нет комментария к этому материалу.