О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.6151
EUR ЦБ 91.3052
 
Погода:
-6
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
18:47 / 19.04.2011

Сельхозстрахование против стихии

Управление и риск — взаимосвязанные компоненты экономической системы. Первое само выступает источником второго, а соответственно, риск присущ любому элементу системы управления

A A A
Сельхозстрахование против стихии

Функционирование аграрного сектора в рыночных условиях все в большей степени требует от руководителей сельскохозяйственных предприятий умения принимать качественные управленческие решения в быстро меняющихся условиях хозяйствования, характеризующихся высокой степенью неопределенности и, соответственно, рискованности.

В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий аграрной отрасли.

Единственный эффективный и рыночный способ минимизировать последствия от опасных природных явлений, а также других ситуаций приводящих предприятия к банкротству — это сельскохозяйственное страхование, в том числе с государственной поддержкой.

В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» в сельскохозяйственное страхование входит следующая совокупность его видов: страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных. Наиболее востребованным в аграрном секторе экономики России является первый вид. Это связано с тем, что, во-первых, очень велики размеры потери урожая, который регулярно терпят сельскохозяйственные предприятия от стихийных бедствий. В отдельные годы он достигает до 70% и более от среднегодового уровня производства. В 1998 году, когда помимо огромных финансовых нагрузок, связанных с кризисными явлениями экономики, на доходы сельскохозяйственных предприятий повлияла засуха в весенне-летний период. Отдельные регионы объявили режим чрезвычайного положения и несли потери в некоторых районах в размере полной гибели посевов (рисунок 1). В таких случаях, как показывает статистика на недобор урожая повлияли еще и смежные погодные риски, такие как градобитие, сильный ветер и другие, которые нанесли существенный ущерб в начале лета 2009 года Краснодарскому краю в размере более 200 млн рублей. Во-вторых, только этот вид в силу его дороговизны и безусловной необходимости для производителей сельскохозяйственной продукции поддерживается государством. Другие, такие как страхование сельскохозяйственных животных, находятся до сих пор на стадии обсуждения в правительственных органах.

Если говорить об эволюции системы страхования урожая с государственной поддержкой, то можно выделить следующие его основные этапы: в 1993 году была принята первая попытка организовать страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. Были разработаны «Условия добровольного страхования сельхозкультур с участием господдержки», за счет последней предлагалось выплачивать 50 % страхового платежа. Из платежей по страхованию посевов производились следующие отчисления: в резерв предупредительных мероприятий (1%), на образование межрегионального фонда Российской государственной страховой компании — 0,5%.

187085247.jpgВ 1995 году появились «Условия страхования посевов сельхозкультур с компенсацией товаропроизводителям 25% страховых платежей за счет средств федерального бюджета». По сравнению с вариантом 1993 года этот документ разрешал проводить операции по данному виду страхования не только Росгосстраху, но и другим страховым компаниям. Несколько изменилась структура тарифной ставки — из перечня отчислений были исключены отчисления в межрегиональный фонд и Правлению Росгосстраха. Таким образом, нагрузка страхового тарифа состояла из отчислений в РПМ (1%) и расходов на ведение дела. (3,5%).

В то же время принципы страхования во многом копировали старую систему государственного обязательного страхования имущества предприятий, входивших в систему АПК СССР. По-прежнему страховая сумма рассчитывалась на 100% посевных площадей, страховое возмещение выплачивалось в размере 70% ущерба. Ущерб определялся как разница между урожайностью за предыдущие 5 лет и фактической урожайностью, умноженная на прогнозную цену и размер посевов.

В «Условиях» от 1995 года содержался перечень страховых тарифов по семи группам сельхозкультур: озимым, яровым зерновым и зернобобовым, кормовым культурам, масличным, конопле и кенафу, сахарной свекле, овощным и бахчевым культурам. Эти тарифы были несколько выше, чем при государственной обязательной системе страхования.

После отмены обязательной системы страхования имущества предприятий АПК основными документами нормативно-правового характера, регулирующими систему страхового обеспечения АПК, являлись:
1) Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»;
2) Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»;
3) Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2001г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».

file0077.jpgВ настоящее время Постановления Правительства РФ от 27 ноября 1998г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства» и от 1 ноября 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхова¬ния в сфере агропромышленного производства» отменены. Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 г. № 100 ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», в котором закреплены основные положения, касающиеся развития страхования в АПК и его государственной поддержки, также не действует. Проект Федерального Закона РФ «О сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой», который закладывает основы его развития, так и не принят. Постановление Правительства № 1091 от 31 декабря 2008 года, которое устанавливает правила субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и определяет критерии отбора страховых организаций для участия в системе государственной поддержки обжаловано в Верховном суде России.

Поначалу объемы госдотаций и количество страхующихся хозяйств были относительно невелики — 0,2 млрд рублей и 3261 хозяйство в 2002 году. В 2004 году расходы бюджета на эти цели выросли до 1,7 млрд рублей, а в 2005-м — до 1,9 млрд рублей. Выделение бюджетных денег достигло в 2008 году 3,4 млрд рублей. На 2011 год запланировано уже 5 млрд рублей.

В настоящее время на практике аграрного сектора применяется страхование будущего урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений по усредненному показателю средней урожайности за предшествующие пять лет хозяйственной деятельности предприятия. Средняя урожайность получается делением валового сбора урожая в весе после доработки (согласно сельскохозяйственным формам 29-сх и 4-сх) на посевную площадь за каждый год из последних пяти, предшествующих страхованию. В случае отсутствия данных по каким-то причинам (земля использовалась под пары или высевалась другая культура) действует методика применения по индексу средней районной (зональной) урожайности, определяемой за прошлые годы по группе хозяйств одного района или одной природно-климатической зоны в границах субъекта федерации, имеющих весьма схожие агроклиматические условия и технологию производства. Страховые выплаты осуществляются в том случае, когда фактическая урожайность на конкретном сельскохозяйственном предприятии окажется ниже на определенное количество центнеров с гектара по общему показателю хозяйства со всей высадки культуры.

При этом законодательство позволяет компенсировать за счет бюджета не менее 50% затрат аграриев на страхование от неурожая. Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ при условии выделения последними денег на софинансирование сельхозстрахования. Хозяйства, заключившие договоры страхования, обращаются к местным властям с просьбой о компенсации их затрат.

Страхуются фермеры от рисков недобора урожая по причине опасных погодных явлений основные из которых по силе воздействия на урожайность: засуха, заморозки, вымерзание, градобитие, переувлажнение почвы.

По данным Минсельхоза в 2010 году была зафиксирована самая масштабная за последние семьдесят лет засуха. По итогам проведенной экспертизы гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн га, пострадавшими признано 25 173 хозяйства в 895 районах в 43 субъектах Российской Федерации. Подтвержденные прямые затраты по результатам экспертизы составили 41,8 млрд рублей. Страховщики понесли убытки, в несколько раз превышающие размеры собранной премии.

Тем не менее, сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой незначительно в масштабах страны и отрасли в целом. Низкий охват сельхозтоваропроизводителей позволяет говорить о фактическом отсутствии системы их комплексной страховой защиты на территории всей страны.

Евгений Храбсков, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2667
 
A A A
Оценка материала:
(2)
(11)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_2268
Гости дискуссии (3)
Геннадий Чернецов, Вадим Наливайко, Даша Богачкина
Мастер-класс Networking
Выступление Геннадия Чернецова
Radiocity
Ольга Юрьева, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel
_MG_2239
 
Rambler's Top100