О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.5535
EUR ЦБ 90.4602
 
Погода:
+11
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
13:11 / 16.11.2010

Сетевая игра в сфере аудита и консалтинга: новый расклад

В кризис переход клиентов к сетям смог приостановить только жесткий демпинг со стороны крупнейших аудиторов. Международные аудиторско-консалтинговые компании стали полноправной альтернативой «большой четверке»

A A A
Сетевая игра в сфере аудита и консалтинга: новый расклад

В последние несколько десятков лет мировой рынок аудита и консалтинга был четко сегментирован. Доминирующую позицию занимали крупнейшие аудиторские фирмы по объемам выручки, которые вплоть до 1989 года составляли так называемую «большую восьмерку». В 1989 году в результате слияния фирм Deloitte, Haskins and Sells и Touche Ross была образована компания Deloitte & Touche, а с объединением Ernst & Whinney и Arthur Young в том же году появилась фирма Ernst & Young, то есть «большая восьмерка» трансформировалась уже в «шестерку». Спустя 9 лет, после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand, объединенная структура PricewaterhouseCoopers сократила название крупнейших фирм до «большой пятерки». В 2002 году «пятерка» стала «большой четверкой» после ухода с рынка компании Arthur Andersen.

Все время, пока длилась консолидация, ближайшими конкурентами «большой четверки» были примерно 20 международных аудиторско-консалтинговых сетей. Совокупные объемы выручки сетевых компаний гораздо скромнее, однако структура международных сетей повторяла структуру компаний «четверки». Как и они, сети имели свои представительства на всех мировых региональных рынках. Но, в отличие от «четверки», сети включали в свой состав уже действующих на локальных рынках игроков.
Помимо конкуренции с фирмами «большой четверки», сетям приходилось удерживать собственные позиции по отношению к крупнейшим локальным компаниям и ассоциациям. Конкуренция между этими игроками была жесткой, поскольку существенной разницы в построении бизнеса между сетями и ассоциациями на тот момент не было. Лишь со временем преимущества сетевых игроков перед ассоциациями сделались более очевидными. Сети стали проводить мониторинг независимости и ввели страхование солидарной ответственности перед клиентами, вызывая все больше доверия у последних.

Сформировавшийся таким образом рынок двигался по заданной траектории вплоть до начала финансового кризиса 2007–2008 года. С этого момента аудит и консалтинг стали испытывать те же самые потрясения, которые проходили все сектора экономики. Объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг сократился, конкуренция между игроками резко усилилась, и жесткий демпинг на рынке стал явлением вполне обыденным. Но если в других секторах в этот момент выигрывали крупнейшие игроки, на рынке аудита и консалтинга происходили иные изменения.

Крупнейшие мировые игроки начали терять свою долю рынка, открывая новые перспективы для конкурентов — международных аудиторско-консалтинговых сетей. Пока крупнейшие игроки «четверки» реализовывали свою традиционную стратегию развития, международные сети последовательно консолидировались. В 2007 году свои позиции на крупнейшем рынке капитала (американском) резко усилила международная аудиторско-консалтинговая сеть Nexia International. В результате слияния Nexia International с аудиторско-консалтинговой фирмой SC International образовалась единая структура — Nexia International. Совокупный доход объединенной сети составил на тот момент более 2,2 млрд долларов, что позволило ей войти в состав первой десятки мирового рейтинга аудиторов.

Немногим ранее другая международная аудиторская сеть — Moores Rowland International (MRI) — объявила об объединении с британским подразделением международного аудитора Mazars. Одновременно с этим в Германии шла консолидация Mazars и немецкой аудиторской фирмы — RSM Hemmelrath. В результате возник альянс с единым брэндом — Praxity. По итогам 2008 года брэнд Praxity занял 8-ю строчку Public Accounting Report с совокупной прибылью в 3,2 млрд долларов.

К середине июля 2007 года о завершении объединения своих ирландских подразделений сообщили сети Grant Thornton International и RSM Robson Rhodes. Незадолго до этого консолидацию завершили и британские подразделения этих международных сетей. Тем не менее до глобального альянса дело так и не дошло. Grant Thornton International и RSM International по сей день остаются прямыми конкурентами, занимая в мировом списке лидеров рынка аудита и консалтинга 6-е и 7-е места соответственно по совокупному доходу фирм — членов организаций.

Единственным игроком, который всегда был обособленным в этом списке, являлась международная аудиторская сеть BDO International. Она, хотя и не занималась созданием стратегических альянсов, свои позиции на рынке аудита от этого не теряла. Политикой BDO была агрессивная экспансия на мировые региональные рынки. За счет привлечения в свою сеть крупных локальных компаний BDO смог уверенно закрепиться среди своих сетевых конкурентов.

Консолидация международных сетей шла параллельно сразу нескольким мировым тенденциям. 2006 год стал рекордным по объемам капитала, привлеченного компаниями в результате IPO и достигшего 246 млрд долларов. Этот результат превысил показатель предыдущего года почти на 80 млрд долларов — подсчитали тогда аналитики Ernst&Young. Количество размещений в 2006 году достигло максимального с 2000 года уровня сделок — 1729, большинство из которых осуществлялось на американском рынке. Среди фондовых бирж разных стран разворачивалась настоящая борьба за эти финансовые потоки. Вместе с тем шел процесс ужесточения правил игры со стороны мировых регуляторов.

Приведение корпоративной отчетности перед инвесторами в соответствие с новыми требованиями регуляторов потенциально несло аудиторам колоссальный доход. Даже если судить об этом по величине затрат американских фирм после вступления в силу закона Сарбейнса-Оксли в 2002 году в США (ужесточил правила финансовой отчетности компаний). Тогда расходы на аудит американских фирм с выручкой в 1–4 млрд долларов оценивались в 1,8 млн долларов только лишь для выполнения одного из разделов закона Сарбейнса-Оксли в первый год его действия. В свою очередь затраты компаний, чья выручка превышала 5 млрд долларов оценивалась при тех же условиях в 4,7 млн долларов, согласно исследованию Международной ассоциацией финансовых директоров (FEO).

Светлана Романова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2517
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома»
Андрей Баранов
Спикеры
Саундчек
А.Баранов, В. Наливайко, Э. Гедревич
Инна Гуляева
Выступление Вадима Наливайко
Аудитория
 
Rambler's Top100