Сокращать или оставлять — вот в чем вопрос!
Многие компании в погоне за оптимизацией взяли моду сокращать расходы. Одни понизили зарплаты, другие уволили часть сотрудников. В результате снизились не расходы компании, а эффективность работы. В чем ошибка?
A | A | A |

В одном крупном телекоммуникационном холдинге управляющая компания ежегодно издавала приказ о сокращении персонала дочерних компаний на 10 процентов, надеясь, что руководители этих компаний будут заинтересованы в повышении эффективности организации деятельности и сокращении балласта. В реальности же на определенном этапе развития под сокращение стали попадать квалифицированные сотрудники, а в компаниях оставались не самые полезные для бизнеса сотрудники, которые были родственниками или друзьями руководителей. Естественно, это стало очевидным тогда, когда оперативные показатели деятельности некоторых дочерних компаний начали резко снижаться.
В приведенном примере ― налицо попытка сократить расходы на персонал, но она не удалась по одной простой причине ― руководство не потрудилось изучить внутреннюю ситуацию в компании. Если расходы на персонал сокращать без предварительного анализа, механически, то это может привести к снижению эффективности деятельности организации.
Но давайте сначала определим, что принято относить к основным расходам на персонал. Это:
- собственно заработная плата сотрудников;
- доплаты и компенсационные выплаты: за сверхурочную работу, за совмещение профессий, за замещение неработающего работника, за работу в выходные и праздничные дни и т.п.;
- премиальные и денежные вознаграждения: премия по результатам работы за месяц/квартал/год, премии по участию в прибылях, например, для членов совета директоров, и другие корпоративные выплаты;
- затраты на социальное обеспечение, как установленные законом, так и корпоративные: пенсионное обеспечение, ОМС, оплата больничных листов, выплаты по инвалидности или в связи с производственной травмой и пр.;
- стоимость обучения сотрудников: стоимость адаптационных мероприятий, оплата работы наставников, оплата курсов повышения квалификации/переобучения или тренинговых программ и т. д.;
- оплата корпоративных льгот: добровольное медицинское страхование, корпоративное питание, корпоративные праздники, оплата санаторно-курортного лечения, стоимость рабочей одежды, транспорта для персонала, оплата проезда, и т. п.
Расходы на персонал не могут существовать сами по себе. Это показатели, которые должны встраиваться в общую систему управления организацией, создавать мотивационный фон и способствовать эффективной работе персонала. У каждой из вышеперечисленных статей расходов должны быть свои собственные цели, задачи, инструменты и показатели эффективности, напрямую связанные с общими целями, задачами организации и показателями эффективности ее деятельности.
Для того чтобы понять, насколько оптимальны расходы на персонал, надо определить требования к ним и систематически их анализировать, сравнивая целевое назначение отдельных статей расходов с полученным эффектом. Таким образом, выявляя в ходе анализа расходы, не мотивирующие сотрудников на эффективную работу в организации, можно перераспределять расходы между статьями и/или сокращать их, не снижая эффективности деятельности организации в целом.
Очень часто расходы на персонал начинают снижать, уменьшая льготные выплаты: высокие командировочные, оплата аренды квартир, обедов, проезда, мобильной связи, проведения корпоративных праздников, пересмотр программ ДМС, обучения сотрудников и т. п. Наиболее традиционный способ снижения расходов на обучение ― сокращение программ обучения, а также затрат на внешних провайдеров и внедрение внутреннего корпоративного обучения сотрудников (интернет-программы, внутренние семинары, наставники, корпоративные конференции и т. п.).
Оптимизацию расходов на персонал можно проводить, выстраивая систему управления эффективностью деятельности организации, что предполагает:
- определение целей и задач для разных уровней управления иструктурных подразделений, ключевых показателей эффективности деятельности;
- разработку требований к персоналу и результатам выполняемых работ;
- разработку стандартов деятельности;
- разработку методов оценки результатов деятельности; методов «обратной связи»;
- разработку комплексной системы мотивации работников по результатам деятельности;
- контроль и оценку результатов деятельности подразделений и сотрудников;
- вознаграждение наиболее эффективных сотрудников в соответствии с установленными правилами.
Во многих случаях существенное сокращение расходов организации вообще и расходов на персонал в частности невозможно провести без реорганизации деятельности.
В этом случае проводится всесторонний анализ текущей ситуации в организации:
- оценка конкурентных преимуществ организации и ее положения на рынке;
- оценка эффективности организационно-функциональной структуры, распределения ответственности и полномочий между разными уровнями управления и функциональными подразделениями;
- оценка эффективности организации работ в производственных и вспомогательных подразделениях;
- оценка уровня автоматизации и механизации всех работ (основных, вспомогательных, управленческих);
- оценка эффективности использования рабочего времени по подразделениям и отдельным профессиям;
- оценка кадрового потенциала организации: анализ кадрового состава и структуры его численности;
- исследование регионального рынка труда.
Результаты анализа текущей ситуации сопоставляются со стратегией развития организации, и разрабатывается план мероприятий по реорганизации, касающийся:
- оптимизации бизнес-модели, включая совершенствование организации производственных процессов;
- определения целей, задач и требований к результатам деятельности;
- проектирования новой организационно-функциональной структуры; распределения ответственности, полномочий и оптимизации функций;
- пересмотра норм и нормативов; расчета оптимальной численности структурных подразделений;
- совершенствования системы мотивации в соответствии со стратегией развития организации, предполагающего пересмотр базовой оплаты труда, совершенствование системы премирования и социальных выплат, программы нематериальной мотивации.
Реорганизация деятельности позволяет:
- снизить администаративно-управленческие расходы за счет устранения дублирующих функций, сокращения избыточных уровней и элементов управления;
- повысить эффективность оперативной деятельности организации;
- снизить затраты на операции, не приводящие к созданию ценности;
- определить оптимальные требования к статьям расходов на персонал.
A | A | A |
Оценка материала: |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
22 июля, 23:06
Около 11 тысяч человек в России имеют зарплату более миллиона рублей в месяц -
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию
-
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
20 февраля, 01:16
Как развить стратегическое мышление и навыки стратегического планирования -
10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды
На данный момент нет комментария к этому материалу.