Спорт как бизнес
Спортивный менеджмент ― особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возник в результате разделения и кооперации их труда.
A | A | A |

Причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.
Любая спортивная организация имеет четкую внутреннюю структуру, которая варьируется в зависимости от специфики вида спорта. В ней выделяются управления, департаменты, отделы, группы, команды. Вместе с различными видами управленческой деятельности появляется строгая иерархия и структура взаимоотношений. Менеджеры разных уровней решают разные задачи. Управленцев, как правило, принято подразделять на три основные группы:
- стратегический уровень (top manager) ― руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;
- тактический уровень (middle manager) ― руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;
- исполнительский уровень (entry manager) ― тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер — представитель спортсмена.
Первыми спортивными менеджерами были еще римляне ― владельцы гладиаторов, а также агенты всесильной китайской якудзы, устраивавшие поединки лучших бойцов Дальнего Востока (говорят, они делают это и по сей день).
Однако настоящие спортивные управленцы появились лишь в конце XIX века, когда мир охватило массовое увлечение спортом и спортивными состязаниями. Уже тогда в околоспортивных кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов (прежде всего боксеров или силачей) от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры же, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть — именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы-производителя пользоваться. Более того, доходы менеджеров постепенно превысили гонорары спортсменов.
На сегодняшний день спортивный менеджмент имеет еще больше направлений: администрирование в области спорта, спортивный туризм, индустрия спортивных товаров, менеджер легкоатлетического спорта, спортивная экономика и др. Более того, у одного спортсмена могут быть сразу несколько менеджеров, каждый из которых будет «прикрывать» свое направление: один занимается питанием спортсмена, второй — его обмундированием, третий берет на себя всю бухгалтерию и экономику, четвертый решает вопросы по юридической части.
Функции спортивного менеджера
Являясь субъектом управленческой деятельности, спортивные менеджеры выполняют в организации ряд своеобразных функций, среди которых выделяются три ключевые:
1) Функция принятия решения
Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за их последствия.
2) Информационная функция
Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.
3)Функция руководителя
Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Спортивными менеджерами становятся по-разному. Классический для Запада 1970 — 1980-х годов вариант: бывший тренер или спортсмен заканчивает экономический факультет и бросается в гущу спортивного бизнеса. Кстати, еще лет тридцать назад менеджер любой западной команды или спортсмена немногим отличался по внешнему виду от тренера ― те же трико и спортивная шапочка.
В Советском Союзе спортивными менеджерами становились в основном военные – силовые ведомства создали такие клубы как ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». Именно офицеры МВД, КГБ и Министерства Обороны занимались «хозяйственным обеспечением спортивной деятельности».
В 1980-х годах в Европе стали появляться учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам MBA или по национальным образовательным стандартам. Их важное отличие от аналогичных учебных заведений, скажем, в США и Канаде, специализирующихся прежде всего на менеджменте в бейсболе, боксе и гольфе ― универсальность: отучившись в Швейцарии или Великобритании, вы с успехом сможете взять на себя «хозчасть» отечественной футбольной команды. И самое главное, эти учебные заведения готовят именно менеджеров, а не тренеров или диетологов.
Учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров, существуют во всех странах Европы. Однако наиболее продвинутыми в этой области считаются Великобритания, Франция, Швейцария и Германия.
Рыночной экономике свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. От менеджеров требуется самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков:
- владение современными компьютерными технологиями и программами;
- владение иностранными языками;
- умение формировать информационную политику организации;
- организация работы офиса;
- знание основных маркетинговых стратегий;
Рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в России сформировался еще не до конца. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой — выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.
A | A | A |
Оценка материала: |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
13 марта, 09:13
Золотую ногу Лионеля Месси пустят с молотка -
08 октября, 14:19
Бывший капитан сборной Грузии по футболу Кахи Каладзе станет вице-премьером правительства страны -
13 августа, 12:49
Самый быстрый спортсмен современности Усейн Болт уходит в бизнес -
19 июля, 10:45
«Газпром» стал спонсором «Челси» -
15 июня, 17:08
Сoca-Cola выпустила линию банок в поддержку США на Олимпиаде
-
16 августа, 14:02
Секреты китайских спортсменов. Как воспитать в себе победителя -
13 декабря, 22:28
Мальчики — налево, девочки — направо? -
17 ноября, 11:57
Фитнес-тур: Путешествуй. Общайся. Тренируйся. -
03 ноября, 14:44
Успешный фитнес-клуб: аудиодопинг -
29 октября, 10:55
Харуки Мураками черпает вдохновение в беге
Что и есть не очень хорошо. Мне более симпатичен призыв Кубэртена, актуальность которого к сожалению падает и падает. Это печально и последствия этого для спорта выражены в отсутствии перспектив.