О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.3545
EUR ЦБ 89.2508
 
Погода:
+13
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
12:01 / 10.08.2010

Спорт как бизнес

Спортивный менеджмент ― особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возник в результате разделения и кооперации их труда.

A A A
Спорт как бизнес

Причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.

Любая спортивная организация имеет четкую внутреннюю структуру, которая варьируется в зависимости от специфики вида спорта. В ней выделяются управления, департаменты, отделы, группы, команды. Вместе с различными видами управленческой деятельности появляется строгая иерархия и структура взаимоотношений. Менеджеры разных уровней решают разные задачи. Управленцев, как правило, принято подразделять на три основные группы:

- стратегический уровень (top manager) ― руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;

- тактический уровень (middle manager) ― руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;

- исполнительский уровень (entry manager) ― тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.

Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер — представитель спортсмена.

Первыми спортивными менеджерами были еще римляне ― владельцы гладиаторов, а также агенты всесильной китайской якудзы, устраивавшие поединки лучших бойцов Дальнего Востока (говорят, они делают это и по сей день).

Однако настоящие спортивные управленцы появились лишь в конце XIX века, когда мир охватило массовое увлечение спортом и спортивными состязаниями. Уже тогда в околоспортивных кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов (прежде всего боксеров или силачей) от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры же, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть — именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы-производителя пользоваться. Более того, доходы менеджеров постепенно превысили гонорары спортсменов.

На сегодняшний день спортивный менеджмент имеет еще больше направлений: администрирование в области спорта, спортивный туризм, индустрия спортивных товаров, менеджер легкоатлетического спорта, спортивная экономика и др. Более того, у одного спортсмена могут быть сразу несколько менеджеров, каждый из которых будет «прикрывать» свое направление: один занимается питанием спортсмена, второй — его обмундированием, третий берет на себя всю бухгалтерию и экономику, четвертый решает вопросы по юридической части.

Функции спортивного менеджера

Являясь субъектом управленческой деятельности, спортивные менеджеры выполняют в организации ряд своеобразных функций, среди которых выделяются три ключевые:

1) Функция принятия решения

Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за их последствия.

2) Информационная функция

Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3)Функция руководителя

Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Спортивными менеджерами становятся по-разному. Классический для Запада 1970 — 1980-х годов вариант: бывший тренер или спортсмен заканчивает экономический факультет и бросается в гущу спортивного бизнеса. Кстати, еще лет тридцать назад менеджер любой западной команды или спортсмена немногим отличался по внешнему виду от тренера ― те же трико и спортивная шапочка.

В Советском Союзе спортивными менеджерами становились в основном военные – силовые ведомства создали такие клубы как ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». Именно офицеры МВД, КГБ и Министерства Обороны занимались «хозяйственным обеспечением спортивной деятельности».

В 1980-х годах в Европе стали появляться учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам MBA или по национальным образовательным стандартам. Их важное отличие от аналогичных учебных заведений, скажем, в США и Канаде, специализирующихся прежде всего на менеджменте в бейсболе, боксе и гольфе ― универсальность: отучившись в Швейцарии или Великобритании, вы с успехом сможете взять на себя «хозчасть» отечественной футбольной команды. И самое главное, эти учебные заведения готовят именно менеджеров, а не тренеров или диетологов.

Учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров, существуют во всех странах Европы. Однако наиболее продвинутыми в этой области считаются Великобритания, Франция, Швейцария и Германия.

Рыночной экономике свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. От менеджеров требуется самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков:

- владение современными компьютерными технологиями и программами;

- владение иностранными языками;

- умение формировать информационную политику организации;

- организация работы офиса;

- знание основных маркетинговых стратегий;

Рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в России сформировался еще не до конца. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой — выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

Сергей Симов 
Количество просмотров: 1056
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии
александр мартынцев 10.08.2010 12:22:06

8) спорт и бизнес связаны неразрывно, как ниточка с иголочкой: спорт тянется к денежкам, денежки - к спорту ;)  :D

Наталия Петрова 10.08.2010 22:49:00

Что и есть не очень хорошо. Мне более симпатичен призыв Кубэртена,  актуальность которого к сожалению падает и падает. Это печально и последствия этого для спорта выражены в отсутствии перспектив.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Гости Brainity
Жанна Волкова (3)
Ксения Верхнева, журналист газеты Gaudeamus
Алексанра Кочеткова
Гости
Иван Овчаров
Вадим Наливайко
Аудитория
 
Rambler's Top100