Точки роста вашего бизнеса. Зачем бизнесу нужна диверсификация?
Рано или поздно собственник или управляющий бизнесом сталкивается со стабилизацией роста компании. Возникает вопрос, что делать?
A | A | A |

Решений несколько, одно из них — продажа бизнеса более крупному игроку, положение статус-кво или поиск новых решений — другими словами, диверсификация. Попробуем разобраться с этим процессом, его плюсами или минусами.
Диверсификация может иметь два направления. Первое — это диверсификация производства, включающая: расширение ассортимента, освоение новых видов производства и продукции, выпускаемой фирмой для повышения эффективности производства, увеличения прибыли, предотвращения банкротства. Второе — инвестирование денежных средств в разные виды активов: ценные бумаги и материальные активы с целью минимизации рисков.
Перед стартом собственнику нужно оценить собственные возможности и силы. Взвесить всё трезво, так как зачастую бизнесмену кажется, что он сам сможет сдвинуть это дело, участвовать во всех проектах сразу. Как правило, это сделать очень сложно. Я знаю лишь несколько человек, которые могут сами вести несколько направлений бизнеса. Поэтому необходимо диверсифицировать, прежде всего, свои собственные приоритеты. Прежде всего, нужно адекватно делегировать свои полномочия и контроль результатов среди участников процесса, на основе этого подбирать исполнителей. Если вы для себя не решили эту задачу и вам кажется, что везде успеете, то результат обречен на неудачу.
Пример
Самые успешные диверсификаторы в России сегодня — это «Альфа¬групп». По сути, это инвестиционный фонд в чистом виде, который ищет новые ниши и недокапитализированные компании, развивает их и продает. В 1990¬х многие финансовые группы работали по такому принципу, но сама деятельность не была структурирована. Сейчас схожим, несколько хаотичным образом происходит инвестирование у средних бизнесменов. А вот «Альфа¬групп» превратилась в хорошо структурированный private equity fund, который очень успешно ищет новые проекты и входит в них.
Среди основных преимуществ диверсификации можно выделить следующие:
• Она может помочь предприятию выжить в течение продолжительного времени;
• Предоставляет предприятию возможность расширения ассортимента продукции (услуг);
• Может обеспечить финансовую синергию;
• Может служить эффективному использованию избытка ресурсов.
Есть у диверсификации и недостатки:
• Для успеха необходима диверсификация в больших масштабах;
• Работники могут не иметь достаточных знаний и опыта, чтобы эффективно управлять производством нового продукта;
• Могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию;
• Это приростная стратегия — для получения прибыли необходимо определенное время.
Отрасли, которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто компании игнорируют критерий привлекательности из-за слишком высокого барьера входа. Они выбирают отрасль, которая «хорошо подходит» для их бизнеса, но сталкиваются с невыгодностью структуры отрасли. Пока наилучшее соответствие структуры не обеспечит конкурентного преимущества, диверсификация не приведет к высоким прибылям. Так, нефтяные компании пытались внедрить диверсификацию, связанную с покупкой химических предприятий, однако недостатки структуры в химической отрасли превзошли преимущества от вертикальной интеграции и удачных технологических решений.
Наш опыт диверсификации
Наша команда пыталась развить новые направления на базе уже существующего бизнеса, дополнительные направления, чтобы использовать имеющиеся человеческие ресурсы. Это были производственное направление, рекламная и сувенирная полиграфия. Компания запускала и другие проекты, связанные с торговым развитием бренда, например, VIP-коллекции в виде кожаных аксессуаров, календарные проекты, но они имеют сезонную направленность, поэтому этот вектор оказался не таким эффективным, как могло показаться при планировании. К тому же управленческая команда, которая занималась диверсификационными направлениями, была одна и та же. Новые проекты развивались на одной и той же клиентской базе. В итоге мы сделали для себя важный вывод: если есть желание диверсифицировать бизнес, то должна быть абсолютно новая группа людей, новое направление, которое не развивается в рамках существующего бизнеса. Это некий эволюционный рост: или у вас удачный бизнес, или регрессия.
Важно помнить, что любой бизнес — это живой организм, которому необходимы обновления, новые направления и рост. Диверсификация при благоприятных условиях может дать вашей компании все это, ваша задача, как собственника или управленца создать эти условия.
Голосование за лучшего эксперта портала —
A | A | A |
Оценка материала: | (4) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию -
02 августа, 16:06
WhatsApp введет плату для бизнеса за общение с клиентами
-
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
20 февраля, 01:16
Как развить стратегическое мышление и навыки стратегического планирования -
10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды
На данный момент нет комментария к этому материалу.